Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ООО «», 2006






В.П.Анисимов

СЧАСТЬЕ БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ:

Психолого-педагогические рекомендации

По воспитанию детей до 3 лет

МОСКВА

 

 

УДК: 37.018

ББК: Ч490

А 67

 

Рецензенты:

МУРАВЬЕВ Е.М., начальник Департамента образования Тверской области, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор

 

ГНУСАЕВ С.Ф., зав. кафедрой педиатрии Тверской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор

 

СИРОТЮК А.Л., зав. кафедрой психологии Тверского областного института повышения квалификации учителей,

доктор психологических наук, профессор

 

 

Анисимов В.П.

А67 Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет – М.: АРКТИ, 2006. – 184 с.

ISBN 5-7609-0283-0

Книга содержит психолого-педагогические нормативы развития личности ребенка в перинатальный и ранний периоды жизни, а также рекомендации по обеспечению разумных условий воспитания конструктивного характера ребенка в системе детско-родительских взаимоотношений.

Издание предназначено для родителей и практикующих педагогов-психологов, для студентов педагогических, психологических и педиатрических специальностей вузов, а также слушателей курсов повышения квалификации.

УДК: 37.018

ББК: Ч490

А 67

ISBN 5-7609-0283-0

Анисимов В.П., 2006

ООО «», 2006

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дети - центр Бытия.

отец Геннадий (Ульянич),

настоятель храма Иосифа Волоцкого, г. Тверь

 

Педагогика как наука еще не состоялась потому, что является симптоматичной по сути, то есть ориентирующейся в своих воздействиях и взаимодействиях не на причины, порождающие соответствующие последствия, а на симптомы – внешне поведенческие выражения. Поведение же часто оказывается разрушительным по направленности, так как далеко не всегда совпадает с мотивами и еще чаще оказывается неадекватным выражением используемых человеком способов достижения цели. Такой поведенческий опыт характеризуется как социально-педагогическая запущенность и, конечно, требует исправления, коррекции, внутриличностной перестройки и сознания и опыта усвоенных действий. А корректировать сформировавшееся поведение, как известно, гораздо сложнее, ибо педагогам приходится вторгаться (порой директивно «хирургически») не только в операциональный опыт личности – способы достижения целей, но и в «интимную сферу» психики – эмоционально-мотивационную структуру, «перекраивая» сильные и «латая» слабые свойства и внутриличностные процессы восприятия и чувствования, мотивов и воли, памяти и воображения, мышления и способов общения индивида. Такая работа требует не только глубокого владения психологическими знаниями, но и понимания как генетического, врожденного, так и приобретенного субъективно-социального опыта человека.

Механизм соотнесения своих потребностей (часто без учета потребностей окружающих и, поэтому эмоционально центрированных, эгоцентрических), с рациональными моделями и способами (реальными операциями) действий в определяющей мере зависит от мотивационной направленности, опосредованной, в свою очередь, психоэмоциональной уравновешанностью личности: уровнем развития эмоциональной отзывчивости и эмоционально-волевой саморегуляции, – инициативно-ответственной активности.

Эмоциональная отзывчивость обусловливает эмпатийные характеристики человека, его способность сопереживать и понимать состояния и потребности другого человека, что, в свою очередь, позволяет не вторгаться в границы потребностей другого и не провоцировать конфликты и агрессию. Противоположное (альтернативное) свойство – эмоциональная тупость проявляется как импульсивная (чаще – разрушительная) реакция на воздействия и внутренние состояния. Ответственная активность позволяет, во-первых, осознавать причинность действия (или бездействия) как энергетический пусковой механизм перспектив (целей и задач) и последствий (результатов) и, во-вторых, аккумулировать лидерские функции, то есть активность по организации и реализации смоделированных проектов гуманными способами.

Глобальный кризис современности, выражающийся в технократически ориентированной цивилизации, связан не столько с экономическими реформами, сколько с реформами и преобразованием глубинных причин - оснований человеческой деятельности, позволяющими (или не позволяющими) ему ориентироваться на духовные ценности. И проблема состоит не в том, чтобы обозначить их или выстроить их иерархию, а в том, чтобы понять внутренний механизм формирования таких ценностных ориентаций.

Детерминантой ценностно ориентированного мышления является способность человека быть эмоционально отзывчивым, и, опираясь на упорядоченное воображение, строить созидательно творческие модели, реализация которых возможна самостоятельно или в сотрудничестве, но не за счет других. Другими словами, нравственность любых форм деятельности становится важнейшей актуальной задачей любых социальных проектов, а педагогики как науки, в первую очередь.

Если педагогику понимать как детовождение, то первыми и основными (первопричинными!) педагогами ребенка являются родители. А что такое родительство? Педагогика до сих не даёт внятного определения и не раскрывает путей ее становления и реализации. Очевидно это предмет серьезных исследований в будущем. Здесь же представлена скромная попытка раскрыть суть родительства как психолого-педагогической первопричины – почина социальной адаптации родившегося человека.

Родительство по природе своей диалогично - это взаимоотношения мужчины и женщины по поводу развития (продолжения) своего рода – воспитания детей. Особенностью такого диалога является способность отца и матери не к доминированию и конкуренции, а к согласию и соуправлению.

Прочитав много книг о воспитании детей, я столкнулся с тем, что лишь в редких из них (как, например, в книгах Бориса и Елены Никитиных, Уильяма и Сары Сёрз) избегается распространенная, на мой взгляд, ошибка - акцентирование роли мамы в воспитании ребенка с деликатным игнорированием функций отца в этом ответственном и многозначимом событийном процессе. Такие книжные установки лишь усугубляют процесс разрушения института отцовства, стимулируя и без того распространенную тенденцию «мужского» мышления о том, что родительская функция отца необходима лишь с тех пор, когда малыш «начнет ходить на рыбалку», а до той поры все и так обойдется.

А далее и того хуже - воспитание строится по принципу «как воспитывали меня, так и я буду воспитывать», т.е. по аналогии своего детства и методов воздействия («рецептов») своих родителей. При этом главным аргументом такого принципа воспитания является суждение мамы и папы о том, что «меня так же воспитывали и вот, получился вроде как и ничего…». Ну а те отцы, которые приносят зарплату домой (т.е. заботятся материально) и пытаются хотя бы как-то проводить время со своим ребенком, считаются чуть ли не идеальными папами. Именно такую безответственную позицию родителя-отца, которой потакают многие (за редким исключением) авторы книг, и хотелось бы также развенчать.

Вместе с тем попытка представить книгу, прежде всего, для родителей-пап, полагаю, повторила бы ошибку тех авторов, которые акцентируют лишь роль мамы в воспитании малыша. Конечно, успешное воспитание ребенка может происходить только в согласованно гармоничном взаимодействии материнского и отцовского начал, ибо истинное родительство выражается в соуправлении отцом и матерью процессом воспитания созидательной самостоятельности своего ребенка. Замечу, что такое родительство оказывается полезным не только для ребенка реального как продукта любви супругов, но и внутреннего ребенка мамы и папы, переосмысление потребностей и способов их реализации которого оказывается условием взращивания духовно-нравственных ценностей и ориентаций уже взрослого человека.

Созидательная самостоятельность по плечу немногим личностям в наше время: большинство самостоятельны в удовлетворении лишь своих приземлено-материальных потребностей, а душевно-духовные ценности нынче не в моде ни у родителей, ни у, тем более, молодежи, которая активно соблазняется мишурой технократически ориентированной политики, рекламы и сверкающих витрин. Социально-психологический абсурд выражается нынче и в востребованности лишь тех профессий, которые приносят срочную материальную выгоду.

Другая часть родителей по давней советской привычке все еще живет главным образом для того, чтобы «прилично выглядеть» перед людьми (как плохой актер в театре лишь стремится казаться, но не быть), забыв о себе и своей семье. И лишь немногие пытаются найти тот путь, который проявляется как способность быть (а не казаться или выглядеть) самостоятельным носителем общечеловеческой культуры.

Культура человечества многие века востребует одно и то же качество человека – умение удовлетворять любые свои созидательные потребности (и материальные, и душевные, и духовные), но не за счет других. Вместе с окружающими – да, допустимо, но не счет вторжения в границы жизнедеятельности другого субъекта. Воспитанию этого главного качества человеческого общежития на планете Земля и следует посвящать любые педагогические умозаключения, в том числе и родительские.

Многие же книги для родителей мне, профессиональному педагогу, оказались не только мало полезными и неинтересными, но и мало понятными, мало имеющими отношение к воспитанию моего ребенка. Большая часть таких книг содержит лишь медицинские рекомендации – рецепты сохранения здоровья тела (будто человек – это всего лишь физический организм) или строгие (если не сказать, жесткие) указания и требования того, что и как надо делать (будто все дети – «винтики», коими можно управлять как автомобилем или компьютером).

Пытаться воспитывать по рецептам (бабушкиным или книжно-научным) – возможно, но небезопасно прежде всего для самого ребенка, а затем и для тех, кто будет жить рядом с ним: его родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, других родственников, а затем друзей, сотрудников, знакомых и просто встретившихся по жизни людей. Родительские способы воспитания, конечно, должны опираться на опыт предыдущих поколений, но недопустимо думать, что можно точно следовать предписаниям кого-то в воспитании своего ребенка, чтобы быть успешным воспитателем.

Воспитание – процедура творческая и удивительно увлекательная! Рискну утверждать, что кому в тягость увлечение творчеством, тому, скорее всего, будет в тягость и ребенок в доме. И, наоборот.

Однако творчество воспитания, к сожалению, не всегда является созидательным (именно поэтому оно для многих становится обременительным!). Как часто, в порыве что-либо сотворить, мы разрушаем уже имеющийся от природы потенциал и задатки маленькой личности. Для воспитательного творчества, конечно, недостаточно лишь «голого» энтузиазма. Энтузиазм родителю и воспитателю необходим как топливо в автомобиле, ибо работает на энергию движени я (без чего, заметим, движение не состоится). Но ответственность за то - куда (!) двигаться (направление), как (способы) и, главное, – с какой целью (каков ожидается конечный продукт, результат) так или иначе приходится нести, прежде всего, родителю. И лучше, если эти составляющие воспитания заранее известны родителям как первым управленцам воспитательного движения.

Вне знания традиций предыдущих поколений, конечно, невозможно получить действительно оригинальный продукт воспитания, коим является каждый растущий человек, ибо каждый из нас есть продолжение своего Рода, ибо у каждого есть реальное прошлое своих предков, без понимания сути которого невозможно последовательное и созидательное его развитие. Вместе с тем каждый из детей впервые идет своим жизненным путем - индивидуальным, уникальным и неповторимым - вначале под управлением родителей (первых детоводителей) и педагогов, а затем все более самостоятельно, оставаясь в системе общественных отношений.

Поэтому хороший родитель тот, кто не стесняется и не ленится постоянно учиться взаимоотношениям (в том числе и у своего ребенка!), сохраняя и развивая собственную культуру чувств и культуру соборного разрешения противоречий.

Культура чувствования строится на осознании человеком своего эмоционально-чувственного опыта в сопоставлении с общечеловеческой культурой чувств, которая зафиксирована в произведениях искусства. А культура разрешения жизненных противоречий формируется на основе знаний по психологии и теологии как способов конструктивного разрешения внутриличностных и межличностных рассогласований, конфликтов. Именно такое соотношение чувствования и способности созидательно-творческого разрешения возникающих жизненных барьеров и способно обеспечить родителям успешность воспитания. Ибо там, где родитель не найдет научно обоснованный ответ на появившиеся противоречия в отношениях с детьми, он сумеет разрешить его интуитивно, чувственно и любовно-доверительно, т.е. на уровне сверхсознания, данного его Родом. Вот почему чувства должны быть осознанно обогащенными и упорядоченными, т.е. быть высоко развитыми, окультуренными и одухотворенными.

Тогда и проявится творчество отношений – увлекательно позитивное для обеих сторон – ребенка и его родителей. Если в воспитании не присутствует родительское творчество, то оно превращается только в нудную повинность и, как следствие, - семейную тягость, а вслед за этим в катастрофу - развал семьи.

Непреодолимо трудно становится и тем, кто сам плохо воспитан и образован, у кого недостаточно развита способность сохранения и развития созидательных традиций своего Рода - творческих способностей самовоспитания. Такие родители либо уклоняются от воспитания своих детей, либо начинают метаться по жизни в поисках лучших рецептов, которые если и могут помочь, то только разумной голове, именно разумной, а не просто много информированной. Ибо «многознающий еще далеко не мудрый» (В.Фребёль).

Вместе с тем можно обратить в полезный для себя даже негативный опыт, если понимать, что любой негатив может стать хорошей иллюстрацией того, как не надо воспитывать детей.

Творение личности – дело не только увлекательное, но и ответственное. Ответственность следует понимать как родительские мысли, отношения, воздействия, которые и становятся причиной изменений в развитии ребенка.

Таким образом, необходимо иметь собственное чувство сути происходящего, научного и интуитивно творческого восприятия ситуации и возможности целесообразного использования данных конкретных условий в развитии (и это надо четко себе представлять - чего именно, какого конкретного свойства психики и качества личности) ребенка.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и неповторим, и сравнивать его ни с кем не надо.

Каждый раз перед родителями стоит интереснейшая задача - как воспитывать именно свое Чадо.

Единственное жесткое условие родительского творения растущей личности – не отклоняться от цели и не действовать за счет окружающих. Это так просто, когда есть чувство меры и сути происходящего, а собственная энергия становится гарантом достижения цели.

Не возникает сомнений в искреннем стремлении молодых родителей (многие из которых становятся ими вынужденно или по обычаю, но не осознанно) правильно воспитывать своего ребенка. Действительно, пожалуй, трудно найти супругов, любящих друг друга и не стремящихся к продолжению своего рода. Но, что такое Род и каково его значение в нашей жизни мы растеряли за последние сто лет и мало понимаем, готовы ли быть (а не казаться!) родителями, т.е. созидательными продолжателями традиций своего рода, своей Любви, своей первичной миссии на Земле.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.