Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания к выполнению практической части курсовой работы






Практическая часть курсовой работы по дисциплине «Стратегия развития предприятия» выполняется на основе расчетов, сделанных в курсовых проектах по дисциплинам «Организация производства на предприятии отрасли» и «Планирование на предприятии».

На основе проведенного анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и изученных литературных источников необходимо сделать выбор стратегии развития предприятия и разработать мероприятия по ее реализации.

Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окружающей среде.

В экономике единой стратегии развития не существует. Теория и практика бизнеса выработали множество стратегических подходов ведения дела. Это разнообразие обусловлено конкретными условиями, в которых осуществляется бизнес, совокупностью внешних и внутренних факторов, тенденциями в соответствующей отрасли, характером поставленных целей бизнеса и рядом других факторов. Каждая из них имеет множество вариантов в зависимости от конкретных условий деятельности фирмы. Могут быть и многоцелевые стратегии, которые сочетают в себе элементы нескольких групп стратегий.

Выбор стратегии осуществляет руководство предприятия на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и внешнюю среду, портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Следует отметить, что единой стратегии не существует. Каждое предприятие уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии деятельности.

Из ключевых факторов, прежде всего, исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны предприятия. Зачастую они являются решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.

Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности предприятия. Такие шаги в поведении предприятия, как выход на новые рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат.

Большое влияние на выбор стратегии предприятия оказывает степень зависимости от внешней среды. Бывают такие ситуации, когда предприятие настолько зависит от поставщиков или покупателей ее продукции, что не может делать выбор стратегии, исходя из возможностей более полного использования своего потенциала. В этом случае внешняя зависимость играет более значительную роль в выборе стратегии предприятия, чем все остальные факторы.

Сильная внешняя зависимость также может быть обусловлена правовым регулированием поведения предприятия, например, антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, влиянием природной среды, политическими факторами и т.д.

Еще один ключевой фактор - интересы руководства предприятия. Например, руководство любит рисковать или, наоборот, стремится всеми способами избегать риска. Это может быть решающим фактором в выборе стратегии.

При анализе портфеля продукции, т.е. набора вариантов инвестиций, производится сравнение доли фирмы или ее изделий на рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности.

Анализ ключевых факторов осуществляется по методу SWOT. SWOT - это метод анализа всего предприятия сверху донизу, внутри и снаружи, позволяющий точно определить, какие внутренние аспекты и внешние условия могут послужить основой будущего роста. SWOT делится на анализ внутренних факторов деятельности предприятия (сильные и слабые стороны) и внешних факторов (возможности и опасности).

В итоге такого анализа должен остаться небольшой набор обоснованных выводов, которые станут базой для построения стратегии. Стратегия разрабатывается на основе сильных сторон, при этом учитываются источники возможностей и опасностей, выявленные во внешней среде.

Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы, квалификация работников, интересы руководства, временной фактор. Большое влияние на выбор стратегии оказывает степень зависимости фирмы от внешней среды.

Заключительным этапом выбора стратегии является ее оценка. Процедура оценки, в конечном счете, сводится к решению вопроса, приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей.

На основе приведенного анализа и оценки возможных вариантов принимается окончательное решение о выборе наиболее целесообразной стратегии.

Результаты анализа основных технико-экономических показателей представляются в таблице 1.1. Перечень основных технико-экономических показателей и их величина по отчету принимается из курсового проекта по дисциплине «Планирование на предприятии». Величина плановых показателей устанавливается в задании к выполнению данной курсовой работы.

 

Таблица 1.1- Основные технико-экономические показатели

 

Показатели Величина показателя Отклонение
отчет план абсолютное %
1 Выручка от продаж продукции, работ, услуг, тыс. руб.        
2 Выпуск продукции, тыс. руб.        
3 Численность, чел.        
в т.ч. рабочих        
4 Фонд заработной платы, тыс. руб.        
5 Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.        
6 Фондоотдача, руб./руб.        
7 Прибыль, тыс. руб.        
валовая        
от продаж        
8 Рентабельность продукции, %        

 

В настоящее время для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность.

Формирование путей и проектов решения проблем - это важнейший этап выявления и формирования инновационного потенциала предприятия.

На фазе диагностики основной целью является предварительная оценка и выделение наиболее важных (приоритетных) направлений для дополнительной, более тщательной проработки. Поэтому используются упрощенные подходы, основанные на качественных экспертных оценках и некоторых несложных формализованных процедурах.

Анализируя стратегию предприятия, необходимо сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах:

1 Эффективность текущей стратегии;

2 Сила и слабость, возможности и угрозы предприятия;

3 Конкурентоспособность цен и издержек предприятия;

4 Оценка прочности конкурентной позиции предприятия;

5 Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии.

Для выбора стратегии развития и разработки мероприятий по ее реализации необходимо также проанализировать производственную программу, применяемое оборудование, структуру управления и численность работающих, затраты на производство и реализацию продукции.

Предлагаемые мероприятия по реализации выбранной стратегии развития предприятия должны быть обоснованы, подкреплены экономическими расчетами их целесообразности. По мероприятиям, требующим инвестиций, приводится их расчет и окупаемость.

Объем второй (практической) части курсовой работы в печатном виде должен быть 10-15 страниц.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.