Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стихотворение В. В. Маяковского «необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским Летом на даче»в 7 классе.






Цель урока — познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэ­зию как явление искусства, наметить пер­спективы последующего освоения лирики поэта в старших классах.

Ведущий прием — беседа-анализ; прие­мы — слово учителя, комплексное коммен­тированное чтение, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом, устное словесное рисование.

Оформление урока: плакат-эпиграф, фотографии Маяковского 1919—1924 годов, репродукция картины А.Дейнеки «Владимир Маяковский в РОСТА», афиша выступлений Маяковского, воспроизведенные учащимися фрагменты плакатов Маяковского-художни­ка для «Окон РОСТА», фотографии: памят­ник Маяковскому в г. Пушкине Московской области, старая липовая аллея, вид на Аку­лову гору; рисунки учащихся к стихотворе­нию «Необычайное приключение...».

Выставка книг: издания стихотворения «Необычайное приключение...» разных лет, статья Маяковского «Как делать стихи?», по­этические сборники поэта.

Задача вступительного слова подго­товить ребят к восприятию, чтению, анализу стихотворения, выявить самые первые впе­чатления учащихся от встречи с поэтом и его произведением. Дома семиклассники читали статью о Маяковском в учебнике', стихотворение, готовили небольшие устные высказывания по статье поэта «Как делать стихи?». Читаем слова-эпиграф, записанные на плакате:

Поэзия -

вся! —

езда в незнаемое.

Удивительные слова! Необычные! Не­привычные! «Незнаемое»... Приведите сино­нимы к этому слову. (Незнакомое, неизвест­ное, неизведанное...)

- В одной строке — восхитительная мета­фора! Маяковский сравнивает поэзию с ув­лекательным, интересным путешествием по просторам таинственной страны, имя которой — поэзия. И только тот путешественник насладится красотами этой страны, чье сердце окажется чутким, добрым, воспри­имчивым к поэтическому слову. Как вы ду­маете, зачем нам, людям, нужна поэзия? (Чтобы прикоснуться к необычному, познать прекрасное...)

— Действительно, стихи делают нашу жизнь духовно богаче, зачаровывают нас со­звучием рифм, чудной мелодией слов. А бы­вает и так, что ты сам начинаешь сочинять, творить, как писал А.С.Пушкин:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем...

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

«Осень»

- «Стихи свободно потекут» — точнее не скажешь! Побегут, как шумные весенние ру­чьи, польются, как полноводные русские ре­ки. Подумайте, трудно ли творить? Писать стихи? (Даже если у тебя есть талант рисо­вать, сочинять музыку, писать стихи, навер­ное, все же трудно, ведь надо много знать, неустанно трудиться...)

— Да, верно, стихи писать нелегко, если ты стремишься излить в них свою душу, го­тов, как пушкинский пророк, «глаголом жечь сердца людей», если твой стих будет зву­чать, «как колокол на башне вечевой, / Во дни торжеств и бед народных» (М.Ю.Лер­монтов. «Поэт»), А вспомните Некрасова: в иссеченной на Сенной крестьянке поэт уз­рел сестру своей Музы... Что же нужно поэту, чтобы струны его лиры волновали нас, читателей? Александр Блок призывал поэта к зоркости, душевной раскрепощенности, искренности:

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты.

Твой взгляд — да будет тверд и ясен.

Сотри случайные черты —

И ты увидишь: мир прекрасен.

«Возмездие»

- Где взять слова, чтобы облечь их в поэ­тическую форму стиха, чтобы «Из пламя и света / Рожденное слово» (М.Ю.Лермонтов. «Есть речи — значенье...») волновало и вос­хищало? Анна Андреевна Ахматова процесс нелегкого поэтического труда выразила в простых и точных образах:

Когда б вы знали, из какою сора

Растут стихи, не ведая стыда.

Как легкий одуванчик у забора.

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне...

«Творчество»

- Да, объект поэзии — весь окружающий мир. Но из словесного «сора» поэт выбира­ет самые точные, убедительные, необычные слова.

По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей.

Поэзия... Чье сердце открыто для любви к людям, родному краю, красоте, тому от­кроются заветные «стихов шкатулки» (В.Ма­яковский. «Нате!»). Для такого поэтического сердца будут губительны обыденность, ску­ка, заурядность… А как писал стихи Владимир Маяков­ский, этот ни на кого не похожий поэт? (Учащиеся приводят небольшие выдержки из статьи Маяковского «Как делать сти­хи?»2.

- Маяковский говорил: «Надо работать до предела, до кульминации, надо работать над стихотворением до тех пор, пока не по­чувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать».

О своей работе над стихами Мая­ковский рассказывал так: «Я хожу, разма­хиваю руками и мыча еще почти без слов, то укорачиваю шаг, чтобы не мешать мы­чанию, то помычиваю быстрее, в такт ша­гам. Так обстругивается и оформляется ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать от­дельные слова».

- А когда поэт приступал к отбору и об­работке словесного материала, чувствовал «ответственность» за эти слова: «Некоторые слова просто отскакивают и не возвращают­ся никогда, другие задерживаются, перево­рачиваются и выворачиваются по нескольку десятков раз, пока не почувствуешь, что слово стало на место».

- И наконец, заключительную стадию работы над стихом Маяковский описал так: «Когда уже основное готово, вдруг выступа­ет ощущение, что ритм рвется — не хватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб несадящаяся коронка, и, нако­нец, после-сотни примерок ее нажали, и она села».)

- Действительно, поэт был бесконечно требователен к себе, ощущая себя «должни­ком» у читателя, страны, вселенной:

Поэт

всегда

должник вселенной. «Разговор с фининспектором о поэзии»

- Вот так обыденно, как о тяжелой физи­ческой работе, поэт говорит о своем поэти­ческом труде. Он сравнивает поэзию с до­бычей редкого металла:

Поэзия —

та же добыча радия, в грамм добыча,

в годы труды. Изводишь

единого слова ради тысячи тонн

словесной руды. Но как

испепеляюще

слов этих жжете рядом

с тлением

слова-сырца. Эти слова

приводят в движенье тысячи лет

миллионов сердца. «Разговор с фининспектором о поэзии»

— Что необычным вам показалось в этих строках?

- (Необычные метафоры: «словесная ру­да», «слово-сырец». Своеобразная рифма, чеканный ритм. В стихах есть что-то пуш­кинское: вновь рожденное, выстраданное в упорном труде слово способно жечь «мил­лионов сердца». Используя яркие антоними­ческие пары слов, поэт рисует нам контра­стный образ «добычи» нового слова: едва тлеющее «слово-сырец» и «испепеляющее» «жженье» итогового слова...)

- Вы привели много тонких наблюдений над стихотворными строками поэта. Поста­раемся поближе познакомиться с миром по­этических образов Маяковского.

- Тревожный октябрь 1919 года. В Мо­скве и Петрограде объявлена мобилизация на Южный фронт. Продолжается граждан­ская война. В Российское телеграфное агентство (РОСТА) приходит работать поэт Маяковский. Ему шел 26-й год. Создается оригинальный жанр плакатного искусства — «Окна РОСТА». Поэт рисует плакаты, кото­рые заиграли свежими красками и причуд­ливыми образами. Каждый из своих плака­тов Маяковский подписывает меткими стихами. Газет и журналов было мало, поэ­тому плакаты «Окон РОСТА» заменяли их. Два с половиной года, изо дня в день, в хо­лод и жару работал поэт с друзьями над плакатами. Часто недосыпал. Чтобы не про­спать, клали под голову полено вместо по­душки. Маяковский называл «Окна РОСТА» фантастической вещью; плакаты художни­ков «Окон...» выставляли в витринах цент­ральных магазинов Москвы, на Кузнецком мосту, а некоторые даже отправляли в дру­гие города.

- Рассмотрите репродукцию картины А.Дейнеки «Владимир Маяковский в РОСТА». Что удивляет в этой картине?

- (Грандиозная фигура поэта, его сосре­доточенное лицо. Холодно. Маленькая жестяная печка да­ет, видно, не много тепла: поэт в пальто, шапке, левая рука в перчатке, правая обна­жена, держит острую кисть. Поэт рисует...

На полу у печки сохнет готовый плакат, а на огромном подрамнике рождается но­вый...

На плакате, что рисует поэт, рабочий с молотом, красноармеец с винтовкой, мощ­ный красный кулак перед физиономией сы­того буржуя...)

- Да, на редкость удачно художнику Дейнеке удалось запечатлеть один из эпи­зодов неустанного труда Маяковского, худо­жника-карикатуриста и поэта. (Демонстри­рую воспроизведенные учащимися фрагменты плакатов Маяковского.)

- Летом 1920 года Маяковский пишет стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт считал его программным, по­тому что выразил в нем свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого не­обычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть на­стоящая поэзия.

Выявляя первичное восприятие стихо­творения, спрашиваю: понравилось ли сти­хотворение? Чем? Что показалось необыч­ным в произведении? Каким вы увидели в нем поэта? Какой работой занят Маяков­ский?

Стихотворение понравилось ребятам. Эпитет «фантастическое» — наиболее час­то встречающийся в оценке детьми досто­инств произведения. И вместе с тем семи­классники не сомневались в подлинности истории с солнцем, произошедшей с поэ­том, осознавая условность искусства. Пер­вые впечатления о стихотворении юные читатели сравнивали с картиной Дейнеки, где изображен рисующий плакаты Маяков­ский, с той лишь разницей, что стихи поэ­та «летние», а картина художника «зим­няя». Детей увлек ритм стиха, множество «необычных» и самых простых и даже про­сторечных слов. Поясняем название про­изведения.

— Как вы думаете, почему поэт выбира­ет такое длинное, громоздкое название своему стихотворению? Почему он пишет еще и пояснение к заголовку: Пушкино, Аку­лова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.? (Вероятно, потому, что Маяковский стремился придать своему произведению достоверный характер. Уже в заголовке поэт пытается рассеять сомнения читателей в вымышленном характере исто­рии. Все произошедшее с ним — истинная правда.)

— Возможно, вы правы. Многочислен­ные детали описания, тон повествования, легкая ирония поэта убеждают нас в прав­дивости рассказа. Но заголовок и уточнение к нему словно контрастируют друг с другом. В первоначальном варианте первое слово заголовка было употреблено в превосход­ной степени: «Необычайнейшее приключе­ние...» Это столкновение реальности и фан­тастики намеренное. По справедливому замечанию литературоведа, стихотворение Маяковского являет нам «бесстрашный реа­лизм в изображении настоящего и романти­ческую устремленность в будущее»3.

Для более детальной работы над текстом стихотворения выделяем в нем композици­онные части. 1. Экспозиция. «Обыденная ра­бота поэта». 2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение " на чай"». 3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом». 4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта».

1. «Обыденная работа поэта».

- Напомните, какие тропы принято на­зывать в литературоведении гиперболой и метафорой. (Преувеличение, скрытое срав­нение.)

- Для чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В сто сорок солнц закат пылал»? (Чтобы ярче, образнее показать изнуряющую жару июля.)

- Чем обосновано употребление оборо­та «жара плыла»? (Очень жарко, жара осяза­ема, как река, только не с прохладной, а го­рячей водой.)

- С каким чувством поэт произносит фразу «На даче было это»? (Обыденности и... разочарования: увы, от жары не спасает даже дачная обстановка.)

— Да, поэтическая гипербола в экспози­ции стихотворения задает тон всему повест­вованию: разгар лета, дача на Акуловой го­ре, жарко.

- В начале лета 1920 года Маяковский впервые поселился в Пушкино, где снимал дачу на Акуловой горе перед большим за­ливным лугом. Всмотритесь внимательно в описание местности, где будет разворачи­ваться поэтическое действо. Как вы себе ее представляете? (Внизу горы, где располо­жена дача поэта, — деревня. Судя по всему, небогатая: низкие дома, кривые кровли. По­эт озирает округу свысока — вот почему так хорошо ему видна эта «кривизна» крыш.)

- Какая интонация, какой ритм нам по­надобятся, чтобы при чтении передать кар­тину этого поселка? (Интонация размерен­ная, неторопливая, хотя и внутренне напряженная. Ритм также не должен быть резким.)

- Но вот поэт приоткрывает нам не­большую тайну, известную только ему. Ку­да каждый вечер уходит солнце? Маяков­ский отвечает на этот вопрос по-своему, как истинный поэт. Почему он употребляет слово «наверно»? (Поэт не совсем уверен, но он предполагает, что солнце спускается в некую «дыру», расположенную «за дерев­нею». В этом сквозит какое-то наивное, да­же детское представление о мире: солнце не уходит далеко, оно «ночует» на краю де­ревни, чтобы наутро «снова мир залить» своими лучами...)

- Очень хорошо. Наступает новое утро. Изменилось что-то в мире? (Нет, все то же, что и вчера.)

Чем недоволен поэт, почему он зол? (Поэта удручает обыденность, привычный порядок вещей. Никаких перемен!)

— Какой экспрессивный оттенок прида­ет образу эпитет «ало»? (Краткая форма прилагательного алый — ярко-красный здесь создает объемный по своему звуча­нию образ: солнце представляется огром­ным, безмятежным, безраздельно царящим на земных просторах.)

2. «Ссора поэта с солнцем. Приглаше­ние " на чай"».

- Не кажется ли вам, что начало второй части напоминает повествование? Что пред­вещает такое начало? («И так однажды...» — это начало многих занимательных историй, легенд, сказок, случаев из жизни...)

- Как выражает поэт свою злость? («Ра­зозлясь, что в страхе все поблекло». Можно сказать, что злость породила страх, все меркнет, «бледнеет» перед раздраженным человеком...)

Подумайте, почему поэт употребляет резкие и несколько грубоватые слова, обра­щаясь к солнцу: «Слазь!», «довольно шлять­ся», «дармоед»? (Поэт, удрученный жарой, изнурительным трудом художника-агитато­ра, считает несправедливым обыденный по­рядок с «восходом» и «заходом» солнца, ему захотелось пристыдить светило за его «бес­полезный» труд в жаркий июль.)

- Справедливы ли такие слова поэта? (Наверное, нет. Солнце — не «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теп­лом, дает жизнь всему живому...)

- Какой работой занят поэт? Нравится ли она ему? (Рисует плакаты: «сиди, рисуй плакаты»; работа утомительная, монотон­ная, но долг художника превыше усталости.)

- Есть такой фразеологизм — сколько лет, сколько зим. Как это выражение интер­претирует поэт? («Не знай ни зим, ни лет» — тяжелый, рутинный труд, ни отдыха, ни вы­ходных. Под пером мастера даже обычные выражения приобретают новые очертания, придавая повествованию глубокую убеди­тельность и яркость.)

- Сам Маяковский, когда читал свое стихотворение со сцены, старался не кри­чать, не повышал голоса, чтобы передать экспрессивную силу бранных слов, адресо­ванных солнцу, а произносил слова и фразы спокойно, с едва заметным пренебрежени­ем. Попытайтесь и вы прочитать отрывок стихотворения, передавая интонацией за­мысел автора.

- Итак, солнце «не слышит» поэта, ведь он бранится, называя светило «неженкой» и «дармоедом». Кому же приятно услышать такое в свой адрес? Алое светило, не заме­чая брани поэта, величаво проплывает себе по небу. Но не тут-то было! Наш поэт не привык отступать! Ругаются только злые, неуверенные в себе люди, вздорные и не­воспитанные. А может быть... Дерзкая мысль: пригласить светило... в гости?! На чай... С каким чувством прозвучало это при­глашение? (Поэт меняет гнев на милость: «Погоди! послушай, златолобо...»)

- Как вы понимаете неологизм поэта «златолобо»9 (Очень красивое слово! От него веет какой-то сказочной стариной. Вновь краткое прилагательное, насыщенное звука­ми [о], оно создает эффект величия, царст­венности и какой-то человечности. Солнце — живое!)

- Чем оправдана глагольная форма ус­ловного наклонения в обращении к солнцу? (Сначала — повелительное наклонение: «Слазь!», «довольно шляться», «Погоди!», «послушай», а потом — «зашло бы». Мне ка­жется, это поэтический параллелизм, осно­ванный на приеме олицетворения «солнце зашло» (закатилось за горизонт — «на чай зашло бы»). На минутку, ненадолго!)

- Замечательное наблюдение! Оно по­может вам при чтении отрывка правильно подобрать интонацию: от пренебрежитель­ного раздражения — к примирительному и дружелюбному тону.

Как поэт передает свой испуг? (Вос­клицательными предложениями: «Что я на­делал! Я погиб!» В них чувствуется раская­ние за дерзкое приглашение солнца «на чай».)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.