Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные классы






В языческом обществе классовые различия были резко обо­значены. Аристократические землевладельцы, люди, свя­занные с правительством, и некоторые другие жили в роско­ши. Ярко выраженного среднего класса не существовало, поскольку большую часть работы выполняли рабы. Попав в зависимость от правительственной поддержки, люди, в пре­жние времена более-менее соотносимые со средним классом, влились в городские толпы не имеющих дома и пропитания. Уравнительное влияние иудаизма сглаживало различия в иудейском сообществе, но первосвященники и ведущие равви способствовали образованию высшего класса. Земледель­цы, ремесленники, мелкие коммерсанты и их семьи состав­ляли большую часть населения.

Среди иудеев сборщики налогов, традиционно именуе­мые мытари, служили объектом особой классовой ненавис­ти. Остальные иудеи презирали этих сборщиков налогов, ко­торых точнее было бы назвать сборщиками дани, так как они собирали деньги с богохульными языческими надписями и изображениями и сотрудничали с римскими завоевателями. Римляне отдавали пятилетний контракт на право сбора на­логов самому выгодному для них претенденту, а именно, то­му, кто запросит самый низкий процент своих комиссион­ных. Мытарь собирал не только дань и свои комиссионные, но и все, что ему удавалось заполучить незаконным образом. Из-за взяток, получаемых им от богатых, тяжесть налогово­го бремени перекладывалась на бедных. Поэтому в народе мытарей ненавидели.

Рабов в Римской империи могло быть больше, чем свобод­ных людей. В типичном случае осужденные преступники, несостоятельные должники и военнопленные попадали в рабство; а многие высказывания и притчи Иисуса подразу­мевают, что в то время рабство существовало и в иудейской культуре. Из посланий Павла видно, что в домах христиан были рабы. Многие рабы — врачи, бухгалтеры, учителя, фи­лософы, управляющие, писцы и переписчики — имели луч­шее образование и были более искусными, чем их хозяева. Некоторые рабы покупали себе свободу или получали воль­ную от хозяев.

Первоначально только рабы-преступники подвергались распятию. Позднее, однако, и свободных людей, совершив­ших особо опасные преступления, тоже ждала эта участь. Во время осады Иерусалима в 70 г. по Р. X. Тит ежедневно рас­пинал по пять сотен иудеев перед самой городской стеной, прямо на виду у осажденных7. Иногда применялась казнь че­рез сожжение на костре. В иных случаях приговоренных лю­дей заставляли биться в качестве гладиаторов на арене. Целые отряды людей могли истребить друг друга в таких инсценированных битвах.

Семья

Как и следовало ожидать, семья была основной ячейкой об­щества. Некоторые факторы, однако, отнюдь не способство­вали укреплению семьи, например численный перевес рабов и то обстоятельство, что детей воспитывали по большей час­ти рабы, а не родители. В типичной греко-римской семье рождаемость была низкой. Чтобы поощрить многодетность, правительство предоставляло особые льготы родителям, имевшим троих и более детей. С одиноких, по-видимому, взимали дополнительный налог.

В Палестине большие семьи были не редкостью. При рож­дении мальчика родители радовались, девочки — испытывали разочарование. На восьмой день жизни иудейского мальчика обрезали и давали ему имя. С именем для девочки можно было подождать и целый месяц. У семей не было соб­ственного родового имени, фамилии; поэтому людей с одина­ковым именем различали, указывая имя отца («Симон, сын Зеведеев»), религиозные или политические убеждения («Си­мон Зилот»), род занятий («Симон кожевник») или место­жительство («Иосиф из Аримафеи»). В случае смерти чело­века его родственники совершали формальные обряды трау­ра, в частности раздирали свои одежды и постились, а также нанимали профессиональных плакальщиков, обычно флей­тистов и женщин, для причитаний. Кроме того, семья могла прибегнуть к услугам профессионального гробовщика.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.