Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отбор эффективных методов и средств спортивной тренировки. Анализ просмотренной тренировки.






 

Средство — это конкретное содержание действия спортсмена, а метод — это способ действий, путь их применения. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упраж­нения, которые условно можно разделить на три группы: обще­подготовительные, специально-подготовительные и соревнова­тельные.

К общеподготовительным упражнениям относятся те, которые по форме движения не имеют сходства с соревновательным уп­ражнением.

Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики.

Соревновательные упражнения — это комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации и выполняемых в соответствии с существующими правилами со­ревнований. К этим упражнениям относятся избранный вид легкой атлетики и его варианты.

Средства спортивной тренировки разделяются по направлен­ности воздействия на две группы:

— преимущественно связанные с совершенствованием различ­ных сторон подготовленности — технической, тактической и т. п.;

— преимущественно связанные с развитием двигательных качеств. Методы спортивной тренировки в практических целях принято условно делить на три группы: словесные, наглядные и практи­ческие. следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактиче­ским принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсмена, их классификации и уровню подготовленности.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение, команда, подсказка и др.

Наглядные методы многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении, непосредственный показ упражнений и их элементов тренером или квалифицированным спортсменом. Кроме этого следует ши­роко использовать наглядные пособия:

Методы практических упражнений условно можно разделить на две основные подгруппы:

— методы, преимущественно направленные на освоение спортив­ной техники, т.е. на формирование двигательных умений и навы­ков, характерных для избранного вида спорта;

— методы, преимущественно направленные на развитие двига­тельных качеств.

Среди методов выделяют методы разучивания движений в целом и по частям.

При использовании методов разучивания движений, как в це­лом, так и по частям большая роль отводится подводящим и ими­тационным упражнениям. Подводящие упражнения применяются для облегчения задач овладения спортивной техникой.

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура ос­новных упражнений и обеспечиваются условия, облегчающие ос­воение двигательных действий.

Структуру методов определяют характер упражнения в процессе однократного использования данного метода (непрерыв­ный или с интервалами отдыха) и режим выполнения упражне­ний (равномерный, стандартный или переменный, варьирующий). Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальный метод пре­дусматривает выполнение упражнений с регламентируемыми пау­зами отдыха.

В качестве других самостоятельных методов следует выделить игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических прие­мов и ситуаций

Соревновательный метод предполагает специально организован­ную деятельность, направленную на выявление уровня подготов­ленности спортсмена и выступающую в качестве способа повы­шения эффективности тренировочного процесса.

Повышение квалификации тренера-преподавателя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию тренировки. Самоанализ оказывает существенную помощь тренеру: тренер лучше осознает систему своей работы, свои достижения, а также затруднения и недостатки, быстрее осваивает на практике методику выбора оптимальных методических вариантов, сопоставляет выдвинутые образовательные, воспитательные и развивающие цели с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности тренера и учащегося на тренировке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы тренера и спортсмена.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов тренировки;

Краткий – достижения основных целей и задач;

Комплексный – в единстве взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации тренировки;

Аспектный - отдельных элементов тренировки.

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д.

Основные положения в схеме анализа тренировки:

1. Краткая характеристика группы:

- год обучения;

- уровень подготовки спортсменов (ОФП, СФП, СТТП);

- количество учащихся по списку;

- количество занимающихся на тренировке.

2. Тема тренировки:

- образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи.

3. Организационное начало тренировки:

- готовность тренера к занятию (конспект или подробный план тренировки);

- подготовленность спортсменов (спортивная форма, спортивный инвентарь в индивидуальных видах спорта);

- подготовленность спортивного зала, согласно инструкций техники безопасности и охраны труда, наличие спортивного оборудования, необходимого для тренировочного процесса

4. Организационная структура тренировки:

- мобилизующее начало тренировки;

- последовательность, взаимосвязь и соотношение частей тренировки;

- плотность (высокая, средняя, недостаточная) занятия и темп его проведения;

5. Анализ содержания учебного материала тренировки:

- место тренировки в теме, связь с предыдущими и последующими занятиями;

- последовательность реализации учебного материала на занятии по физической нагрузке;

- соответствие программе и уровню подготовленности спортсменов;

- соотношение практического и теоретического материала.

6. Общепедагогические и дидактические требования к тренировке:

- цель тренировки, соответствие плана и конспекта тренировки поставленной цели;

- разнообразие и сочетание форм, средств и методов обучения;

- индивидуализация и дифференциация в обучении;

- взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов тренировки.

7. Деятельность тренера:

- научность и доступность изложения новых знаний;

- использование тренером опыта лучших тренеров и рекомендаций методической науки;

- организация закрепления учебного материала;

- организация самостоятельной работы учащихся;

- проверка знаний, умений и навыков обучающихся;

- отношение тренера к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

- задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;

- пути достижения порядка и сознательной дисциплины на тренировке;

- правильность и эффективность использования спортивного инвентаря;

- управление учебной деятельностью на тренировке (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками).

8. Деятельность учащихся:

- подготовка к тренировке;

- поведение учащихся на тренировке – дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

- интерес и качество самостоятельной работы учащихся;

- знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

- отношение учащихся к тренеру;

- степень и характер участия детей в тренировке.

9. Выводы:

- выполнения плана тренировки;

- достижения целей тренировки;

- особенно интересное и поучительное на тренировке;

- были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе тренировки, какие, почему, к чему они привели?

- причины успеха и недостатки проведенной тренировки;

- выводы из результатов тренировки на будущее.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.