Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая культура перед вызовами глобализма






Всякая культура – это культура духа. Всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт работы духа над природными стихиями. Современную правовую культуру можно уподобить механической памяти, воспроизводящей информацию о нормативах поведения.

Появление светского государства привело к переносу акцента на этические и, главным образом, на юридические ориентиры и ценности, поскольку религиозные абсолюты были отвергнуты. Новое мышление убеждало в том, что догма относительна, а содержание и смысл эволюционируют вместе с результатами голосования. «Правильно» организованная дискуссия заставляет изменяться саму истину. В этой ситуации законы превратились в новую догму без абсолютных нравственных оснований и без веры.

Нормы глобалистской юриспруденции сходны с техническими организационными нормативами, поскольку лишены ценностных и нравственных оснований. Принципы такого правопорядка ничего не объясняют, они требуют беспрекословного подчинения букве закона. Пространство этого правопорядка наполнено символикой и ритуалами, носящими императивный характер. Можно заметить, что с началом глобализации правовая культура фактически отмирает, уступая место сплошной юридизации общественной жизни.

Утверждениям о глобализме как стирании культурных различий и движении к посткультурной технической цивилизации противоречат широко распространенные представления о плюралистическом характере нашего времени и наступлении эры мультикультурализма, апофеозом которого считают возникновение " индивидуальной культуры" [421]. Думается, что это противоречие поверхностное. В безудержной плюрализации, раздроблении культуры на дисперсные частицы как раз и выражается ее распад, превращение в материал " для другого". Индивидуальная культура, когда у каждого собственные понятия о добром или должном, персональная совесть, которая всегда оправдает свою персону, обессмысливает ее социальные функции, ведя тем самым, к исчезновению, что невольно признают сами адепты экстремального мультикультурализма. " Дорогой, но необходимой ценой за рост культурного разнообразия становятся, во-первых, ограничение разнообразия живой природы, а во-вторых, гомогенизация глубинных смысловых пластов этнических, рациональных, религиозных и прочих макрогрупповых культур. Следовательно, экологам придется примириться с неизбежным сокращением видового состава природной среды… Культурологам же стоит обратить внимание на то, что сохранение исторической самобытности каждой культуры – задача по-видимому благородная, но нереалистическая и будучи понята буквально, чреватая опасными последствиями" [422].

Глобализация мира с ее расовым подходом и идеологией человеконенавистничества может быть принята только людьми определенного духовного склада. Формирование такого типа людей осуществляется не в последнюю очередь юридическими средствами.

Происходит замещение национальной культуры культурой глобальной. Диалог культур для того и разворачивался с 1980-х гг., чтобы унификация в культурной сфере наконец состоялась. Основная стратегия состояла в том, чтобы сделать эту новую, глобальную культуру модной. Она сулит на первом этапе самый раскованный образ жизни, максимум свободы при минимуме ответственности. Городская и сельская беднота, все более разрастающаяся по мере продвижения глобализации, тоже старается подражать стилю потребления представителей крупного и среднего капитала. Глобальная культура требует ослабления и отмены правовых ограничений, для того чтобы предоставить рыночным механизмам как можно большую свободу. Глобалисты лишили свободу связи с родственными идеями эпохи Просвещения (равенства и братства) и занялись ее абсолютизацией[423].

Больше культуры, культурой объявляется все – чтобы ее было меньше и не стало совсем – такова коварная логика мульти- и микрокультурализма, сопровождающая процессы глобализации мира. Идеальной моделью его посткультурного состояния является Интернет. Виртуальное пространство и в самом деле не делится на свое и чужое, здесь не важна ни государственная, ни этническая, ни половая, ни социальная, ни возрастная, вообще – " никакая" принадлежность пользователя, кроме содержания коммуникации, обозначаемого условным адресом. Восторгов по поводу такого анонимного существования не счесть. Наконец-то отбрасываются " заскорузлые" категории старого мышления, всякое почвенничество, патриотизм, конфессионализм, сексизм и др. И что получается? Человек-кочевник, номад, не принадлежащий ни к одной культурной группе, кроме может быть какой-либо профессиональной корпорации. " Человек без свойств" – вот результат глобализации, доведенной до своего логического завершения. А разве бывают вещи и тела без свойств"? Глобализм – это конец истории, точнее, конец культурной истории человечества, в ходе которой сформировался традиционный Гомо сапиенс как разумное, телесное, чувственное, ценностно-духовное, а не виртуально-информационное существо.

Юридические системы самых разных стран импортируют терминологию, целые словарные запасы и семантические особенности английского языка. При такой экспансии иностранный язык становится неотъемлемой частью повседневной речи всего общества. Здесь уместно вспомнить изречение Витгенштейна: «Границы моего языка – это границы моего мира». Присоединение к НАТО или ЕС – только символический заключительный акт одностороннего сближения стран с Западом, а начинается глобализация именно с культурно-идеологической экспансии. Для этого основы местной культуры новыми колонизаторами совершенно дискредитируются.

В Соборном слове VI Всемирного Русского Народного Собора, состоявшегося в Москве 13-14 декабря 2001 г., говорится, что каждому народу нужно позволить «развиваться свободно, в соответствии со своими традициями, своим мировоззрением, своей верой, своими исконными моделями политического и экономического обустройства. Никому не следует навязывать чуждых ценностей, информационного и культурного единообразия, искусственно прививаемых схем правовой и политической организации государства, систем образования и воспитания. Каждому народу нужно обеспечить соразмерное участие в принятии решений на международном уровне». Правовая культура глобализуемого общества космополитична. Распространяется она в основном в среде интеллигенции на уровне клубной культуры интеллектуалов. Распространяется разными средствами: академическими структурами, фондами, неправительственными организациями, правительственными и межправительственными структурами. Космополитическая культура имеет псевдо-правовой характер и активно транслирует идеи и нормы поведения Запада, такие как учение о правах человека, концепции феминизма или гендера, мультикультурализма, а также представления о независимом образе жизни. Цена за вход в «клуб элитной интеллектуальной правовой культуры» – отказ от Родины и ее духовно-нравственного наследия. Критерием благонадежности в глобальном мире становится безпочвенность, безпринципность и безнравственность человека. Доминирующей культурой на территории едва ли не большинства стран мира стала культура западная.

В научной среде большое распространение получила конкуренция за предоставление грантов зарубежных фондов, когда ослабленные государства утратили возможность надлежащей финансовой поддержки ученых. Чтобы получить грантовое финансирование, исследователи должны разрабатывать свои проекты, придерживаясь западных академических норм, предложенной тематики и проводить исследования в соответствии с интересами финансирующих организаций. В результате ученые превращаются в научное сообщество западного типа и в теоретическом, и в методологическом отношении.

Складывающаяся глобальная юридическая культура привлекательна для тех, кто высоко ценит личную свободу вплоть до абсолютизации [424]. В этом смысле глобальная культура напоминает эпоху эллинизма, когда превозносились индивид и его стремление к независимости, тем самым личность освобождалась от ограничений со стороны Традиции, Иерархии и Абсолюта. Потребительство служит теперь для массовой культуры идеологическим фоном, а массовая культура в свою очередь поощряет массовое потребление. Потребительство продвигается глобализаторами в качестве идеологии и формы масс-культуры. Быстрое развитие массовой культуры должно помочь формированию нового типа правового пространства, высококоммерцилизированного, но находящегося при этом за рамками государственного контроля и управления.

Глобалисты с успехом используют ментальное оружие – зомбирование через навязывание искаженной картины мира. Такое оружие использует самые темные инстинкты падшего человека. Надо заметить, что народы мира развиваются по своим внутренним законам, которые требуют приоритета высшего начала над низшим – истины над суетой текущего времени, любви к Родине над эгоизмом, верности традициям над всеядностью деградирующего сознания. Глобализм идет на целенаправленное нарушение этой закономерности с тем, чтобы из народов сделать поголовье, а затем переселять, изменять его состав и т.д. Отвергая национальные системы образования, глобалисты рассчитывают на изменение всей мировоззренческой направленности общества. Конечной целью современных реформ образования является ликвидация укорененной социокультурной идентичности, которя именуется народом. Утверждая при этом принципы толерантности, терпимости, плюрализма, политкорректности, адепты глобализма заботятся о непротивлении причиняемому злу, нейтрализации недовольных. Плюрализм в проекте глобализации ­– это плюрализм деструктивности при идеологической установке, что западному образу жизни альтернативы нет.

Правовой статус личности запрограммирован на неукорененность, автономность, самозащиту и сепаратное обустройство за спиной окружающих в ущерб их интересам. Получается, что эмансипированная личность не получает опоры в наличном окружении и противопоставляет себя ему, ищет себе правовых гарантий безопасности через опору на внешние силы. На примере правового статуса личности в современном обществе становится очевидным, что глобализм – это идеология отщепенцев.

Глобализация мира включает механизм социальной деградации человечества. Критериями высокой правовой культуры мировое сообщество готово оценивать юриспруденцию Запада во главе с США, игнорируя невиданный рост насильственной и корыстной преступности в этих странах. То, что современным ученым-юристам представляется гражданским обществом, на самом деле является атомизированным социумом, не имеющим возможности контролировать правовое поведение своих членов и даже лишенным такого права. Членам такого социума остается лишь констатировать результаты регулярных афер, связанных с незаконным обогащением безнравственного меньшинства. Нечистые на руку дельцы успевают в рамках гражданского общества достичь невиданной выгоды, прежде чем социум сформулирует соответствующие запретительные оговорки. В этом и заключается либеральный принцип: «Разрешено все, что не запрещено», изначально эмансипированный от абсолютов традиционной нравственности. Глобалистская юриспруденция имеет своей задачей разгрузить общество от этого морального груза, поддерживаемого лишь совестью и традицией и таким образом расширить зону дозволенного. Сутью же этого дозволенного выступает деградация человека, но профанное большинство глубины падения себе не представляет.

В правовой культуре глобализуемого общества приветствуется существование пограничных личностей, принадлежащих одновременно сферам законопослушания и правонарушения и потому позволяющих себе отстраненное отношение от правового порядка.В частности, те, кто сохранил в годы реформ свою связь с продуктивной экономикой, либо вовсе не получают заработной платы, либо получают ее в размере ниже прожиточного минимума. Напротив, те, кто связан с асоциальными спекуляциями оказались щедро вознаграждаемыми. Правовая культура лиц первой категории страдает от ощущения собственной правовой беззащитности, а второй – от ощущения безнаказанности порока. Может ли правовая культура народного большинства быть высокой, если все проводимые реформы – жилищная, образовательная, собственности – новации в пользу меньшинства. В результате юридическую культуру современного общества можно считать также конфронтационной.

Сторонниками глобализации часто употребляется термин «мировые стандарты», когда они доказывают необходимость реформ и революций. Однако, что он фактически означает, неясно не только в сфере правовой культуры, но даже в сфере экономики. Идеологема «мировых стандартов» используется в качестве некоего абсолютного мерила прогресса и благонадежности. За фасадом аморфного прогресса людей превращают в безудержных потребителей, носителей психологии мародерства.

Можно заметить, что правовой нигилизм общества давно перестал быть стихийным процессом, он является сознательно используемым глобалистами средством духовного разрушения противника. Правовой нигилизм – это орудие глобализма, посредством которого создается атмосфера деморализации, дезориентации, тотальной озлобленности и страха.

По отношению к глобализму культура находится в том же положении, что и природа. Но если в необходимости защиты природы отдают отчет и что-то предпринимается, то об экологии культуры говорят в самом неопределенном или узко-эмпирическом смысле как бережном обращении с памятниками и артефактами. Нет ясности от чего/кого ее надо защищать, какие процессы угрожают культурному разнообразию мира. Не разрабатывается, следовательно, и модель потребного состояния. Под влиянием начинающей господствовать глобалистской идеологии " стираются", подавляются даже его контуры, которые в таком случае надо подчеркивать и пропагандировать. Общесистемным ядром разрешения противоречия между глобальными тенденциями развития цивилизации и существованием культур, ставшего критическим для современного мира, является " принцип Троицы" – неслиянно и нераздельно. Это синтез принципов механизма и организма, " живой комплекс", отношения между элементами которого не функциональные, а коэволюционно-синергийные. В практическом плане позитивной альтернативой глобализму является идея многополярного мира. Ее разделяет большинство государств планеты и предотвратить нарастающую опасность " столкновения цивилизаций" в ближайшей перспективе способен именно этот подход. Глобализм провоцирует мировую войну. Экономически ему может противостоять ориентация на " реальную экономику", ограничение спекулятивного манипулирования виртуальными финансовыми потоками, когда разрушается производство целых стран, независимо от действительного уровня его развития. Объективно в этом заинтересованы все правительства и нужно лишь понимание и политическая воля. Собственно культурная политика должна быть направлена на защиту традиционных, специфических для данного общества форм права, искусства, образа жизни, быта – " различий", того, что делает их интересными друг для друга, создает основу для взаимного диалогического и дружеского существования. Поддержание культурной идентичности этносов служит не только их сохранению самих по себе, но " человека со свойствами", человека как такового.

Поскольку изоляция от глобальной культуры требует эмансипации от глобальной экономики, затраты на поддержание самобытности довольно высоки. В этом контексте показательна ненависть глобализаторов к русской национальной культуре. Базовыми ценностями для России являются прежде всего выбранный нашими народами уклад духовной и общественной жизни и принадлежащая нам территория. Сторонники Нового Мирового Порядка считают преступным стремление русских наделять православные духовно-нравственные принципы ценностью, которая превосходит рыночную стоимость материальных вещей. Русские все время ведут непонятный Западу поиск Правды. У них есть чувство прекрасного, а не западное понятие о дизайне. В новом западном мире верность мужчины и женщины друг другу рассматривается как вид рабства.

Глобализм грубо нарушает механизм преемственности в развитии национальных правовых систем. Проект глобализации мира предусматривает обструкцию и демонтаж национальных правовых культур. Так, западные специалисты отмечают низкий уровень российской (а конкретнее – русской) правовой культуры. Однако исконная русская традиция позволяет обходиться без избыточных запретов и санкций. Даже когда нет никаких санкций, а человек совершил неприличный поступок, он заведомо знает, каковым будет к нему отношение со стороны других людей. Для того, чтобы считать себя полноценным, коренному жителю России вовсе не обязательно знать, есть ли какие-то специальные предписания или ограничения в законодательстве, но при этом он безошибочно знает, чего делать он не должен. Право и закон на почве российской правовой системы всегда преломлялись сквозь призму культуры и традиционной нравственности.

На начальном этапе глобализации мира (этапе кризиса национальных государств) правовая культура элит уже практически отсутствует. Правящие элиты в основном представлены нигилистами по части права. Право и нравственность противопоставляются друг другу вплоть до антагонизма. Законным представляется то, что выгодно в каждый конкретный момент времени. Многомиллионную армию заранее подготовленных маргиналов это вполне устраивает. Правовую культуру как оценочную категорию становится проблематично использовать, поскольку единых и абсолютных оценок правомерного поведения больше не существует. Атомизация и плюрализм сделали свое дело. Остатки правовой культуры общества характеризуются космополитичностью, предрасположенностью к заимствованиям внешних культур.

На втором этапе глобализации мира (этапе регулируемого хаоса) агрессивность культуры общества, вызванная идеалами потребительства, соперничества, эмансипации, приводит к эскалации разнообразных конфликтов мирового масштаба. Знания о подлинном праве оказываются невостребованными. В условиях мировой войны актуализируются неправовые устремления и установки.

На третьем этапе глобализации мира (апокалипсиса) никакой правовой культуры у общества не будет, даже низкой. Здесь можно говорить лишь о культуре электронных и манипулятивных технологий. Равнодушие к праву при отсутствии объективной информации о нем будет способствовать распространению юридизованных стандартов зомбированного и развратного образа жизни. От людей глобализаторы будут требовать примитивизма, развращенности и скотоподобия. Прогресса в развитии права и какого-либо правового творчества не будет. Неправовой характер культуры апокалипсического мира состоит в беззащитности людей и культивации всего низменного и порочного. Индустрия порока с совершенными электронными технологиями, с одной стороны, и репрессивная машина тоталитарной власти, с другой стороны, повлекут гибель человечества. Мировое зло дойдет до предела своего выражения.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

  1. Какие характеристики отличают правовую культуру

глобализуемого общества?

  1. Как меняются характеристики правовой культуры общества относительно различных этапов глобализации мира?
  2. За что глобализаторы мира называют низкой правовую культуру российского общества?

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.