Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БССР в период попыток проведения реформ (1954 – 1964 гг.). Активизация правотворческой деятельности в республике






После смерти И.В. Сталина и осуждения культа личности пришел период «Хрущевской оттепели», определенной демократизации общественной жизни, повышения роли Советов, расширения прав союзных республик. В соответствии с союзными законами 1957 г. к ведению республики были отнесены такие полномочия, как установление областного деления, руководство строительством путей сообщения, транспортом, предприятиями связи республиканского значения, принятие законодательства о судебном строе и судопроизводстве, гражданского и уголовного законодательства.

Эти изменения коснулись и высших органов государственной власти. Увеличивается число постоянных комиссий Верховного Совета БССР (в 1955 г. их было 4).

В 1957 г., например, появляются новые постоянные комиссии: по народному образованию и культурно-просветительской работе; по здравоохранению и социальному обеспечению; по жилищному строительству и коммунальному хозяйству. В 1960 г. было утверждено Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета БССР, в котором определялись два главных направления их деятельности: подготовка законопроектов и контроль за их исполнением и эффективностью. Все это повышало законодательную активность Верховного Совета БССР. Так, Верховный Совет БССР пятого созыва (1959 – 1962 гг.) принял 60 законов, среди которых Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (1960 г.), Закон о судоустройстве (1959 г.) и др.

В 1957 г. в СССР была осуществлена перестройка управления промышленностью и строительством. Вместо системы министерств и ведомств, работающих по отраслевому принципу, создавалась система советов народного хозяйства (совнархозов), построенных по территориальному принципу. Реорганизация проводилась на основе закона СССР от 10 мая 1957 г. «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». В связи с проведенной реорганизацией и образованием Совнархоза СССР были упразднены 9 министерств. Совнархоз БССР осуществлял руководство вверенными ему отраслями хозяйственной жизни, предприятиями, стройками и иными организациями, издавал постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми предприятиями и организациями на территории республики. Организация управления народным хозяйством по территориальному принципу через совнархозы несколько расширила возможности специализации и кооперирования в пределах экономического района, однако такая система на практике не соответствовала возросшим потребностям развития страны, так как управление отраслями производства было раздроблено по многим экономическим районам, и руководство народным хозяйством ослабло. Законом «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов управления» от 2 октября 1965 г. и аналогичными законами союзных республик совнархозы были упразднены. Вновь создавались общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские отраслевые министерства и ведомства. В этот период Совет Министров БССР ежегодно принимал от 400 до 800 постановлений.

Большое количество нормативно-правовых актов в данный период вызвало необходимость систематизации действующего законодательства. В БССР были созданы специальные комиссии для подготовки кодексов по основным отраслям права.

Гражданское право в рассматриваемый период было направлено на укрепление государственной собственности, усиление планового начала в народном хозяйстве, совершенствование правовых форм экономических связей между хозяйственными организациями, упорядочивание вопросов, связанных с установлением договорных отношений и т.д. Расширялся круг объектов права личной собственности, сфера применения договора розничной купли-продажи, права граждан по договору жилищного найма. 11 июня 1964 г. в соответствии с общесоюзным законом «Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик» Верховным Советом БССР принят и введен в действие с 1 января 1965 г. новый Гражданский кодекс республики. Кодекс конкретизировал регламентацию гражданско-правовых отношений и состоял из 8 разделов и 43 глав. В нем излагались общие положения, право собственности, обязательственное право, наследственное право, авторское право и др., четко определялись содержание объектов каждой из форм социалистической собственности и правовые формы ее сохранения. Правовое регулирование отношений личной собственности ориентировалось на недопущение ее перерастания в частную собственность.

11 июня 1964 г. Верховный Совет БССР утвердил Гражданско-процессуальный кодекс БССР. Кодекс состоял из 6 разделов и 32 глав. В нем более четко разграничивались права и обязанности лиц, участвующих в процессе, и упрощался порядок пересмотра дел.

Уголовное законодательство в рассматриваемый период развивалось по двум основным направлениям: значительно усиливалась борьба с наиболее тяжкими и распространенными преступлениями, повышалась уголовная ответственность за их совершение и в то же время несколько сужалась сфера уголовных репрессий за совершение деяний, не требовавших применения уголовного наказания. Так, отменялась уголовная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и учреждений и за прогул без уважительной причины (1956 г.), за самовольный проезд в товарных поездах (1955 г.), за аборт (1954 г.) и т.д.

Руководствуясь «Основами уголовного законодательства СССР и союзных республик», Верховный Совет БССР принял 29 декабря 1960 г. и ввел в действие с 1 апреля 1961 г. новый Уголовный кодекс республики, который состоял из общей и особенной частей. Общая часть включала положения основ уголовного законодательства, содержала понятия преступления, соучастия и устанавливала возраст уголовной ответственности, сферы ограничения применения наказания. Новый уголовный кодекс впервые ввел институт освобождения от уголовной ответственности с передачей дела в товарищеский суд, сохранил такие институты освобождения от уголовной ответственности и наказания, как истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности или приговора. Уголовный кодекс регламентировал виды наказания. Особенная часть содержала главы о видах преступлений. В дальнейшем в Уголовный кодекс 1960 г. были внесены существенные дополнения и изменения. В 1965 г. введена статья, предусматривающая ответственность за угон автомобиля; устанавливалась уголовная ответственность за получение взятки, вовлечение несовершеннолетних в пьянство и наркоманию и т.д.

Развивалось уголовно-процессуальное законодательство, был восстановлен принцип осуществления правосудия только судом, расширены права прокурорского надзора. В связи с этим важное значение имело «Положение о прокурорском надзоре в СССР» от 24 мая 1955 г. С 1 апреля 1961 г. вступил в действие принятый Верховным Советом БССР Уголовно-процес-суальный кодекс республики, который состоял из 34 глав и 7 разделов. Кодекс законодательно закрепил основы деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры по производству уголовных дел и значительно расширил права и гарантии прав участников процесса. В кодексе регламентировался единый процессуальный порядок производства уголовных дел.

В рассматриваемый период были приняты и другие важные нормативно-правовые акты. Законодательство, как и прежде, направлялось на укрепление позиций государства во всех сферах правоотношений, и, в первую очередь, на защиту и укрепление государственной собственности, охрану социалистического порядка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.