Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расширение территории БелоРусской ССР и административно-территориальная реформа. Принятие Конституции СССР 1924 Г. И конституция БССР 1927 Г.






После второго провозглашения БССР (1920 г.) республика включала только территорию одной Минской области. Образование СССР в 1922 г. и переход к мирному строительству создали благоприятные условия для справедливого решения территориального вопроса и возвращения в границы Беларуси территорий Российской Федерации с преимущественно белорусским населением. VII съезд Компартии Беларуси (март 1923 г.) поставил вопрос об укрупнении Белорусской республики и пересмотре ее административного деления. В мае 1923 г. ЦК РКП(б) одобрил предложение о расширении территории Беларуси. 3 марта 1924 г. в соответствии с достигнутым между двумя республиками соглашением Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял решение о передаче БССР территории с преимущественно белорусским населением. Республике были возвращены 8 уездов Витебской и 7 уездов Гомельской губерний, Горецкий и Мстиславский уезды Могилевской губернии. 7 марта 1924 г. изменения границы между БССР и РСФСР были утверждены Центральным Исполнительным Комитетом СССР. После первого укрупнения территория республики увеличилась более чем в два раза (110, 3 тыс. км²), а население стало 4, 2 млн человек (ранее – 1, 5 млн жителей). VI Всебелорусский чрезвычайный съезд Советов поручил ЦИК Беларуси на основе учета экономических, политических и иных потребностей разработать план нового административного деления Беларуси. Вторая сессия Центрального Исполнительного Комитета БССР 17 июля 1924 г. упразднила прежнее административно-территориальное деление на уезды и волости и законодательно закрепила новую трехзвенную систему местного административного деления на округа, районы и сельсоветы. В 1925 г. территория Беларуси делилась на 10 округов, 100 районов, 1206 сельских Советов, имела 63 города и поселений городского типа.

В конце 1926 г. произошло новое расширение территории БССР. К Беларуси были присоединены Гомельский и Речицкий уезды, преобразованные затем в округа. Территория республики достигла 125, 7 тыс. км² с населением в 5 млн человек. Но округа оказались мелкими, и в апреле 1927 г. VIII Всебелорусский съезд Советов посчитал целесообразным начать упразднение округов. Расширение территории Беларуси значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало хозяйственное и культурное строительство.

После провозглашения Союза ССР важной задачей стала разработка союзной Конституции. 31 января 1924 г. Второй съезд Советов СССР утвердил в окончательной редакции Конституцию СССР. В январе 1924 г. союзную Конституцию ратифицировали все четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. В Конституции СССР подчеркивалась добровольность объединения союзных республик, предоставление каждой республике права свободного выхода из Союза. В то же время открывалась возможность вхождения в Союз всем Советским республикам, пожелавшим быть в составе СССР. Конституция четко разграничивала полномочия СССР и союзных республик. Исключительной прерогативой СССР было: представительство Союза в международных отношениях; изменение внешних границ СССР; объявление войны и заключение мира; ратификация международных договоров; руководство внешней торговлей и установление систем внутренней торговли; руководство транспортом; утверждение единого государственного бюджета СССР; руководство вооруженными силами Союза; издание законов о труде, охране здоровья, просвещении, судебной системе и судопроизводству, установление общего плана всего народного хозяйства Союза. Конституция предусматривала общие высшие органы государственной власти: съезд Советов СССР, Центральный Исполнительный Комитет СССР и правительство (Совет Народных Комиссаров).

Образование СССР и принятие первой Конституции СССР внесли значительные изменения в государственно-политическое положение БССР и потребовали внесения изменений в конституционное право республики. VIII съезд Советов БССР 11 апреля 1927 г. принял новую Конституцию БССР. Она состояла из 76 статей и 13 глав. БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, вся власть в республике принадлежала Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Конституция закрепила факт вхождения БССР в состав СССР с правом выхода из него, определила суверенные права республики: право принимать свою конституцию, создавать высшие органы государственной власти и управления; определять административно-территориальное деление. Было закреплено равенство белорусского, русского, польского и еврейского языков. Труд признавался первейшей обязанностью всех граждан, второй по значимости признавалась всеобщая воинская повинность. Провозглашались демократические свободы собраний, союзов, печати.

Конституция определила основные права и обязанности высших и местных органов государственной власти. Высшим органом власти и управления провозглашался Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет БССР. Повседневную работу между сессиями ЦИКа выполнял Президиум ЦИК. Для непосредственного управления отдельными отраслями государственной жизни ЦИК образовывал Совет Народных Комиссаров (Совнарком) БССР в составе председателя, его заместителей и народных комиссаров. Для осуществления руководства различными отраслями народного хозяйства создавались народные комиссариаты: финансов, труда, торговли, земледелия, просвещения, здравоохранения, юстиции, иностранных дел, внутренних дел и др. Конституция предусматривала три вида народных комиссариатов: республиканские, союзные и союзно-республиканские.

Конституция регламентировала порядок создания и деятельности местных органов государственной власти и управления. Высшим органом власти в округе или районе являлся окружной или районный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Их исполнительными органами были окружные или районные исполкомы. Низшим звеном местных органов власти были городские, поселковые и сельские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и избираемые ими исполнительные органы.

Конституция закрепила избирательную систему и порядок выборов в Советы. Право избирать и быть избранным в Советы имели все граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста. По Конституции 1927 г., избирательное право не было всеобщим, равным и прямым. Лишались избирательных прав лица, использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы, церковные служители, бывшие служащие полиции, осужденные, психически больные и др. Законодательно закрепляя руководящую роль рабочего класса, Конституция устанавливала для рабочих и крестьян различные нормы представительства в Советы (1: 5). Выборы были многоступенчатыми и проводились на общих собраниях, голосование было открытым. Конституция закрепляла государственную собственность на все земли, леса, недра, фабрики и заводы, транспорт и средства связи. Принятие Конституции БССР упорядочило деятельность Советов и активизировало участие населения в их работе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.