Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совместная деятельность логопеда и воспитателя






Совместная деятельность специалистов ДОУ комбинированного вида

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя.

Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).

Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

Вопросы координирования работы логопеда и воспитателя особенно важны в группах для детей с заиканием, с ОНР, ЗПР.

Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.

Если в результате обследования детей выявляются пробелы в усвоении программы, воспитатели получают рекомендацию о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала.

При определении содержания работы логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения.

Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора (например, слова с определенными морфемами).

Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях.

Должностными обязанностями воспитателя логопедической группы, таким образом, являются:

обследование познавательной, изобразительной и других видов деятельности детей и установление их соответствия данной возрастной группе;

- проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми по программе и по заданию логопеда в вечернее время;

-создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;

- систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;

- объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие неречевых процессов, игры, поездки, экскурсии для общего развития детей.

Ответственна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Так, например, при проведении занятий по развитию математических представлений в массовой группе воспитателю не рекомендуется называть предметы при их пересчете («одна елочка», «две елочки», «три елочки» и т.д.). И соответственно требовать этого от детей. Называется только итоговое число («Одна, две, три. Всего три елочки»).

Дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительными, поэтому воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей, за исключением тех, которые логопедом еще не скорректированы.

В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют воспитателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять елочек, семь домиков).

Логопед знакомит воспитателей с определенными речевыми моделями, воспитатели в свою очередь упражняют детей в применении, употреблении этих речевых моделей во время занятий и вне их.

Формирование навыка согласования числительных с существительными необходимо осуществлять в такой последовательности (соответствует появлению этого навыка в онтогенезе):

- употребление наречий мало, много в сочетании с родительным падежом существительных (много домов, мало книг);

- сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, пяти карандашей, трех елочек, шестиелочек);

- сочетание винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре карандаша, елочки, пять — десять бабочек, белочек).

Частота употребления числительных с существительными в творительном падеже у детей дошкольного возраста достаточно низка, поэтому специально заниматься формированием этой трудной речевой модели в дошкольном возрасте не имеет смысла.

Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия (30 мин после полдника) по заданию логопеда.

На вечерние занятия логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал.

Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.

Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторы и т. п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя.

Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т. д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.

Содержание и структура проведения логопедических досугов

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, осуществляется в дошкольных учреждениях в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Существуют различные методики преодоления речевого дефекта детей дошкольного возраста. Это строго регламентированная поэтапная работа (Н. С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева), организуемая в соответствии с программой обучения детей с ОНР, утвержденной Министерством образования Российской Федерации, комплексно-тематические методики (В. В. Коновален-ко, С.В.Коноваленко, Т. А. Ткаченко, Е.А. Пожиленко и др.) и развлекательно-игровые с использованием сказочных и приключенческих сюжетов.

Полностью разделяя общепризнанные методические направления формирования речи при ее недоразвитии (Р. Е.Левина, Н. А. Никашина, Г.А. Каше), авторы настоящего пособия тем не менее подчеркивают, что поиски новых приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Логопеды могут пользоваться различными авторскими методиками, примеряя к конкретным случаям их значимость и актуальность, а могут апробировать собственные, совершенствуя их год от года.

Обычно бывают успешными различные варианты организации занятий с использованием:

- описанных в литературе, известных или придуманных (иногда с помощью детей) игр;

-литературных или придуманных персонажей;

- сказочных сюжетов;

- воображаемых путешествий, поездок, приключений;

- настольно-печатных игр;

- рисунков и других работ детей;

- игр-драматизаций.

Темы и сюжеты таких занятий могут планироваться с учетом пожеланий детей или развиваться сию минуту в форме совместного творчества логопеда и детей при ведущей и руководящей роли логопеда.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели нас к идее проведения логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем. Кроме того, дети таким образом получают возможность психологически подготовиться к публичным выступлениям на праздниках в детском саду, что обычно их пугает и иногда становится причиной речевого негативизма.

Необычная форма занятий вызывает интерес у детей, помогает обобщать и закреплять полученные знания. Подбирая материал для занятия, логопед учитывает речевые возможности детей. Текст проговаривается на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и родителями.

Подбор хореографических элементов, разучивание движений, а также песенок, музыкальных шуток осуществляются музыкальным руководителем на индивидуальных занятиях.

К участию в таких занятиях можно приглашать родителей или детей из других групп.

Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.