Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход урока

Этап урока Содержание Методы обучения Средства обучения Время (мин)
1.Организационный момент приветствие, мобилизация на урок   словесный   слово учителя, доска  
2. Повторение пройденного материала Вспомним основные источники загрязнения атмосферы, загрязнители   беседа, дискуссия, объяснение   иллюстрации, плакаты, доска    
3. Изучение нового материала · Вода – источник жизни; · Причины дефицита пресной воды; · Загрязнители водных ресурсов; · Последствия загрязнения гидросферы; · Основные меры по охране водных ресурсов; · Очистка сточных вод. Начертить схему в рабочей тетради на тему источники загрязнение водоемов.     лекция, демонстрация слайдов   учебник, схемы, мультимедиа, компьютер    
4. Закрепление урока Выступления учащихся по данным проблемным вопросам. (Предварительно класс был разделен на группы, и каждая группа получила свое задание): – В чем заключаются причины дефицита пресной воды? (Задание для первой группы учащихся) – Каковы основные виды загрязнения природных вод? (Задание для второй группы учащихся); – Каковы последствия избытка вредных примесей в воде? (Задание для третьей группы учащихся)       групповое задание     учебник, тетрадь, доска  
5. Подведение итогов урока Сегодня мы познакомились с новой темой   беседа   тетрадь, доска  
  6. Домашнее задание   Разбить класс на 4 группы и подготовить следующие вопросы для коллективного обсуждения. Написать короткое сочинение рассуждение на тему: «Живи, родник, живи».   словесный, объяснение   доска, тетрадь, учебник    

Знакомство с новым материалом (слово учителя): Водные запасы на Земле огромны, они образуют гидросферу - одну из мощных сфер нашей планеты. Вода находится также в литосфере и атмосфере. Гидросфера объединяет Мировой океан, моря, реки и озера, болота, пруды, водохранилища, полярные льды и горные ледники, подземные воды, почвенную влагу и пары атмосферы.

Несмотря на огромное значение воды в природе и жизни человека, воды Мирового океана интенсивно загрязняются. Антропогенное влияние коренным образом изменяет лик Земли. Далее приводятся примеры загрязнения водного бассейна: Северное море (нефтедобыча), озеро Байкал, гибель Азовского моря как результат непродуманной, недальновидной деятельности человека.

Недостаток пресной воды является одной из глобальных экологических проблем современного человечества.

Под загрязнением водоемов понимается снижение их биосферных функций и экономического значения в результате поступления в них вредных веществ.

Основными источниками загрязнения гидросферы являются: нефть и нефтепродукты, промышленные отходы, сельскохозяйственные отходы, радиоактивные отходы, тепловое загрязнение вод, загрязнение вод продуктами переработки лесной промышленности и т. д.

Наиболее эффективный путь защиты водоемов от загрязнений — это создание безотходного производства, когда отходы одной ступени производственного цикла используются как сырье для другой. Наибольшее распространение получила очистка сточных вод. Современные методы очистки позволяют удалить различные примеси из сточных вод на 95—96%. В зависимости от степени и характера загрязнения применяют механические, химические и биологические методы очистки сточных вод.

С целью усиления эмоционального воздействия, можно использовать поэтические образы, которые влияют на чувства учащихся, помогают задуматься над решением сложных экологических проблем.

«Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая….
Но мы любили, дети,
Ее – она ведь первою была
Для нас и, значит
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез….
Как будто люди целью задались
Убить ее – и своего добились».
(С. Викулов)

В ходе урока были поставлены следующие проблемные вопросы:

1. В чем же заключаются причины дефицита пресной воды?

2. Каковы основные виды загрязнения природных вод?

3. Каковы последствия избытка вредных примесей в воде?

При закреплении пройденного материала, исходя из проблемных вопросов, была предложена учащимся дискуссия в виде игры про каплю – путешественницу. В ходе своего путешествия она попадала в разные ситуации, сталкивалась с монстрами загрязнителями и, у нее возникало очень много вопросов: Отчего, Почему?

Предварительно класс был разделен на группы, и каждая группа получила свое задание.

1). В чем заключаются причины дефицита пресной воды?

(Задание для первой группы учащихся)

Примерный образец ответа учащихся:

- рост городов, значительный рост народонаселения и концентрация его на сравнительно небольших территориях;

- создание мощных промышленных центров;

- увеличение потребления воды на нужды производства;

- освоение новых, ранее малонаселенных районов;

- загрязнение водоемов бытовыми и примышленными стоками;

- интенсификация сельскохозяйственного производства, орошение земель;

- снижение способности водоемов к самоочищению;

- чрезмерное потребление и загрязнение грунтовых вод;

2). Каковы основные виды загрязнения природных вод?

(Задание для второй группы учащихся)

Примерный образец ответа учащихся:

- нефть и нефтепродукты;

- сточные воды промышленных предприятий, содержащие, в том числе соли тяжелых металлов;

- сточные воды предприятий коммунального и сельского хозяйства;

- остатки удобрений и ядохимикатов, вымываемых из почвы;

- поверхностно-активные вещества (в том числе и синтетические моющие средства);

- тепловое загрязнение;

- неорганизованный отдых населения;

3). Каковы последствия избытка вредных примесей в воде для здоровья человека?

(Задание для третьей группы учащихся)

Примерный образец ответа учащихся:

- Свинец – вызывает анемию, поражает нервную систему человека;

- Алюминий – влияет на нервную систему, вызывает ухудшение памяти;

- Медь – провоцирует рвоту;

- Ртуть – поражает нервную систему;

- Нитраты – вызывают аллергию, отравления, могут быть канцерогенами;

- Пестициды – могут быть канцерогенами;

- Кишечные бактерии – вызывают опасные заболевания;

- Избыток калия и натрия – нарушает функцию почек;

- Фосфаты и нитраты – способствуют эвтрофикации водоемов и цветению воды;

- Хлор – при кипячении воды в присутствии органических примесей может вступать с ними в реакцию, образуя ядовитые хлорорганические соединения.

Для выполнения домашнего задания предлагается учащимся проанализировать данные проблемные ситуации, тем самым предоставляя возможность учащимся самостоятельно принимать решение относительно определенной экологической ситуации, способствовать развитию экологического сознания, экологического мышления, воспитанию экологической культуры в целом.

Учащиеся предварительно разбиваются на 4 группы. Возможные задания (выдаются по карточкам).

ГРУППА 1: Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку;
б) оставите на берегу;
в) поступите как-то иначе.
ГРУППА 2: После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать – пусть природа сама разбирается;
б) наловлю, чтобы сварить уху;
в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
ГРУППА 3: Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;
б) выберите полянку, находящуюся на расстоянии около 300 м от воды и без широкого вида на реку;
в) поступите как-то иначе.
ГРУППА 4: Катаясь на лодке, вы встречаете много цветущих водных растений, как вы поступите?
а) просто полюбуетесь их красотой?
б) решите, что нужно собрать букет и сорвете их;
в) решите, что обязательно сюда вернетесь и сфотографируете их.

Нужно поблагодарить учащихся за работу на уроке и завершить урок стихотворением на тему экологии.

«Давайте сохраним
Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как, природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Во имя жизни | Методические указания к выполнению расчетно-графичеСкого задания




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.