Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отставание в психическом развитии.






Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвана педагогической запущенностью, ЗПР, обусловленной определенной органической недостаточностью ЦНС, а также общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости.

Практический психолог, работающий с дошкольниками, должен уметь дифференцировать указанные типы отставания детей в психическом развитии, поскольку в его компетенции входит коррекция только педагогической запущенности и легких форм ЗПР. Более сложные случаи требуют комплексной медицинской, дефектологической и психотерапевтической помощи.

Самой благоприятной с точки зрения прогноза формой является педагогическая запущенность, при которой отставание в развитии обусловлено только условиями жизни и воспитания ребенка. Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды могут привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка. Тем не менее, при правильном и своевременном индивидуальном подходе к такому ребенку, достигнутой интенсификацией развивающих занятий эти дети легко могут догнать своих сверстников.

ЗПР, несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с ЗПР не имеющие нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозга, но отличающиеся незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощенности утомляемости, нарушений работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание ЦНС, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем детстве инфекционными заболеваниями.

В целом, при своевременной и адекватной коррекционной работе задержка психического развития обратима. Их стойкость зависит от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфатимум); низкий психический тонус (длительная астения); нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов и т. п. Первые 2 формы ЗПР являются наиболее легкими и преодолимыми, в то время, как нарушения познавательной деятельности ведут к ЗПР, граничат с дебильностью, обучаемость этих детей значительно снижена. Наилучшие результаты в плане коррекции ЗПР дает работа с риском, начинающаяся в максимально ранние сроки.

К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы, полагая, что все трудности ребенок просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в 1 класс ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу массовой школы, овладеть необходимыми навыками поведения (классы выравнивания).

Умственная отсталость в отличии от ЗПР носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическими поражениями или недоразвитием коры головного мозга. У детей - олигофренов нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, при чем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы. У детей же с нарушениями темпа развития ЗПР в дальнейшем преодолевается.

Таким образом, очевидно, что своевременная начальная коррекция и развивающая работа с детьми, имеющими нарушения темпа психического развития, оказываются плодотворными, причем, чем раньше она начата, тем лучше оказывается результат.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.