Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ некоторых известных методов саморегуляции
Для научного, философского и религиозного познания, при приближении к «Абсолютной Истине» посредством истин относительных, современные мыслители успешно используют моделирование (знаковые и абстрактные модели, предметные и материальные модели, статические и динамические модели). Модель внутреннего мира человека – это субъективное отражение внешнего мира через индивидуальную призму восприятия личности. Мир (вселенная), как совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, представляет собой картину неисчерпаемого многообразия систем. Система – множество элементов, взаимосвязанных друг с другом и образующих целостность - единство, обладающее свойством взаимосодействия ее составляющих элементов для достижения общей доминирующей цели (устойчивого состояния - аттрактора). Вне системы и движения материя не существует. Простейшей системой может выступать пара взаимодействующих элементов (инь – пассивный, статический; ян – активный, динамический), один из которых выполняет роль объекта, а другой – роль субъекта. При взаимодействии объекта и субъекта происходит проявление ян-инь отличий. Субъект (ян компонент) – это источник активности, а объект (инь компонент) – это элемент, относительно которого происходит целенаправленное движение – действие субъекта. Взаимодействие пары элементов инь – ян для достижения определенной цели происходит в пространстве и времени. Пространство – форма существования материи (систем), характеризующая ее протяженность и структурность. Время – последовательность смены состояний в изменении и развитии систем, характеризует длительность их существования. При всем качественном многообразии составляющих мира, он един, поскольку все, что входит в его состав - это есть лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи, подчиненные принципам холистической логики и законам диалектики. Холистическая логика в западной философии основана на пяти принципах: принципе единства, принципе целостности, принципе иерархии, принципе подобия и принципе диалектики. Принцип единства: мир един, и это единство проявляется во всех явлениях и процессах. Апостол Павел говорил, что все мы являемся составляющими единого тела. Принцип целостности: холистический подход относится только к целостной сущности (внутреннему содержанию материи, выражающемуся в единстве всех ее многообразных свойств и отношений) - системе, обладающей независимым существованием – завершенностью или к энергетическому взаимодействию таких систем. Принцип иерархии: все системы можно разбить на уровни таким образом, что каждое целое одного уровня будет входить как элемент в целую систему высшего уровня, а элементы каждого целого есть целые системы нижнего уровня. Принцип подобия: любая целая система структурно подобна любой целой системе высшего и нижнего уровней, т. е. системы разных уровней подчиняются общим законам диалектики. Принцип диалектики: мир, находящийся в постоянном движении (изменении), внутренне противоречив – состоит из инь – ян противоположностей и существует лишь потому, что его противоположности поддерживаются в относительном равновесии и постоянно переходят друг в друга. На основе принципа диалектики формируются основные законы диалектики: · превращение количества и качества – взаимное проникновение полярных противоположностей (инь – ян) материи и превращение их друг в друга, когда они доведены до предела - крайности (появление любой новой сущности из мельчайших составляющих, например, из атомов, есть диалектический скачок, т.к. каждая сущность несет в себе новое качество в сравнении с ее составляющими и не является результатом простой суммы свойств ее составляющих элементов – обладает свойством синергии); · развитие путем противоречия (борьба противоположностей); · спиральная форма развития (последующий во времени процесс развития системы повторяет предыдущий, но на качественно более совершенном уровне). Мир существует лишь потому, что его противоположности поддерживаются в гармонично - уравновешенном движении. Движение (действие, функционирование) – это способ существования материи (сущности, объекта), наблюдаемой субъектом системы. Движение не может существовать вне материи. Термин древней греческой философии энергия означает: · действие, осуществление, действительность; · общую количественную меру различных форм движения материи (системы). Энергия, как количественная мера процесса движения – процесса существования, основывается на контрасте инь - ян противоположностей. Энергетический дисбаланс – это проявление избыточной или недостаточной энергии для осуществления гармоничного функционирования системы – материи. Для количественной характеристики качественно различных форм движения и соответствующих им взаимодействий вводят различные виды энергии: механическая (кинетическая и потенциальная), электромагнитная, ядерная и др. Фотографии проявления энергии жизненных сил живых организмов впервые были получены в 1939 году российским инженером Кирлианом. Жизненная энергия (En) человека, согласно утверждению древних философов, – это энергия функционирования (действия) его организма (энергоинформационной системы – ЭИС), которая равна сумме физической энергии (Цзин – энергия тела), психической энергии (Ци – энергия души) и ментальной энергии (Шень – энергия духа). Цзин – энергия физиологических функций организма. Ци – энергия функций управления организмом. Шень – энергия функций мышления (приема, переработки и передачи информации). Вариантом наглядной модели взаимодействия энергетических уровней целостной ЭИС человека может служить условный динамический образ «извозчик – лошадь – повозка»: · Цзин – повозка (основа); · Ци – лошадь (движущая сила); · Шень – извозчик (главенствует и направляет). Человек является вершиной эволюции природы – это «творение Бога», даже самое сложное его моделирование не может полностью отразить уникальность и целостность разнообразных функций его организма. Поэтому для приближения к Абсолютной Истине посредством истин относительных исследователю предлагается рассмотреть несколько возможных вариантов моделирования ЭИС человека и выбрать в них то, что действует и помогает человеку эффективно решать практические задачи «здесь и сейчас», а также планировать свой успех в будущем, т.е. иметь право выбора – быть свободным и счастливым. Развитие ЭИС человека происходит путем последовательных метасистемных переходов (количественные изменения на подуровне порождают качественные изменения, приводящие к метасистемному переходу на высший подуровень). По В.Ф.Турчину, метасистемный переход — это элементарная единица, универсальный квант развития (эволюции). В основе метасистемного перехода лежит интеграция – объединение в единое целое (когерентное взаимосодействие различных компонентов и функций ЭИС человека для достижения полезного результата – желаемой цели). Интеграция предполагает сокращение степеней свобод компонентов ЭИС. Необходимо учитывать при интеграции компонентов ЭИС человека особенности модели его личности – ее управляющие параметры (свойства), чтобы не оказаться в эволюционном тупике. Творческое и гармоничное развитие личности возможно только при свободном функционировании компонентов его ЭИС. Достижение одновременно интеграции и свободы личности является целью синергетического метода саморегуляции «ЕВРАЗИЯ». В соответствии с законами диалектики, холистической логики и свойствами «синергетических систем», все уровни модели ЭИС человека (физический – Цзин, психоэмоциональный - Ци, ментальный - Шень) взаимосвязаны – образуют единое целое, имеющее цели своего развития, не совпадающие в общем с целями подсистем, т.к. функционирование - движение открытой ЭИС не может быть сведено к функционированию только отдельных ее компонентов (подсистем), но каждый компонент ЭИС обязательно должен рассматриваться в связи с другими компонентами (с соответствующей подсистемой и надсистемой), что подразумевает наличие определенных каналов связи и наполненность их соответствующими сигналами. Метасистемный переход (переход от нижних уровней системной иерархии – вложенности к верхним уровням), можно сравнить с универсальным алгоритмом построения черт (яо) гексаграммы (знаковой инь-ян модели):
В приведенной таблице метасистемных переходов буквами и цифрами моделируются параметры (свойства) действий компонентов каждого уровня ЭИС человека. Любая мысль, чувство, ощущение или рефлекс активизируют определенные системы нейронов мозга, образующих голограммы образов (пространственные энграммы). Группа знаков (буквы и цифры) моделирует совместную активизацию нескольких нейронных голограмм. Функциональные системы человека на различных уровнях модели ЭИС подобны, но имеют некоторые особенности, соответствующие их иерархии. Функциональные системы низших порядков (уровни - яо: 1, 2, 3) – подуровни Фигуры ТИ (тела), имеют морфологический аппарат – эффект гомеостаза и саморегуляции (обеспечения относительного постоянства внутренней среды) и не выходят за пределы самого организма (кровяное давление, температура) – автоматически компенсируют возникающие сдвиги во внутренней среде. Функциональные системы высших порядков (уровни - яо: 4, 5, 6) – подуровни Фигуры ЮН (функции), обеспечивают внешнее звено саморегуляции – приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Ниже приводятся определения основных параметров (свойств) трех уровней ЭИС человека: Конституция – совокупность всех морфологических, физиологических и психических (энергетических) особенностей организма, обусловленных в своем развитии действием общих генетических факторов (ДНК). Между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности существуют определенные корреляции, которые не обязательно проявляются в каждом отдельном случае. «1» - типы, склонные к полноте – накоплению энергии (преобладанию анаболизма): 1а – полный, желудочный тип; 1b – умеренно полный, мускульный тип. Полный – 1a: замедленный метаболизм, преобладает Инь - замедленный режим функционирования и стратегия бессознательного sftn, преобладает «Пищевое море», которое генерирует энергию для переваривания пищи и поступления питательных веществ в кровь. Умеренно полный – 1b: относительногармоничный метаболизм, преобладает Инь-Ян – равномерный режим функционирования и стратегия бессознательного stfn, преобладает «Море Крови», которое генерирует энергию для внутриклеточного обмена веществ в организме. «2» - типы, склонные к похуданию – освобождению энергии (преобладанию катаболизма): 2а – худой, умственный тип; 2b – умеренно худой, дыхательный тип. Умеренно худой – 2b: относительногармоничный метаболизм, преобладает Ян-Инь – равномерный режим функционирования и стратегия бессознательного ntfs, преобладает «Море Энергии», которое генерирует жизненные силы для умственной и физической деятельности. Худой – 2a: ускоренный метаболизм, преобладает Ян - ускоренный режим функционирования и стратегия бессознательного nfts, преобладает «Костномозговое море», которое генерирует энергию для выделения продуктов распада из организма. Рефлекс свободы (l) – реакция организма живого существа на препятствие, которое оно старается преодолеть, освободиться от него – спастись, обрести свободу – свободную адаптацию и состояние комфорта. Этот рефлекс можно сравнить с силами Эроса – устремленность к созиданию, автопоэзису (творчеству, самовоспроизводству) – либидо (l); Рефлекс рабства (m) – реакция организма живого существа на неодолимое препятствие, с которым оно смиряется и подчиняется безысходности, обретает рабство, вымирание - патологическую адаптацию и состояние дискомфорта. Этот рефлекс можно сравнить с силами Танамоса – устремленность к разрушению, дегенерации (деструкции, вырождению) – мортидо (m); Гомеостатический рефлекс – это рефлекс свободы (l) и рефлекс рабства (m) во внутренней среде организма живого существа – способность к адаптации. Пищевой рефлекс (s) – реакция организма живого существа на потребность в пище, которая необходима для поддержания его жизни (слюноотделение, захватывание пищи, пережевывание, глотание и т.д.). Половой (родительский) рефлекс (f) – реакция организма живого существа на потребность в размножении для продления рода (функции организма, связанные с оплодотворением, рождением детей, их кормлением и обучением – заботой о потомстве). Оборонительный рефлекс (t) - реакция организма живого существа на опасность, которая угрожает его жизни или жизни членов его семьи (племя, стаи и т.п.). Ориентировочный рефлекс (n) – реакция организма живого существа на новые раздражители, которые затрудняют его ориентацию – выбор стратегии. Плавные движения тела и динамичность поведения – p (преобладание рефлексов s и n)свидетельствуют об отсутствии энергетических «якорей» (отсутствия концентрации – блокировки энергии), возможно, это вызвано ослаблением процессов торможения нервной системы и регуляции амплитуд колебания ЭИС человека, т.е. быстрой сменой настроений (подъем – ян и падение – инь) и связано с акцентуацией иррациональности «P». Прерывистые движения тела и статичность поведения – j (преобладание рефлексов t и f)свидетельствуют о наличии энергетических «якорей» (концентрации – блокировки энергии в голове – ян или в гениталиях – инь), возможно это вызвано отделением мыслей от чувств и энергетическим дисбалансом между периферией и центром тела, т.е. потерей полноценного контакта с действительностью и связано с акцентуацией рациональности «J». Социальный рефлекс – реакция организма живого существа на нахождение его в группе – в семье (стремление держаться вместе в большой группе – в стае – экстравертивный рефлекс - e, или в небольшой группе – в семье или в одиночестве – интровертивный рефлекс - i). «Сверх Оно» (Супер Ид) – коллективное бессознательное, врожденный глубокий слой бессознательного, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, сконцентрировавшую в себе опыт всех предшествовавших поколений людей в виде архетипов (универсальных религиозных, мифологических и сказочных энергетических образов, образующих комплексов и доблестей). Комплексы – отрицательный (деструктивный) опыт человека, ведущий к разрушению личности, определяющий стремления мортидо – m. Доблести - положительный (конструктивный) опыт человека, ведущий к самоактуализации личности, определяющий стремления либидо – l. Самость» -центральный архетип коллективного бессознательного, образ Бога, целостности (Тай Цзи), идеальной гармонии противоположных начал: Эроса – влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения, источник либидо «l»; Танамоса– влечений и сил смерти, деструкции и агрессии, источник мортидо «m». «Анима» - женские архетипы (инстинкты, направленные на разрушение и агрессию – мортидо «mf, mn», на созидание и любовь – либидо «lf, ln»), «Анимус» - мужские архетипы (инстинкты, направленные на разрушение и агрессию – мортидо «mt, ms», на созидание и любовь – либидо «lt, ls»). Основные архетипы, образующие комплексы и доблести: 1. Статический (пожилой) женский положительный архетип – lf, например, «Великая мать» Гея (дающая жизнь земля; родительский инстинкт - забота о детях и их будущем). 2. Статический (пожилой) женский отрицательный архетип – mf, например, Гидра (разрушающее, пожирающее девятиголовое чудовище; сексуальный инстинкт и стремление к мести). 3. Динамический (молодой) женский положительный архетип – ln, например, Каллиопа (покровительница творчества, муза; стремление к новому, упорядочиванию и познанию - инсайту). 4. Динамический (молодой) женский отрицательный архетип – mn, например, Пандора (двуликая, приносящая несчастье и расстройства, девушка; стремление к хаосу и уходу от действительности). 5. Статический (пожилой) мужской положительный архетип – lt, например, «Отец» Уран (управляющее порядком небо; стремление к установлению объективных законов и правил). 6. Статический (пожилой) мужской отрицательный архетип – mt, например, Крон (свергнувший отца диктатор; стремление к авторитаризму и дегуманизации). 7. Динамический (молодой) мужской положительный архетип – ls, например, Геракл (сильный герой, покоритель, атлет; стремление к созиданию и достижению цели). 8. Динамический (молодой) мужской отрицательный архетип – ms, например, Тифон (разрушающее, огнедышащее чудовище; стремление к насилию и наслаждению). «Оно» (Ид) – личное бессознательное, совокупность инстинктов – движущих сил (либидо «l» – инстинкты жизни, мортидо «m» – инстинкты смерти), стремящихся к немедленному удовлетворению(«принцип удовольствия») и находящихся в антагонизме со «Сверх – Я». Задача «Оно» состоит в том, чтобы вернуться в состояние покоя – гармонии, отдав – разрядив энергию комплексов (вытесненных в бессознательное, желаний и групп психологических травм, объединенных единым аффектом – сильным душевным волнением соответствующего образа архетипа).По Юнгу, комплекс – это совокупность ассоциаций, своего рода картина более или менее сложной психологической природы (психологическая травма, просто болезненность и повышенная напряженность). Комплекс – отрицательный опыт личности с присущим ему напряжением или энергией имеет тенденцию формировать самостоятельную отрицательную мини-личность. Ему принадлежит нечто вроде своего тела - формы, и в определенной мере своя психология - динамика отрицательных рефлексов и настроя (энергия смерти - мортидо), разрушающая здоровье. Он рушит лучшие намерения человека. Комплекс как будто обладает долей волевой энергии «Я». Доблести - положительный опыт личности являются ресурсом положительной динамики рефлексов и настроя (энергии жизни - либидо) человека, формирующей самостоятельную положительную мини-личность со своей формой и динамикой, которая ему помогает реализовать лучшие свои намерения, т.е. она также обладает долей волевой энергии «Я».
|