Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Появление мотива, например, передача некоторой информации.






Замысел высказывания, подразделяемый на тему (о чем будет говориться) и рему (что об этом будет говориться) высказывания.

3) Формирование связного высказывания: конкретизация содержания, планирование, реализация.

Анализ результата: проверка соответствия замыслу, орфографическим, грамматическим, пунктуационным, стилистическим нормам.

Для реализации письменного текста необходим развитый самоконтроль, высокий уровень мышления, воображения и пр. Основной преградой к созданию письменных текстов на начальном уровне является ограниченный словарный запас. В процессе овладения письменной речью можно выделить следующие типологические трудности:

1) трудности, связанные с членением потока речи на слова и предложения.

2) трудности, связанные с построением предложений.

3) трудности, связанные с созданием связного письменного текста:

А) несоответствие содержания текста заявленной теме;

Б) отсутствие сюжетного развития событий;

В) нарушение логической последовательности;

Г) нарушение замкнутости смысловой системы;

Д) лаконичное перечисление событий, отсутствие средств выразительности [8].

Формирование письменной речи начинается с первого класса. Основная цель данного периода – знакомство с фундаментальными правилами создания связного высказывания, сформировать навыки его создания. В целом работа в этом направлении делится на два больших блока: «Работа с предложениями», «Знакомство с правилами построения текста».

Таблица 2. Примерная программа формирования

письменной речи по годам обучения

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Уточнение и активизация словаря. Синонимы. Антонимы. Многозначность слова. Распространение и конструирование предложений. Ответ на поставленный вопрос полным предложением. Тема и содержание предложения. Роль порядка слов в передаче информации. Практическое деление предложений на словосочетания на основе смысловых связей. Определение темы и основной мысли (содержания) текста, состоящего из одной части (абзаца). Анализ текстов с точки зрения соответствия их содержания заявленной теме (заглавию). Наблюдение последовательности раскрытия темы: временных и причинно-следственных связей. Работа с деформированным текстом. Свободное изложение текста с сохранением последовательности раскрытия темы. Деление сплошного текста на смысловые части. Определение темы и содержания каждой части. Наблюдение раскрытия автором темы внутри каждой части. Составление тезисного плана текста. Краткое изложение текста по коллективно составленному тезисному плану. Распространение краткого текста с сохранением его темы и основного содержания. Свободное изложение текста по коллективно составленному тезисному плану с обязательным включением собственных суждений. Составление текстов на заданную тему. Сочинения повествовательного и описательного характера.
         

Текст представляет собой основной продукт письма. В начальной школе составление текстов различных типов является одним из основных направлений в развитии письменной речи младших школьников, некой «вершиной» данного процесса.

Текст – это произведение речетворческого процесса, состоящее из заголовка, сложных синтаксических целых (это отрезок речи, состоящий из двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки), а также обладающие признаками:

1. Членимость текста.

2. Смысловая ценность.

3. Связность [10].

Младшие школьники знакомятся с текстами трёх типов: повествование, описание, рассуждение. Самостоятельное письменное составление данных текстов предполагает, во-первых, большую подготовительную работу, чтение и сопоставление готовых текстов, выделение особенностей каждого типа текста. Для создания письменных высказываний учащиеся должны овладеть рядом умений, таких как:

А. Умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать тему и цель высказывания.

Б. Умение планировать содержание высказывания, т.е. осознавать основную мысль и её развитие, примерное содержание каждой части текста.

В. Умения реализовывать намеченный план, учитывая нормы литературного языка.

Г. Умение контролировать соответствие высказывания замыслу и вносить необходимые изменения.

Во-вторых, знакомство с различными типами текста и обучение их написанию протекает в определенной последовательности для улучшения усвоения детьми механизмов составления текстов. Педагоги и методисты определяют две последовательности изучения текстов: повествование, описание, рассуждение или описание, повествование, рассуждение. Наиболее общепринятым считается первый вариант.

В начальной школе дети выполняют следующие виды письменных работ: пишут письма, диктанты, изложения, сочинения. Всё это подлежит непосредственной оценке учителя. Можно выделить следующие показатели сформированности письма:

- успешность осуществления письменного общения;

- качество содержания письменного текста;

- качество языковой стороны письменного текста;

- степень самостоятельности выполнения письменных заданий[9].

В заключение, можно отметить, что письмо является одной из наиболее сложных форм речевой деятельности, так как предполагает помимо речевых действий правописание, орфографию, пунктуацию и пр. Работа по развитию письменной речи младшего школьника предполагает работу с предложениями и усвоение механизмов построения текстов различных типов. Самостоятельное создание того или иного текста – основная задача обучения в начальной школе. Для этого необходимо наличия пропедевтического периода, подготовительного этапа. Учащимся необходимо обладать рядом умений (н-р, определять тему и идею текста). Письменная речь развивается в тесной связи с другими видами речевой деятельности, особенно с чтением.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.