Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Собачки.






Упражнение направлено на координацию взаимодействия рук и ног, ориентацию в пространстве.

Передвижение по залу на четвереньках различными способами (боком, задом, переставляя руки крест-накрест).

Таким образом, можно сказать, что занятия по методу замещающего онтогенеза способствуют выстраиванию рефлекторной сферы, уточнению ощущения собственного тела, улучшают координацию движений, увеличивают скорость реакций.

Во время выполнения этих упражнений педагогу важно следить за ритмичностью дыхания и качеством движений. Упражнения 1 - 5 выполняются по 4-6 раз, в зависимости от возраста. Упражнения 6 - 10 - от одной стены зала до другой.

При проведении общеразвивающих упражнений важно следить за качеством выполнения движений, хвалить отличившихся. Необходимо обращать внимание всех ребят на успехи детей с особенностями развития. Это дает возможность “нормальным” детям увидеть ”особых” детей с другой стороны, повышает их социальную значимость в группе и мотивирует остальных ребят к более качественному выполнению упражнений. Пример: дети с синдромом Дауна от природы более гибкие, что обусловлено изначально сниженным мышечным тонусом. Поэтому при проведении разного рода упражнений на растягивание («Складочка», «Рыбка» и др.) необходимо отмечать: «А вот у Саши это упражнение получается лучше всех!»

Овладение различными видами движений происходит у всех детей по-разному. Менее всего эта разница заметна в младшей и средней группах. А старший дошкольный возраст характерен довольно большим разбросом физических качеств, навыков и умений, причем не только у “особых”, но и среди обычных детей. Физкультурный работник должен быть осведомлен об этих особенностях детей в интегративной группе, и в соответствии с ними строить свое занятие. Например, часть группы делает задание самостоятельно, а часть – под контролем педагога. Пример: в подготовительной группе дети, освоившие прыжки через скакалку, могут выполнять их самостоятельно, в то время как остальные будут работать под контролем физкультурного работника, что значительно повысит качество обучения.

Некоторым детям из группы можно дать вообще другое задание, которое именно им будет полезно осваивать, а другим может быть уже скучно и неинтересно. Пример: выполнение задания в парах. Часть детей бросает мяч друг другу с отскоком от земли, из различных положений (спиной друг к другу, сидя по-турецки, лежа), а некоторые будут всего лишь перебрасывать или прокатывать мяч друг другу.

Целесообразность того или иного способа подачи материала определяет физкультерный работник, основываясь на своем профессиональном чутье. Допускается вариант простого ознакомления «особого» ребенка с гимнастическим снарядом или каким-либо спортивным оборудованием в то время как остальные дети будут выполнять задания с этим предметом. При этом, конечно же, необходима помощь педагога сопровождения. Пример: в то время как в средней группе дети учатся выполнять несложные задания с мячом, кому-то может потребоваться просто потрогать мяч, узнать, что он круглый, гладкий, упругий, то есть познакомиться с его физическими качествами.

Следует отметить, что в интегративной группе дополнитеьно к традиционным задачам (оздоровительные, воспитательные и образовательные) решаются и задачи по социализации детей. Физкультурный работник развивает в детях способность к взаимовыручке, пониманию других людей, помогает ребенку почувствовать себя увереннее в коллективе. Пример: во время проведения эстафет первыми в командах ставятся наиболее спортивные ребята, которые и помогают “особым” детям из своей команды.

В физкультурное занятие желательно включать все виды движений – прыжки, метание, лазание, ползание, сохранение равновесия, бег и ходьбу. Это делает занятие насыщенным и интересным, повышает его моторную плотность.

Прыжки развивают выносливость, ловкость; их выполнение требует согласованной работы всего тела, развивает умение сохранять равновесие. Необходимо постепенно обучать детей разным видам прыжков – в длину с места / с разбега, в высоту с места / с разбега, прыжки через скакалку, на месте с различными заданиями.

Метание – сложный процесс, в котором задействованы разные группы мышц. При выполнении различных манипуляций с мячом ребенок развивает глазомер, координацию движений и ловкость. Следует предусматривать усложнение упражнений по мере освоения их детьми. Пример: в упражнении «броски мяча в обруч» сначала используется обруч большого диаметра, затем его можно заменить на меньший обруч, а в дальнейшем брать и мячи меньшего размера, увеличивать расстояние до обруча.

В соревнованиях-эстафетах создаются благоприятные условия для проявления и воспитания морально-волевых качеств детей: выдержки, решительности, чувства ответственности перед коллективом, радости за успехи своих товарищей, спокойного критического отношения к неудачам, развития организаторских способностей. Соревнования повышают интерес к физическим упражнениям.

В старших группах многие родители стремятся поскорее научить своего ребенка считать, читать, писать. Различными исследованиями была подтверждена связь интеллектуального и моторного развития ребенка. Конечно, бросая мячи, набрасывая кольца, преодолевая полосу препятствий, ребенок не научится читать и писать. Но физические упражнения будут способствовать совершенствованию координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьют руку – то есть дадут все необходимое для успешного овладения знаниями.

Развивать мелкую и общую моторику необходимо параллельно, предлагая детям упражнения соответствующие их уровню. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамическое выполнение упражнений для рук, ног, туловища и головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов, то есть развивает речь. На примере простых упражнений можно научить ребенка выслушивать и запоминать, выполнять инструкции.

При подготовке дошкольников к овладению графическими навыками можно использовать хорошо известные в педагогической практике упражнения, но изменить способ их выполнения с целью более акцентированного, избирательного воздействия на развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма, “ручной умелости”. Пример: выполняя упражнение «ходьба с закрытыми глазами» дети могут идти не по прямой, а по кругу – так, чтобы вернуться в исходную точку. При спрыгивании с возвышения перед приземлением успеть хлопнуть в ладоши, сделать поворот или поймать брошенный руководителем мяч. Прыжки через скакалку – прекрасный способ развития согласованных движений рук и ног. Одним из признаков готовности к школе является умение прыгать через скакалку.

Во время проведения подвижных игр важно помнить, что дети с эмоционально-волевыми нарушениями часто зацикливаются на каких-либо играх или персонажах. Для того чтобы занятие для такого ребенка закончилось на яркой и значимой для него ноте, возможно включение его любимой игры в процесс занятия. Пример: придя в детский сад, Ваня поначалу не хотел идти на занятия, предпочитал играть в группе с игрушечными животными, со взрослыми обожал играть «в волчка». На физкультуру полюбил ходить после того как поиграл там в подвижную игру «Гуси-лебеди», где побывал в главной роли – волка.

В конце занятия, во время заключительной части необходимо обеспечить детям постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к более спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение. В этой части занятия - в случае серьезных нагрузок в основной части - я предпочитаю проводить дыхательные упражнения, медитативно-релаксационные комплексы совместно с массажем или самомассажем. Перед их проведением необходимо пройти 1-2 круга по залу в спокойной ходьбе, выполняя всем известное дыхательное упражнение: «Руки подняли – сделали вдох носиком, опустили – выдох ротиком!» В младшей и средней группах необходимо разнообразить оформление подобного приема, обыгрывать его. Например – подули на одуванчик (на снежинку, на облачко), дерево тянется к солнышку и т.д. После ходьбы по залу можно предложить детям лечь на пол и попробовать подышать грудью, а потом – животиком. Для наглядности можно положить на живот кубик или любую мелкую игрушку. Немало радости также доставляют детям следующие релаксационные комплексы:

· «Бутерброды».

“Ложитесь на пол, сейчас я буду делать бутерброды. Вы у меня будете хлебушком (дети хихикают). Сейчас погляжу, какой хлебушек у нас самый правильный, какой тихо лежит, вот с него и начну (педагог по очереди подходит к каждому ребенку, следит, чтобы все лежали расслабленно, не напрягая тело). Ты, хлебушек, с чем будешь? С маслом и с колбасой? Хорошо. Вот я намазываю масло (гладит ребенка по всему телу), кладу колбасу (легкие надавливающие движения). Кетчупом полить? (опять поглаживания) Вот бутербродики я сделала, надо поставить их в духовку на 10 минут (считает до десяти). Надо попробовать, все ли готовы? (до кого педагог дотрагивается, идет одевать обувь).” Весь монолог произносится спокойным, тихим голосом. Содержание “бутерброда” ни в коем случае не оценивается (он может быть и с мухами, и с тараканами). Детям очень нравится подобное окончание занятия, никто еще не отказывался от такого. Помимо тактильных ощущений им предоставляется возможность блеснуть остроумием, пофантазировать.

· «Колобок».

Проводится в младшей и первом полугодии средней групп. Дети свободно рассаживаются по залу, в руках у них маленькие мячики (желательно массажные шарики с “пупырышками”, но можно использовать любые предметы круглой формы). «Жили-были дед и баба. И испекла как-то баба колобок (дети катают в руках шарик) и положила на окошко студиться (дети кладут шарик на расправленную ладонь). Лежал колобок, лежал, да и покатился (дети катят шарик одной рукой по плечам, по груди, по противоположной руке) и т.д.» При проведении данного комплекса дети вспоминают сказку, у них происходит развитие мелкой моторики, ребенок получает необычные тактильные ощущения, развивается позитивное отношение к своему телу.

· «Мертвые солдаты».

Дети ложатся на полу. Педагог говорит: «Была война. Один маленький отряд наших солдат отстал от своих и оказался в окружении врага. Тогда солдаты решили притвориться мертвыми. Увидит враг такого солдата – пройдет мимо, а если увидит живого – захватит в плен или убьет. Вы должны будете притвориться солдатами этого отряда, а я буду ходить и проверять. Если найду живого, то заберу в плен». Некоторым детям возможно надо будет напомнить, что надо не двигаться, лежать расслабленно. Педагог ходит по залу, трогает детей, поднимает то руку, то ногу.

В заключительную часть занятия может входить и малоподвижная игра. На данный момент существует огромное количество игр для дошкольников и литературы по этому поводу, выбор остается за педагогом. В моей практике любимыми малоподвижными играми у детей были «Морской царь», «Найди и промолчи», «Камешек», «Подними флажок» и другие. Под конец занятия возможно предоставить детям самим выбрать игру. Это развивает самостоятельность выбора, умение договариваться, добавляет положительных эмоций. Можно ввести и элемент воспитательного характера: «Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались! В какую игру вы хотели бы поиграть?»

Очень важно закончить занятие на оптимистичной ноте, чтобы и те, у кого были неудачи, и те, у кого все получалось, с нетерпением ждали следующего физкультурного занятия.

В качестве иллюстрации хочу привести конспект занятия по физической культуре в подготовительной группе.

Цели занятия: профилактика плоскостопия, развитие ловкости и быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, освоение строевой команды «Кругом!». Совершенствовать навыки равновесия, развивать целостный образ тела, упражнять в ползании, совершенствовать умение прыгать через скакалку, упражнять в метании мяча в движущуюся цель.

Оборудование: обручи и скакалки по количеству детей, мяч для подвижной игры.

Ход занятия.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Построение в колонну. Повторение пройденных строевых команд («Налево!», «Направо!», «Смирно!» и т.д.). Освоение команды «Кругом!».

Игра " Тише едешь, дальше будешь".

Дети становятся в шеренгу у стены, педагог стоит у противоположной стены зала. Пока он говорит фразу: " Тише едешь, дальше будешь. Стоп! " дети движутся к нему прыжками на одной ноге. После слова " стоп" все останавливаются. Кто остановился не вовремя, а также те, кто передвигался некачественно, возвращаются на исходную позицию.

Бег в колонне по кругу. Приставным галопом правым / левым боком вперед. Обычный бег. По сигналу (хлопок) – смена направления (3 раза).

Спокойная ходьба на носках, на пятках.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Построение детей в два ряда. Раздача обручей.

1. Общеразвивающие упражнения с обручами.

· Исходное положение (и.п.) - основная стойка, обруч в руках внизу. 1 - обруч вверх, 2 – опустить на плечи, 3 – вверх, 4 - и.п. (6 р.)

· И.п. - то же, руки вниз, обруч сзади. 1, 2, 3 - отвести обруч назад, хорошо прогнуться, 4 - и.п. (6 р.)

· И.п. –то же, обруч внизу. 1 - поворот направо, 2 - и.п., 3 - поворот влево, 4 - и.п. (6 р.)

· И.п. –то же, обруч внизу. 1 - наклон вперед вниз, не сгибая колен, обруч положить на пол, 2 - и.п., 3 - поднять обруч, не сгибая колен, 4 - и.п. (8 р.)

· И.п. - стоя в обруче, лежащем на полу, руки вдоль тела. 1 - присесть, взять обруч хватом с боков, 2 - встать, обруч на уровне пояса, 3 - поднять обруч над головой, 4 – положить обруч на пол, выпрямиться (6-8 р.)

· Наклоны головы вправо, влево, вперед назад (по 4 р.)

· Прыжки на двух ногах из обруча в обруч вперед-назад, боком

2. Комплекс психомоторной коррекции (см. выше).

3. Прыжки через скакалку.

4. Подвижная игра «Салки с мячом».

Выбирается водящий, который должен попасть мячом в убегающих детей. Те, в кого попали, садятся на скамейку и «болеют» за остальных.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Спокойная ходьба по залу с проведением дыхательных упражнений (2 круга).

Дети ложатся на пол. Педагог предлагает им положить руку на сердце (напоминает, что оно слева), послушать, как оно стучит. Затем сделать несколько глубоких вдохов и услышать, как изменился ритм сердца. (1 мин.)

Организованный выход из зала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.