Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Все мы похожи»: первые шаги к толерантности






М.М. Прочухаева, педагог – психолог

О.Н. Лисютенко, педагог – психолог

«Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности; терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.» (Ст.1.2. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. 1995 г.)

Поскольку ребенок – существо социальное, мы полагаем, что отношение детей к особенностям друг друга в большой степени зависит от отношения взрослых к особенностям детей. Мы уверены, что ребенок, с детства умеющий принимать особенности (развития, внешности, национальности, религиозных традиций) другого человека, вырастает толерантным взрослым.

До недавнего времени в нашей стране никто не занимался изучением толерантности. По существующей традиции считалось, что все нации, объединенные в Советский Союз, дружны между собой. Так же традиционно было принято детей с отклоняющимся развитием изолировать от общества в специальных интернатах. Оба эти подхода показали свою несостоятельность. Многие проблемы толерантности, с которыми мы сталкиваемся в современном обществе, можно было бы смягчить, а некоторые и разрешить, если бы РАБОТА с детьми была начата в более раннем возрасте. Подпрограммы «Личность», «Семья» и «Общество» в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» предусматривают проведение методической, обучающей, воспитательной работы с подростками и молодежью. Но к подростковому возрасту человек уже имеет вполне сформировавшиеся взгляды. И фактически подростков приходится переучивать. Мы предлагаем начать работу с детьми с дошкольного возраста.

Наличие у нас в стране большой сети специализированных образовательных дошкольных и школьных учреждений не решает проблемы адаптации и социализации детей с проблемами развития в нашем обществе, так же, как и не решает проблему толерантности общества к таким детям. У родителей, которые не сдают детей в интернаты, возникают большие трудности. Наличие такого ребенка в социуме не предусмотрено. На сегодняшний день нет разработанных обучающих и адаптационных программ и технологий в обучении и воспитании детей с особенностями развития. Подобное разделение общества на «больных» и «здоровых» представляется нам негуманным. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Мы считаем каждого ребенка личностью, обладающей своими особенностями. Именно такой подход может называться «принимающим» и терпимым, так как только в инклюзивной среде возможна обоюдная толерантность: дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их способности и возможности. Здоровые сверстники в инклюзивной среде c большой степенью вероятности, вырастают более толерантными, общительными, с более адекватной самооценкой, менее тревожными и агрессивными, более творческими, чем дети в обычных детских садах. Подобные качества в современном мире, где участились акты нетерпимости, насилия, ксенофобии и дискриминации социально наименее защищенных групп населения, очень важны. При наличии сети инклюзивных дошкольных учреждений родители, воспитывающие детей-инвалидов, перестают быть изолированной социальной группой, они больше не стоят перед выбором – отдать ребенка в закрытое специальное учреждение, фактически отказавшись от него, или постоянно находиться с ним, отказавшись от социальной жизни.

Основная проблема – это разработка современных подходов к воспитанию толерантного самосознания у дошкольников. Основной целью нашей работы является не формирование самосознания детей, как насаждение взглядов взрослых, а создание таких условий, при которых толерантность у ребенка проявляется как естественное качество их личности. А это возможно только в инклюзивной среде. Обучение и воспитание ребенка в инклюзивной среде делает его толерантным не только к детям с особенностями развития, но и к детям, воспитывающимся в семьях в других религиозных и национальных традициях. Такое воспитание направлено на преодоление чувства страха и отчуждения у детей и взрослых по отношению к другим. За годы работы инклюзивного детского сада накоплен положительный опыт, создан коллектив профессионалов, удалось добиться первых результатов: популярности идей толерантности к этим социальным группам среди населения и признания коллег. РАБОТА детского сада является практическим воплощением признания того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Направления формирования толерантности в инклюзивном детском саду

1. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста по трем направлениям: 1) к людям с ограниченными возможностями, 2) научение способам разрешения конфликтов («Практическая Детская Конфликтология»), 3) «Все мы похожи» - изучение национальных особенностей других народов.

2. Развитие толерантного самосознания (личностного и профессионального) у родителей и специалистов.

3. Распространение идей толерантности и практического опыта их формирования в условиях инклюзивногоо детского сада.

Принятие людей с ограниченными возможностями

Данная методика решает следующие задачи: развивает в детях способность в каждом человеке видеть его особенности («Только у Веры такие нежные руки», «Только я обижаюсь на громкий голос»). С другой стороны игротерапевтические занятия позволяют каждому ребенку испытать чувство принадлежности («Я так же, как и все люблю, когда обо мне заботятся»). Под таким углом зрения видны лишь человеческие качества, а не диагноз. В игротерапевтических занятиях используются телесно-ориентированные психотехники, что позволяет детям получать переживания и усваивать их на базовом, физиологическом уровне (тепло-холодно, приятно-неприятно и т.п.), минуя моральные, оценочные суждения (хорошо-плохо). Ниже приводится примерный график занятий.

Занятие 1-3. «Лабиринт». Дети разбиваются на пары, один играет роль ведущего, другой - ведомого. У ведомого завязаны глаза. Ведущий должен провести ведомого, заботясь о нем, по маршруту, (построенному из мягкого конструктора, тоннеля, сухого бассейна, горки и т.п.). Затем дети меняются ролями.

Занятие 4-6. «Научи меня говорить». Все участники (дети и взрослые) принимают на себя роль людей с трудностями общения, неговорящих – (общаемся с помощью жестов, знаков, специальных символов, нарисованных на майках).

Занятие 7-10. Танцы руками. Занятия под музыку (разную по темпу и настроению - расслабляющую, активную, грустную и т.п.) в парах. Тело одного ребенка становится танцевальной площадкой для рук другого.

В конце каждого занятия – традиционная часть – чаепитие с обсуждением, где каждый делится своими впечатлениями – например, кем понравилось быть – ведущим или ведомым, есть ли разница – с кем играть в паре и т.п. Так же все обсуждают план следующего занятия.

2. Практическая Детская Конфликтология

Эта методика помогает детям справиться с подавленной агрессией, осознавать свои желания, помогает искать способы удовлетворения своих желаний. Так же дети учатся следующим умениям: соблюдать правила, договариваться, учитывать мнение другого, отказывать, выигрывать и проигрывать.

Занятие1-3 Цель - отработка подавленной агрессии. Бои по правилам. Рыцарский турнир. Бокс. Бой подушками на перекладине. Каждое из занятий оформляется по теме. И каждый из детей вступает поочередно друг с другом в бой, соблюдая принятые правила. На занятии используются только безопасные материалы (воздушные шарики, мягкие подушки).

Занятие 4-6 Цель - отработка подавленной оральной агрессии. «Сам такой». Дети встают полукругом, а один из детей встает напротив и подушкой кидает по очереди в каждого ребенка, обзывая его каким-нибудь фруктом (или овощем, транспортом и т.п. – может быть использована любая тема, кроме животных), в ответ дети кидают подушку, говоря «сам такой» или «сама такая».

Занятие 7-9 Цель – развитие коммуникации, умения работать в команде. Игры с парашютом. Дети берут парашют (большое полотнище без строп) за лямки и вместе выполняют различные упражнения, которые требуют сплоченности команды (например, подкидываем мячик, бегаем по кругу как на карусели, по команде залезаем под парашют и устраиваем «кучу-малу»).

Занятие 10-11 Цель – развитие навыков планирования своих действий, умение работать совместно. Игры с туалетной бумагой (подробно описаны в методике по проведению групповой игротерапии).

Занятие 12-14. Разыгрывание по ролям конфликтных ситуаций (со сменой ролей) и способов их решения. У ведущих имеются заготовленные сюжеты для конфликтных ситуаций и способов их разрешения и им посвящена первая половина занятий, вторая же половина состоит из предложенных детьми ситуаций и способов.

3. «Все мы похожи».

В основу разработки этих занятий положена книга «Мы все так похожи», изданная Дорлинг Киндерсли в сотрудничестве с ЮНИСЕФ. А также изучение национальных особенностей детей из бывших союзных республик.

Занятие 1-12 На этих занятиях мы знакомимся с ребятами из разных стран мира, которые рассказывают о своем доме, о школьных уроках, о книгах, игрушках и о любимой еде. Все, что можно из их культур сделать воочию – попробовать национальную еду, построить или нарисовать дом, сделать национальные сувениры или примерить национальную одежду, мы планируем воплощать на наших занятиях с обязательным обсуждением собственных впечатлений.

По итогам проведения каждого цикла занятий планируется проводить конкурсы детских рисунков и сказок на тему толерантности, где воплотятся впечатления детей от приобретенных знаний. Так же планируется издание календаря с детскими рисунками и небольших брошюр со сказками (при наличии финансовых средств), рассылка их по разным городам России и другим странам мира.

16 ноября - День толерантности» Праздник рисунков. Мы пишем вместе с детьми письма Незнакомому другу и рассылаем их по России и в другие страны мира – в детские сады, больницы и т.п. с рассказами о нашем празднике, детском саде; и т.п.). В празднике принимают участие дети, посещающие инклюзивный детский сад, их родители, братья, сестры, дедушки и бабушки. Обычно приглашаются представители местных органов власти, специалисты в области дошкольного воспитания. В дальнейшем мы планируем создание видеофильма о празднике.

Группа родительского общения.

Группа родительского общения проводится с периодичностью 1 раз в месяц, направлена на выявление и проработку страхов, агрессии, связанных с неприятием тяжелых заболеваний, национальных особенностей, социальной изоляции и др. Как показал опрос, проведенный среди родителей инклюзивного детского сада, подобные чувства испытывают в той или иной степени родители всех детей (например, родители мальчика с синдромом Дауна, воспитывающегося в семье с рождения, были озабочены, не повлияет ли на него отрицательно общение с мальчиком с синдромом Дауна, который первые 3 года своей жизни провел в детском доме). Группы организованы по запросу родителей, обращавшихся за консультациями к психологам. В работе используются следующие методы: лекции, беседы, фольклорные игры, гештальт-терапию, телесно-ориентированные психотехники. Группы родительского общения работают по темам «Страхи», «Чужой, другой», «Особенности взаимодействия детей и родителей», «Особый ребенок и общество», «Различные стили воспитания», «Особенности развития или индивидуальные черты?» и т.п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.