Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательный блок. 1. Аксиомы в системе педагогической теории.






1. Аксиомы в системе педагогической теории.

2. Система педагогических аксиом.

3. 1. Аксиомы в системе педагогической теории.

Опираясь на этнические знания, педагогика вырабатывает собственные педагогические идеи и уже из них формирует возможные закономерности. Создание научной педагогической теории возможно лишь при введении некоторых положений, играющих роль исходных начал. Эти положения – аксиомы (от греч. «принятое, бесспорное»). Истинное суждение, которое при построении какой либо теории принимается без доказательств в качестве исходного положения и которое кладется в основу доказательства всех других положений этой теории.

Сущность аксиомы как понятия появилась во времена Аристотеля. Он применял понятие аксиом в качестве истинного начала, не требующего доказательства в силу ясности и простоты, однако это положение современная наука считает субъективным. Научная действительность считает, что если нельзя доказать аксиому при помощи одних знаний, то это можно сделать с применением других, уже известных научных теорий. Каждая научная теория состоит из конечного числа аксиом, из которых с помощью определенных правил, могут быть получены истинные выводы, сформулированные на языке данной теории.

Научная теория в этом случае состоит из двух частей:

- множества необходимых истинных положений – аксиом;

- множества истинных положений, которые выводятся логическим или другим путем из аксиом.

С тех пор как педагогика была объявлена наукой, она занялась поисками необходимой для нее связи аксиом с существующей педагогической практикой. Из основных философских, научных положений могут следовать педагогические выводы:

- постигнутая сущность из глубины веков и неизмененная до наших дней может быть аксиомой;

- современная педагогическая теория окрепла и может сама формулировать аксиоматические положения;

- построение полноценной научной теории возможно в том случае, если часть ее положений будет введена аксиоматическим методом;

- на фундаменте аксиоматических положений развивается надстройка – сеть логических утверждений – с помощью теоретического анализа, моделирования, экспериментов и т.д., которая становится научной педагогической теорией.

Аксиомы в современной педагогике являются основой всех научных положений. Во всех изучаемых фундаментальных работах подтверждались общие для всех времен и народов основания. Аксиоматический метод в педагогике применяется уже около полувека.

Аксиоматический метод – это метод построения какого-нибудь раздела или науки в целом. Из выбранного множества утверждений в основу выбираются положения (аксиомы), из которых логическим путем выводятся истинные утверждения этой теории.

Основные требования аксиоматического метода – четкость определений, выводы, упорядоченность, связки.

4. Система педагогических аксиом.

Формализация педагогической теории – необходимый этап в развитии системы знаний, свидетельствующий о ее качественном совершенствовании. Разрабатываются символьные средства и условные обозначения в соответствии с возможностями электронно-вычислительной техники. Обозначения могут быть различными, важно соблюсти логику связей, которая всегда должна оставаться неизменной.

Система педагогических аксиом – упорядоченная совокупность основных положений, имеющих ясный и достаточно строгий (однозначный) смысл; она должна включать относительно небольшое количество аксиоматических положений. Показателем полноты служит взаимно перекрещивающееся использование первичных педагогических понятий. Важно отметить следующее: аксиома не должна содержать противоречивых суждений и в последующих аксиомах не должна отрицаться то, что утверждалось в предыдущих.

Примерами можно назвать следующие утверждения:

Аксиома 1. Духовное и физическое развитие человека органически взаимосвязаны; это единый процесс.

Формализованная запись: Рд L Рф ® OVУ ® O (Духовное и физическое развитие, достигаемое при обучении, для всех учеников – единый процесс).

Аксиома 2. Обучение и получение знаний – основная причина развития человека.

Формализованная запись: О L Зс ® ® Р V У (Обучение и систематизированные знания - основная причина развития для всех учеников).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.