Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательный блок. 1. Педагогическая действительность и ее изучение.






1. Педагогическая действительность и ее изучение.

2. Педагогические методы исследований.

1. Педагогическая действительность и ее изучение.

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. Гносеология (теория познания) является методологической основой исследования педагогической действительности. Теория познания является общим методом научного познания, требования которого имеют универсальный характер. Гносеология выполняет направляющую функцию в основе исследовательской деятельности педагогических явлений.

В связи с тем, что педагогика изучает не самого человека, а явления и процессы которые его окружают, в научной среде принято учитывать ряд особенностей, встречающихся в период изучения.

Первой особенностью, или характерной чертой педагогических процессов, является неоднозначность их протекания. Результаты обучения, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Изменение одного-двух факторов приведет к различным результатам. Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. Чистый эксперимент в педагогике не возможен.

Второй особенностью являются требования к безопасности педагогических исследований. Они заключаются в следующем: поскольку эксперименты в области педагогики проходят с живыми людьми, включая грудных детей, то они не должны нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Желательно, чтобы они давали положительный учебно-воспитательный эффект. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены.

Третья особенность состоит в объективности педагогических результатов. Многократное увеличение числа наблюдений компенсирует переменчивость педагогических процессов и повышает объективность предложенных выводов.

Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности. Закон в педагогике это строго зафиксированная закономерность. Закономерности и законы максимально «уплотняют» знания, сокращают объем информации, которым владеет наука, придают им более рациональную форму, делают информацию более высокого качества.

Диалектический путь познания истины состоит в установлении закономерностей и законов. Познать закон – значит понять его действие. Объяснить закон – значит ответить на вопрос: почему он таков и не может быть другим? Отменить закон нельзя, но его можно правильно использовать в своих интересах.

Следует отметить, что в современной педагогике существует система педагогических законов: всеобщие законы, общие законы, конкретные законы.

Всеобщие законы – законы, лежащие в основе всех педагогических процессов. Общие законы – законы, которые определяют зависимость в основных категориях педагогики: уровень развития, уровень воспитания, уровень образования, уровень формирования. Конкретные законы – законы, дающие представление о развитии различных сторон воспитательного и образовательного процессов: социальные, психологические, гносиологические, кибернетические законы.

2. Педагогические методы исследований.

Педагогика как наука выделяет следующие методы исследований: наблюдение, изучение опыта, изучение первоисточников и школьной документации, изучение ученического творчества, беседы, интервьюирование, анкетирование, социометрия, тестирование, эксперимент.

Педагогический эксперимент (лат. «опыт», «испытание») – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Экспериментальная деятельность в педагогике, поставленная на научную основу требует обязательных научных подходов: постановки научной гипотезы, постановки программы эксперимента.

Научная гипотеза – предположение, подвергающееся опытной проверке. Исследование гипотезы – это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность эксперимента и выводов его прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Для этого и пишется программа эксперимента.

Виды экспериментов:

- констатирующий (призван изучать существующие педагогические явления);

- уточняющий (занимается проверкой гипотезы);

- формирующий (призван констатировать новые педагогические явления);

- естественный (проводится без нарушения учебно-воспитательного процесса);

- лабораторный (эксперимент проводится в специально созданных исследовательских условиях).

Педагогическое тестирование («задача, испытание») – это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых исследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

В педагогике пользуются тестами для диагностики уровня обученности – выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам. Уровень обучаемости возможно измерить другими способами организации тестовых заданий – на определение соответствия, последовательности, умения выявлять, распознавать, классифицировать по заданным признакам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.