Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательный блок. 1. Основа педагогической концепции андрагогики.






1. Основа педагогической концепции андрагогики.

2. Субъект образования андрагогики.

1. Основа педагогической концепции андрагогики.

Предлагаемая педагогическая концепция образования взрослых основана на привнесении в представление о субъекте образования духовной составляющей. Основанием для систематизации массива педагогического знания является определение в его структуре места духовности не только на уровне ценностей, но и на уровне педагогических технологий. Реализация этих ценностей в педагогическом взаимодействии зависит прежде всего от позиции субъектов, от их понимания духовности в функциях образования. Это понимание меняется географически, исторически. Поэтому важно выявление смысла духовности «здесь» и «теперь».

Общепризнанно, что в ценностях Запада приоритеты отданы прагматизму, который объединяет в процессе (необходимость общения) и разъединяет в результате (конкуренция); в ценностях Востока приоритеты отданы духовности, которая разъединяет в процессе (замкнутость, уход в себя) и объединяет в результате (Бог един). Запад считает Россию недостаточно прагматичной, Восток – недостаточно духовной. Россия же, находясь как бы между Западом и Востоком географически, исторически склонна к соответствию духовного и материального, к объединению, к соборности в духовном, к коллективному в реальной действительности.

Интерпретация философских теорий российской духовности ХХ в. (Д.Л.Андреев, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, Л.Н.Толстой и др.) для использования их в обосновании педагогического взаимодействия субъектов, позволило определить духовность как «способ творить добро и красоту» (из устава Курской духовной гимназии), выделить элементы духовности (вера, надежда, любовь), духовные ценности (свобода, творчество, гуманизм), проявляемые в позиции «человек разумный».

Привнесение этих ценностей в конкретные учебные процессы, овладение ими не только как знанием, но и как убеждением, действием возможно, если это будет упражнение обучающихся в способности мыслить, понимать, осознавать.

Анализ системных характеристик взрослого как субъекта образования и привносит уточнение понятий: осознанное действие, взаимодействие, образовательное пространство. Уточнение понятия образования основано на системном подходе к процессу образования как структуре, состоящей из элементов и связей как взаимодействий субъектов; как совокупности взаимосвязанных процессов (воспитания, обучения, развития); а также как совокупности взаимосвязанных компонентов (цели, содержание, методы).

Под технологией образования понимается описание, объяснение мастерства, умения, искусства реализации функций образования, выражающихся в получении результата как приращения к потребностям, нормам, способностям обучающихся путем критериального педагогического действия, наиболее оптимальным способом, т.е. профессионально. Понятие педагогического процесса (действия, воздействия, взаимодействия, и т.д.) определяется представлениями о позициях в отношении преподавателя и обучающихся, об их объектно-субъектном характере, о структуре субъекта.

Проблема отношений «учитель–ученик» одна из самых древних в педагогике и подход к ее разрешению находится в основе педагогических парадигм. Внимание к личности ученика как субъекта познания обнаруживается в гуманистических идеях Ф.Рабле и М.Монтеня, в принципе природосообразности Ж-Ж.Руссо, культуросообразности А.Дистервега, в развитии внутренних сил ученика у И.Г.Песталоцци. в позиции К.Д.Ушинского «на убеждение – убеждением». Диалектика субъектно-объективных отношений волновала передовую педагогическую мысль советского периода (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, М.Л.Данилов, М.Н.Скаткин, Б.П.Есипов, Л.В.Занков, В.В.Краевский и др.). Практика педагогических новаций была направлена на преодоление атмосферы авторитарности в педагогическом процессе. Определение места взрослого, обучающегося в диапазоне «субъект–объект», смещается в большей степени к представлению «субъект», но вместе с тем авторитарный характер взаимодействия в обществе отводил ему в конкретном учебном процессе положение объекта.

Если определить взрослость как степень осознанности собственных действий, а образование как «образовывание» самого себя, то в образовании взрослых обучающийся и преподаватель находятся в позиции субъектов, осознанно влияющих на характер взаимодействия в педагогическом процессе, управляемом преподавателем. Это его профессиональная функция, которую он осознанно, целенаправленно частично передает обучающимся: одному, группе, коллективу для реализации целей и задач (объектом управления является педагогический процесс).

Методологической основой педагогики образования взрослых является представление о субъекте образования. Чтобы это представление было полным, многогранным, его необходимо составить системно как структуру с элементами и связями, внутренними и внешними, на разных уровнях: микроуровень как внутренняя структура, макроуровень как образовательное пространство.

2. Субъект образования андрагогики.

Субъект образования – это система (элементы и связи), структурно состоящая из элементов-начал «био», «социо», «дух», которые взаимосвязаны (взаимозависимы, взаимообусловлены, взаимодействуют).

Взаимосвязи между элементами могут рассматриваться как внутренние (генезис, изменение) и как внешние, т.е. выходящие на связь с окружающим пространством: природой, социумом, духом.

Предложенное представление о субъекте образования, образно говоря, переводит из плоскости с координатами «био», «социо» в пространство с координатами «био», «социо», «дух».

Каждому из элементов системы соответствует позиция: индивид («био»), личность («социо»), человек («дух») которые позволяют классифицировать внутренние ценности как индивидуальные, личностные, человеческие, происходящие от причастности:

- индивид – часть природы и его основополагающая ценность – любовь к природе;

- личность – часть социума, основой каждого взаимодействия в котором является обмен, и его основополагающая ценность – совесть;

- человек – часть духа, Вселенского разума, и его основополагающая ценность – разум.

Дополнение к представлению о субъекте образования духовной составляющей утверждает в конкретной педагогической деятельности ценность духовности, привносит гуманность (как человечность), свободу (как разумный выбор), творчество (как продуктивное мышление – творчество).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.