Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательный блок. 1. Дидактические системы.






1. Дидактические системы.

2. Инновационные авторские технологии

1. Дидактические системы.

Современные исследователи выделяют три отличающиеся между собой дидактические системы:

- система (дидактика) И.Ф.Гербарта;

- дидактическая система Д.Дьюи;

- обучение «через совершение открытий» Д.Бруннера.

Немецкий педагог и философ И.Ф.Гербарт создал «научную систему педагогики», основанную на достижениях этики и психологии. Высшая цель воспитания, по его мнению, состоит в формировании нравственной личности морально сильного характера. Воспитание основывается на идеях формирования совершенства, доброжелательности, правовой защищенности, справедливости, внутренней свободы. Его система такова: ясность – ассоциация, система – метод.

Дидактика, или «теория свободного воспитания», американского психолога и педагога Д.Дьюи разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике. Правильное обучение должно быть проблемным: активизация процесса обучения через собственную познавательную деятельность, исследовательскую работу.

Д.Брунер объединил положительные результаты обеих систем и создал концепцию обучения «через совершение открытий». Современные отечественные дидактические системы стремятся к разумному рационализму. Их главная цель – выводить учащихся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил и средств.

2. Инновационные авторские технологии.

2.1. Шаталов Виктор Федорович – Народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав нераскрытые резервы классно-урочного способа обучения.

Основные принципы технологии:

- многократные повторения;

- поэтапный контроль;

- высокий уровень трудности;

- изучение крупными блоками, применение опор;

- личностно-ориентированный подход;

- гуманизм, учение без принуждения;

- бесконфликтность, гласность успехов;

- соединение обучения и воспитания.

Центральные понятия:

- «опора» – ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка;

- «опорный сигнал» – ассоциативный символ, знак, слово, схема, рисунок, заменяющий некое смысловое значение;

- «опорный конспект» – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта.

2.2. Лысенкова Софья Николаевна – учитель начальных классов С.Ш. № 587 г. Москвы. Решила задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без помощи родителей.

Особенности технологии:

- перспективно-опережающая подготовка;

- опережение введения в учебный процесс дидактических единиц;

- использование комментированного управления и опорных схем «думаю, говорю, записываю».

Опоры – выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

2.3. Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации.

Дифференцированное обучение:

- форма организации учебного процесса в «гомогенных группах»;

- часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Принципы дифференциации: по возрастному составу, по полу, по области интересов, по уровню умственного развития, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья.

2.4. Технология «Диалог культур».

Библер Владимир Соломонович – философ Российского гуманитарного университета г.Москва. Курганов Сергей Юрьевич – ученый-экспериментатор, г. Курган. В технологии «Диалог культур» сам диалог выступает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая ее цель и содержание.

В основу положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С.Выготского и положения «философской логики культуры» В.С.Библера.

Концептуальные основы:

- диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения;

- внутриличностный диалог;

- диалог как речевое общение людей;

- диалог культурных смыслов.

Целевые ориентации:

- формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культур;

- обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.

2.5. Занков Леонид Владимирович (1901–1977) – педагог, психолог, академик АПК СССР, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.

Гипотезы Л.В.Занкова. В процессе обучения возникают не ЗУН, а их психологический эквивалент – когнитивные (познавательные) структуры. Это схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его, это субъект умственного развития. Когнитивные структуры развиваются в процессе обучения, а результаты выражаются в особенностях психического развития и деятельности.

Сложные структуры создаются из более простых, но никогда не складываются, а всякий раз рождают новое качество. Основной принцип системы – ведущая роль теоретических знаний. Программа обучения построена как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания. Работа протекает по четкому разграничению разных признаков, изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципа системности и целостности. Доминирующим началом в системе является индуктивный путь через процесс сравнения и анализирующего наблюдения.

2.6. Эльконин Даниил Борисович (1918–1959) – виднейший отечественный психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич (1930–1989) – академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения (РО), теории содержательного обобщения. Его теория РО направлена на развитие логического, теоретического мышления.

Гипотезы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова:

- детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия, они принимают и осваивают их раньше, чем научаются действовать с их частными эмпирическими проявлениями;

- возможности ребенка к обучению огромны, но не всегда получают развитие в школе;

- умственная интенсификация лежит в содержании учебного материала, от которого производны методы организации обучения;

- повышение творческого уровня стимулирует рост умственных способностей ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.