Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Товарная нефть. Состав и качество. Стандарты. ГОСТ, ТУ, МС.






Сдача подготовленной нефти (или ее продажа) потребителям может быть как коммерческим фактом, так и просто - «учетом результата» деятельности нефтебазы, уст-ки, цеха, КСП, участка или др. структуры. При оперативной сдаче не оформляются бумаги «Купли - продажи» (АКТ реализации, Накладные, Паспорт качества) а лишь ведется учет. «Журнал»; Режимный лист; данные в компьютер, а также в диспетчерскую службу, куда стекается информация со всех объектов предприятия, для анализов и выводов. Учитывается не только кол-во нефти или нефтепродуктов, но и их качество.

Коммерческая сдача сопровождается документами: «Акт реализации /приема – сдачи /»; к нему прилагается - «Паспорт качества нефти», с подписями представителей сдающей и принимающей сторон. «Представители» назначаются ежегодно Приказом по предприятиям и имеют от них юридически заверенную доверенность на право этих Товара – транспортных операций. Основным документом, вообще-то, яв-ся «Договор» между Предприятиями о «Купле – продаже». В нем все и обозначено: сроки, цена, кол-во и качество, и многое другое. Реально все значительно сложнее с экономической и юридической точки зрения. Имеются и - Посредники, и - Транспортные организации, осуществляющие перекачку нефти (у нас). Кроме этого неустойчивы формы Структур предприятий и формы Собственности (Хозяева). А Законы - «резиновые»… А деньги очень большие. Для упорядочения, всего этого, должен осуществляться многофункциональный Государственный Надзор, не взирая на формы собственности. Практически, Государство наше, в лучшем случае, осуществляет элементы финансового и налогового надзора. (Впрочем, возможно я отстал от современной ситуации…)

При оформлении коммерческой сдачи нефть маркируется следующим образом. Например: «2»•«1»• I, где «2» - класс «сернистая»; «1» - тип (легкая); I – группа качества – «первая». Требования к оперативным узлам учета не такие жесткие, как к коммерческим. Как с точки зрения общего контроля, так и к погрешности приборов КИП и А. Это лишь «внутреннее» дело предприятия. Максимальная неприятность – потерять к кому-то доверие, но не внешний экономический ущерб «Собственника». А техническое устройство всех УУН практически одинаковое.

Есть международные Стандарты (МС) на состав и качество «сырой» нефти. Есть ГОСТ (Российские) стандарты. Есть, также ТУ – технические условия (в Договоре).

Поступающий к вам реагент, тоже должен «соответствовать» нужному «Стандарту».

Классификация товарной нефти: группы качества, классы, типы.

На промысловых технологических установках (ДНС, КСП, ТХУ, ЦПС и др.) по подготовке нефти, газа и воды мы получаем конечный продукт – товарную нефть. Качество товара может быть разным, а значит и цена разная. Из «сырой» (обводненной, соленой, газированной, с мехпримесями) жидкости мы можем получить качественную нефть. Которая, нынче, делится на следующие группы качества. В зависимости от остаточного содержания воды, хлористых солей, газа и мехпримесей:

---Первая группа качества имеет не более – вода ≤ 0, 5%; соли ≤ 100 мг/литр; мехприм. ≤ 0, 05%; упругость паров ≤ 500 мм. рт. ст.

-----Вторая группа – вода ≤ 1%; соли ≤ 300 мг/литр; мех. прим. ≤ 0, 05%; упругость паров ≤ 500 мм. рт. ст.

----------------- Третья группа – вода ≤ 1%; соли ≤ 900 мг/литр; мех. прим. ≤ 0, 05%; упругость паров ≤ 500 мм. рт. ст.

Есть еще группа – 1А, в которой: соли - до 40 мг/литр, а все остальное, как у первой группы. Цена «продажи» - одинаковая с первой группой качества, поэтому не стоит стараться.

Есть еще, так называемая, «некондиция» (брак), за который не выложат ни копейки. Поэтому если «пошел брак» (некондиция), то откачку нефти у нас прекращают. Заполняем резервные емкости. Требуется дополнительная подготовка. Или ждем, пока она отстоится. Или потом подмешиваем эту «некондицию» к очень хорошо подготовленной нефти, (если разрешат), получая (средне/арифметически) продажно - покупное качество нефти.

Главный Документ, регламентирующий товаро/транспортные взаимоотношения между Покупателем и Продавцом, это Договор. Очень сложный и многопрофильный. В нем обозначено следующее. Количество и сроки поставок, включая состав балласта и примесей; температура продукции, содержание серы, сероводорода, парафина, меркаптанов, хлоридов, фракционность, а также осложнения, связанные с потерей учета. Снимаются «Коэффициенты» на погрешность приборов, «на газ» и другие, обозначенные в Договоре. Если одна из сторон не выполняет обязательства Договора, то дело часто доходит до суда.

Помимо групп качества на продажную цену влияют:

· Класс нефти – т.е. содержание в ней серы (массовая доля в %):

1. малосернистая – до 0, 6%;

2. сернистая – 0, 61 – 1, 80%; у нас почти, везде - сернистая

3. высокосернистая – 1, 80%

· Тип нефти – т.е. подразделение по плотности (20 гр.С):

1. легкие – до 850 кг/м3 (северная группа месторождений);

2. средние – 851 – 885 кг/м3 (самотлорские нефти);

3. тяжелые – свыше 885 кг/м3 (Мангышлакское месторождение Каспий)

В Договорах на «Куплю – продажу» нефти между (например) СНГ и Заводом отмечаются, помимо количества и сроков поставки – «эти» параметры. И цена, которая от них зависит.

На каждую партию нефти составляется «Акт реализации», а к каждому «Акту реализации нефти» (например за истекшие сутки), прилагается «Паспорт качества», составленный на основании лабораторных данных анализов по балласту и по составу нефти. Подписи представителей обеих сторон (Покупателя и Продавца). Понятно, что есть и «Посредники».

На наших Промыслах удается в основном готовить нефть к транспортировке, но не к переработке. Вероятно, не ставится такая задача. Однако, если мыслить «по Государственному», то – экономически явно не выгодно, остывшую в пути нефть снова нагревать и подвергать вторичной подготовке. Подготовка нефти к переработке – неизбежна. Оптимально – перерабатывать надо здесь. Тут и рынок сбыта. Историческая «хрень» с первого же Проекта разработки Самотлорского месторождения. Впрочем, и сейчас, не очень-то все и изменилось.

Дальнейшая переработка нефти с «большими» солями невозможна. Поэтому на любом НПЗ в начале технологической цепочки есть ЭЛОУ (электрообессоливающая установка), где соли промываются водой до остаточного содержания 2 – 5 мг/литр. Еще 20 лет назад мы с коллективом, на УПН КСП-11 получали остаточное содержание солей хлора в подготовленной нефти не более 5 мг./литр. Сразу можно было перерабатывать, получая нужные топлива.

3. – Технологический регламент, документация, прием-сдача вахты (см.№11/2).

Т. р. – это Документ, который составляется на каждый процесс, на все производство и определяет: -технологию, -режимы, -рецептуру, -качество, -безопасность, -нормативную документацию и др. Как правило, составляется Проектной организацией; разрабатывается Автором процесса, но в любом случае Предприятие проводит экспертизу. После пуско-наладочных работ и согласования с соответствующими службами, (механиков, энергетиков, КИП и А и др.). Главный инженер Предприятия утверждает этот документ (с необходимыми уточнениями). На документе также должны быть подписи: Гл. технолога, руководителя службы охраны труда предприятия и других служб. Экспертиза Проекта, а также последующий Надзор осуществляются местными контролирующими Государственными органами: -технология, экология, энергетика, пожарная безопасность, сан-эпидем. и т. д.

Порядок и сроки изменений, уточнений, переделки уже давно составленных Т. Р. действующих объектов определяются в каждом конкретном случае руководителем Организации с согласованием с местным отделением технологического и экологического надзора.

Для опытного «пробега» и опробования составляется отдельный (временный) регламент со сроком до 2 лет. Для «зарубежного капитала» Т/Р составляются и утверждаются только при участии Органов Государственного надзора Р.Ф. Срок действия Т. Р. 5 лет. Допускается его продление еще на 5 лет, но не более. Он должен быть досрочно пересмотрен, если: появились новые Правила; случилась авария, причиной которой явилось несовершенство Т. Р.; а также при принципиальном изменении технологии или аппаратуры.

Т. Р. имеет свой регистрационный номер и обозначение, хранится в техническом отделе Предприятия. Копии и выписки, заверенные техотделом, передаются в цеха, а также другим заинтересованным службам. Незначительные изменения и дополнения согласовываются с теми службами, которые непосредственно этого касаются, и обязательно переутверждаются Главным инженером Предприятия (Техническим директором).

Т. Р. состоит из следующих разделов: общая характеристика объекта; характеристика сырья, материалов, реагентов, продукции. Описание процесса и схемы; нормы режима; контроль. Основные положения запуска и остановки; безопасность при эксплуатации. Отходы, «выбросы» и методы утилизации и переработки. Характеристика оборудования, регулирующих и предохранительных клапанов. Перечень обязательных инструкций и др. документов. Технологическая схема (графическое изображение). Технологическая схема это приложение к разделу «описание технологического процесса». Условные обозначения аппаратуры, а также приборы КИП и А, должны соответствовать ГОСТ. Схема подписывается руководителем установки и утверждается гл. инж. Предприятия. Она же является частью ПЛВА (плана ликвидации возможных аварий).

Документация, руководство бригадой, прием-сдача смены.

Ее можно подразделить на: оперативную и нормативную. В операторной должен находиться документ: «Перечень документации», необходимой для нормального функционирования объекта.

К оперативной документации можно отнести: вахтовый журнал, режимный лист, журналы проверок оборудования и условий труда, учета нефти, воды, газа, реагентов и др.

Нормативной документации очень много: технологические регламент, схемы, карты на оборудование; Графики, Перечни, Планы, Допуски, многочисленные Инструкции со своим Перечнем. Схемы: дорог, эвакуации, тупиковых и застойных зон трубопроводов, размещения средств пожарной защиты и т. д. План ликвидации аварийных ситуаций.

При приеме-сдаче смены проверяется все, в том числе и документация. Ваша роспись в вахтовом журнале и в режимном листе - юридический факт. В принципе, из-за «росписи-неросписи» можно и за решетку не за себя угодить…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.