Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Языковой паспорт человека






Речевая деятельность человека — манера его речи, ис­пользуемый словарь, интонация, жестикуляция, излюбленные выражения, риторические приемы, жесты и многое, многое другое — создает определенный образ этого человека в глазах окружающих, образ, по которому о человеке судят. Этот образ обозначается термином языковой паспорт человека. Языковой паспорт человека — это та информация, кото­рую человек непроизвольно передает о себе, когда он говорит. Языковой паспорт человека несет информацию о его поле, возрасте, откуда он родом — из города или деревни, насколько он эмоционален, о его физическом состоянии (бодр или устал), что он делает в момент речи (ест, движется, приближается, удаляется или стоит на месте и т. д.). По речи можно опреде­лить, иностранец ли человек, а иногда даже и его националь­ность или местность, из которой происходит человек — по специфическим особенностям его произношения, отдельным словам и выражениям. Региональные особенности произноше­ния дают представление о том, где человек родился или где прошла большая часть его жизни.

Известен случай, который произошел с известным рус­ским ученым, создателем знаменитого словаря русского языка Владимиром Ивановичем Далем.

Однажды он встретил в пути монаха и спросил его: — Ка­кого, батюшка, монастыря? — Соловецкого, родненький. — Из Ярославской губернии? (Даль знал, что слова родненький, родименький часто употреблялись в Ярославской губернии). — Нетути, родненький, тамо-ди в Соловецком живу. — Да еще из Ростовского уезда? Монах упал в ноги: — Не погуби!

Оказалось, что это был беглый солдат из Ростовского уез­да Ярославской области, выдававший себя за монаха.

По языковому паспорту человека можно судить об уровне его общей культуры, уровне его воспитанности. Эксперименты показывают, что по речи человека можно определить и его возраст — иногда с точностью до 2-3 лет, размеры тела (ху­дой, средней полноты, полный), рост (маленького роста, сред­него роста, высокий).

По речи человека бывает можно определить приблизительно его профессию (по проскальзывающим в его речи профессио­нальным словам и оборотам). Современные исследования позво­ляют по голосу реконструировать многие внешние признаки че­ловека. Сейчас в силовых ведомствах есть специальные компью­терные устройства, определяющие по голосу «телефонного террориста» многие его черты, включая даже форму лица.

К языковому паспорту относится и информация, которую мы получаем из почерка человека — почерк может много рас­сказать о человеке, особенно специалисту-графологу. Графо­логия — отдельная отрасль науки, очень важная в криминали­стике. Однако по сравнению с устным языковым паспортом, который легко опознают и интерпретируют все носители язы­ка, интерпретация почерка требует обычно специальных зна­ний, хотя и в этой сфере рядовой человек может сделать опре­деленные выводы о характере и некоторых других особенно­стях написавшего тот или иной текст человека.

Языковая личность и коммуникативная личность человека

Понятие языковой личности, наиболее активно разраба­тываемое в последнее время лингвистами, впервые было сформулировано в книге Виктора Владимировича Виноградова «О поэтическом языке» (Виноградов, 1980). При исследовании языковой личности В. В. Виноградов считал необходимым изучение parole (индивидуального речевого опыта) как сферы творческого раскрытия языковой личности.

Современная теоретическая разработка понятия языковой личности принадлежит Юрию Николаевичу Караулову. Как отмечает Караулов, нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, поль­зователю — к человеку, к конкретной языковой личности (Ка­раулов, 1987). При этом языковая личность рассматривается «как вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этический, и другие компоненты, но преломленные через ее язык, ее дискурс» (Язык и личность, 1989).

Наличие национально-культурной доминанты в структуре языковой личности каждого русского человека позволяет го­ворить о существовании общерусского языкового типа, доста­точно Подробное описание которого представлено в работе Ю. Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». Всю лексику и фамматику можно подразделить на инвариантную и вариативную части, и если первая служит для понимания, то вторая является проявлением индивидуальности личности. Наиболее интересно при характеристике языковой личности проявление именно ее индивидуальных особенностей.

По мнению Караулова, процесс формирования языковой личности заканчивается примерно к семи годам, а в дальней­шем происходит лишь совершенствование ее навыков и уме­ний, окончательно формирующих коммуникативную лич­ность.

Следующий уровень анализа языковой личности — это анализ проявления языковой личности в процессе коммуника­ции, общения. В поле зрения исследователя оказываются ком-

муникативные потребности и коммуникативные черты или го­товности личности, ее коммуникативные стратегии и тактики, индивидуальный стиль и манера общения и т. д.

Исследования языковой и коммуникативной личности че­ловека в настоящее время приобрели широкую популярность. Изучаются языковые и коммуникативные личности отдельных людей — писателей, поэтов, педагогов, ученых, языковые лич­ности персонажей художественных произведений, представи­телей отдельных профессий — врача, спортсмена, учителя, на­чальника, чиновника, филолога, военного; коммуникативная личность подростка, мужчины, женщины и т. д.

Подобные исследования позволяют выявить важные от­личительные черты различных типов коммуникативных лич­ностей. Исследуются и национальные коммуникативные лич­ности — русская, английская, американская и т. д.

Коммуникативная личность включает языковую как со­ставную часть и позволяет ввести в рассмотрение весь спектр коммуникативных проявлений личности в окружающей ее среде.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.