Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История вопроса






Впервые понятие «защита» 3. Фрейд использовал в 1894 году в своей работе «Защитные нейропсихозы» [148]. По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запус­каются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта», т. е. выступают как сред­ство разрешения конфликта между сознанием и бессоз­нательным. В современной психологии предетавления о связи защиты с экстремальными ситуациями и о смягче­нии с ее помощью конфликтов — сохранились, а поло­жение о врожденном разнообразии форм защиты у кон­кретного человека — подверглось коррекции.

Свои фундаментальные положения о защите 3. Фрейд сформулировал в процессе лечения больных неврозами: обратимыми расстройствами, обусловленными воздей­ствием психотравмирующих факторов. При неврозе па­циенты жалуются на эмоциональные расстройства, на­рушения телесных и вегетативных функций. В основе этой болезни лежит переживание человеком внутренне­го конфликта — столкновения особо значимых отноше­ний личности с противоречащими им обстоятельствами жизненной ситуации. Неспособность человека разре­шить такой конфликт вызывает рост внутреннего напря­жения и дискомфорта. 3. Фрейд показал, что в этот труд­ный для человека момент активизируются специальные психологические механизмы защиты, которые огражда­ют сознание человека от неприятных, травмирующих пе­реживаний. Включение механизмов защиты сопровож­дается субъективным ощущением облегчения — снятия напряжения. Впоследствии защитные механизмы стали рассматриваться не только как элемент психики людей, склонных к невротическим реакциям или страдающих неврозами, но и как функции «Я» — сознательной час­ти личности любого человека. При угрозе целостности личности именно защитные механизмы отвечают за ее интеграцию и приспособление к реальным обстоятель­ствам.

Было показано, что включение защиты может при­вести не только к актуальному облегчению, но и к появ­лению стабильных, длительно функционирующих струк­тур, которые в дальнейшем будут активизироваться в сходных обстоятельствах. При этом вторжение защи­ты может сопровождаться формированием специфи­ческих, «условно желательных», симптомов, которые вовлекаются человеком в решение ситуации, связанной с конфликтом, и тоже частично снижают внутреннее на­пряжение.

Что подлежит защите? — Гармоничность, уравнове­шенность структуры личности. Фрейд сформулировал теоретические представления о структуре личности. По его мнению, личность включает в себя три части: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Тесно взаимодействуя друг с другом, каждая из этих частей выполняет свои специфические функции. «Оно» представляет собой резервуар бессоз­нательных иррациональных реакций и импульсов, фи­зиологических по своей природе, и служит источником психической энергии, руководствуясь принципом удо­вольствия. Однако безоглядная тяга к удовольствию, не учитывающая реальных условий, может привести чело­века к гибели, поэтому в процессе онтогенеза у него сформировалось «Я» — сознательное начало, действую­щее на основе принципа реальности и выполняющее функцию посредника между иррациональными стремле­ниями «Оно» и требованиями общества, воплощенными в третьей части личности — «Сверх-Я» [114].

«Сверх-Я» — своеобразная моральная цензура, уро­вень социального должного, который складывается из за­претов, выработанных в совместной жизни людей, и ог­раничений, налагаемых обществом на способы удовле­творения биологически значимых потребностей. Нормы и запреты, принятые личностью, — основное содержание системы «Сверх-Я», а принятие этих норм происходит путем интернализации. Интернализация (интериориза-ция) — это процесс принятия разного рода социальных и культурных требований извне и постепенное присвоение их таким образом, что они становятся своими собствен­ными. С помощью погружения требований внешнего ми­ра в себя ребенок постепенно запечатлевает «внутри себя» родителей и их поведение, и поэтому ранний разрыв с семьей, предполагающий частичный отказ от идентифи­кации с ней, может происходить весьма болезненно. Дей­ствительно, когда ребенок теряет родителей или когда они теряют для него ценность (душевное заболевание, пре­ступления), нарушается структура «Сверх-Я» ребенка.

«Я» регулирует процесс сознательного приспособле­ния к внешней и внутренней средам. Это та сила, кото­рая уравновешивает глубинные неосознанные влечения и требования общества, осуществляя функцию их синте­за. Фрейд сравнивал отношения «Я» и «Оно» с отноше­нием между всадником («Я») и лошадью («Оно»). Всад­ник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть. Но движется он только благодаря движению лошади. Находясь между властными побуждения­ми «Оно» и ограничениями «Сверх-Я», «Я» стремится выполнить свою охранительную задачу, восстановить гармонию между различными силами и влияниями, дей­ствующими на человека извне и изнутри. Можно сказать, что основная функция «Я» — это установление отноше­ния. Нередко это может быть и отношение напряженно­сти, поскольку «Я» должно сдерживать требования «Оно» в соответствии с установками общества. И такая напря­женность субъективно переживается как состояние тре­воги, беспокойства, вины.

Постепенно большинство исследователей склони­лось к выводу, что функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внут- риличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериори-зированными) требованиями внешней среды, возникаю­щими в результате социального взаимодействия. Ослаб­ляя этот конфликт, защита регулирует поведение челове­ка, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. При этом свой конфликт между потребностью и страхом человек может выражать разными способами:

• посредством психических перестроек,

• посредством телесных нарушений (дисфункций), про­являющихся в виде хронических психосоматических симптомов,

• в форме изменения способов поведения.

Расширение представлений о защите связано с именем дочери Зигмунда Фрейда — Анной Фрейд. Она сделала попытку обобщить и систематизировать знания о меха­низмах психологической защиты, накопившиеся к сере­дине 40-х годов XX века. А. Фрейд подчеркивала обере­гающий характер защитных механизмов, указывая, что они предотвращают дезорганизацию и распад поведения, поддерживают нормальный психический статус лично­сти [НО]. В базовую концепцию отца она внесла опреде­ленные коррективы: акцентировалась роль механизмов защиты в разрешении внешних (социогенных) конфликтов, а сами механизмы рассматривались не только как проявление врожденных задатков, но и как продукты индивидуального опыта и непроизвольного научения. Было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адапти-рованности личности. И наконец, она дала первую раз­вернутую дефиницию защитных механизмов: «Защитные механизмы — это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не со­гласуясь с сознанием» [90].

А. Фрейд разделила механизмы защиты на группы и выделила перцептивные, интеллектуальные и двигатель­ные автоматизмы. Они обеспечивают последовательное искажение образа реальной ситуации с целью ослабле­ния травмирующего эмоционального напряжения. При этом представление о среде искажается минимально, т. е. находится в предельно возможном соответствии с реаль­ностью. В результате нежелательная информация может игнорироваться (не восприниматься); будучи восприня­той — забываться, а в случае допуска в систему запоми­нания — интерпретироваться удобным для человека обра­зом. В этих формах преобразования травмирующей человека информации наибольшие вопросы вызыва­ла группа перцептивной защиты. Оставалось непонят­ным: как можно защищаться от того, что еще и не вос­принято?

Однако и эта позиция впоследствии была надеж­но подтверждена. Экспериментальные исследования Э. А. Костандова убедительно доказали существование физиологической основы для реализации перцептивной защиты [50]. Анализ реакций человека на еще не осо­знаваемые стимулы обнаружил существование особо чувствительного механизма, который на основе еще не достигшей сознания информации способен с помощью лимбической системы оценить эмоциональное значение раздражителя, при необходимости повысить порог вос­приятия и тем самым вызвать соответствующую его пере­оценку.

Всего Анна Фрейд описала пятнадцать защитных ме­ханизмов. Она же наиболее полно проработала вопрос о последовательности их созревания. По ее мнению, пер­вые созревающие у ребенка способы защиты связаны с отрицательным опытом его спонтанного самовыражения. Невозможность реагировать произвольно создает у мла­денца энергетическое напряжение, которое порождает беспокойство и дестабилизацию образа «Я». А. Фрейд на­метила приблизительную хронологию механизмов пси­хологической защиты [147].

Когда они появляются? Считается, что возраст до од­ного года — это предстадия защиты. Далее (1—2 года) опасности преодолеваются ребенком посредством отри­цания его незрелых формах пассивного и активного протеста — отказа и оппозиции), а также в виде тенден­ции к присоединению — проекции и имитации. Проек­ция и имитация связаны с выделением ребенком себя из окружающей среды, с приписыванием среде всего бо­лезненного и с принятием в себя всего приятного. Далее начинает преобладать тенденция к отделению. До трех­летнего возраста имеют место вытеснение (вначале — в форме подавления), замещение и интеллектуализация. Та­кие защитные механизмы, как регрессия, обращение про­тив собственной личности и замещение, — не зависят от этапов развития «Я». Они являются модификацией ак­тивности побуждений и функционируют с тех пор, как функционируют и сами побуждения, т. е. с момента, когда начинается конфликт между порывами «Оно» и каким-нибудь препятствием на пути их удовлетворения. Важно, что замещение проявляется при активизации по­требности в автономии и свободе в форме эмансипации. В связи с развитием речи и логического мышления, позднее, уже в младшем школьном возрасте, усиливает­ся тенденция к присоединению и начинает развиваться и компенсация как незрелая форма рационализации. Постепенно «Я» укрепляет свою власть над «Оно», и абстрактное логическое мышление становится основ­ной характеристикой «Я» [90]. При этом все больше актуализируется сознание и усваиваются понятия за­претного и разрешенного, обеспечивая забвение неже­лательного опыта. Соответственно, формируется «хоро­шее» и «плохое» поведение. После 5-летнего возраста, вследствие формирования половой идентичности и потребности в самопринятии, появляется сублимация, которая неразрывно связана с усвоением нравственных ценностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.