Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательные возможности






Университеты предоставляют широкий спектр возможностей для сильных, талантливых студентов: дополнительные углубленные учебные курсы, возможность участия в исследовании, овладения студенческими компетенциями уже на ступени бакалавриата (хотя подчеркивается, что исследование – приоритет магистратуры) через специальную программу honors degree (Люнд, Утрехт, Техасский университет). Развиты программы стипендиальной и грантовой поддержки (государственные, университетские, факультетские стипендиальные программы, именные стипендии от спонсоров, компаний). Студенческие сообщества и клубы по интересам как механизм вовлечения учащихся в университетское академическое сообщество. Возможности обучения за рубежом (семестр в вузе-партнере, программа двойных дипломов, летние программы, программы для проведения исследований за рубежом).

 

Источники информации:

  1. Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов / под ред. Ф. Дж. Альтбаха, Д. Салми; пер.с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2012 – 382 с.
  2. Журавлев В.А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия.// Университетское управление. 2000. № 2(13). С. 25-31.
  3. Майер Г.В. О критериях Исследовательского университета. // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. – № 3(26). С. 6-9.
  4. Дежина И. Г. «Ведущие вузы» или «исследовательские университеты»? // Высшее образование в России. - 2004. – № 8. С. 9-17.
  5. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013 – 2020 гг. Электронный ресурс. URL: https://tsu.ru/content/viu/roadmap/TSU_roadmap_web1.pdf Дата обращения. 15.05.2014.
  6. Makie P. Asessing for Learning. / Peggy Makie. Sterling, Virginia. 2010. – 330 p.
  7. Университет Люнд. Официальный сайт Электронный ресурс. URL: https://www.lunduniversity.lu.se / Дата обращения. 15.05.2014.
  8. Университет Утрехта. Официальный сайт Электронный ресурс. URL: https://www.uu.nl/ Дата обращения. 15.05.2014.
  9. Национальный университет Тайваня. Официальный сайт Электронный ресурс. URL: https://www.ntu.edu.tw/ Дата обращения. 15.05.2014.
  10. Университет штата Техас в Остине. Официальный сайт Электронный ресурс. URL https://www.utexas.edu/ Дата обращения. 15.05.2014.
  11. Университет Фудань. Официальный сайт Электронный ресурс. URL https://www.fudan.edu.cn/ Дата обращения. 15.05.2014
  12. Hö glund P., Eriksson T., Edgren G., Thome G. Development of core competencies for a new master of pharmacy degree // Pharmacy Education. August 23 2012• Volume 12 | Issue 1. Электронный ресурс. URL: https://pharmacyeducation.fip.org/2012/08/development-of-core-competencies-for-a-new-master-of-pharmacy-degree/ Дата обращения. 15.05.2014.
  13. Benneworth P., Coenen L., Moodysson J., Asheim B. Exploring the Multiple Roles of Lund University in Strengthening Scania's Regional Innovation System: Towards Institutional Learning? // European Planning Studies. Volume 17, Issue 11, 2009. - P. 1645-1664

 

Приложение

 

Организация образовательной деятельности в референтных вузах

  1. Университет Люнд
Анализируемая категория Университет Люнд
  Организация обучения   Учебные программы – по уровням подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и факультетам   Базовая единица управления образовательным процессом – учебный курс   Субъекты планирования образовательной программы – факультет/ кафедра (разработка программы, курсов), студент – выбор курсов (блок курсов по выбору и факультативных курсов)   Типы курсов: - Общие (бакалавриат) - Профессионально-ориентированные (бакалавриат, магистратура) - Программы, ориентированные на исследование (магистратура, аспирантура)   Возможность выбора учебных курсов других кафедр. факультетов, университетов   Итоговая квалификационная работа – проект (бакалавриат), диссертация (магистратура, аспирантура)   При разработке учебных программ привлекаются специалисты в соответствующей отрасли с целью определения ключевых компетенций будущих выпускников (кейс по определению ключевых компетенций при запуске магистерской программы по фармакологии [12]), содержания учебной программы (кейс сотрудничества университета и компании Scania [13])
  Организация учебной среды   Количество аудиторных часов по курсу от 10 (гуманитарные специальности) до 30 (технические специальности) в неделю, остальное время – самостоятельная работа Учебные группы – 25-30 человек Приоритет – работа студентов в малых группах Широкий выбор он-лайн курсов, интеграция электронного обучения в традиционные курсы (смешанное обучение) – широко распространено, но не повсеместно Применение разных систем оценивания (портфолио, рейтинг, эссе – одна из самых популярных форм итогового контроля)
  Преподавание и образовательные технологии   Позиционирование «Модели обучения Люнда» (Lund Learning Model): обучение, центрированное на студенте; развитие компетенций решения проблем и принятия решений, развитие критического мышления Использование в преподавании технологии развития критического мышления, технологии портфолио, кейс-стади, дискуссий и дебатов Курс преподавания и обучения в высшей школе (по выбору) предлагается студентам, планирующим педагогическую деятельность в будущем Центр повышение квалификации преподавателей (Teaching Academy), организация семинаров по обмену педагогическим опытом Требования к ведению преподавательской деятельности – владение современными методиками и технологиями преподавания, использование технологий проблематизации, организации взаимодействия. диалога, организации междисциплинарного обучения (через задания, занятия, проекты), отражение исследовательского и научного опыта преподавателя в его курсе
Консультирование, тьюторство, кураторство   Предоставляются консультации по выбору учебных курсов на факультетах - для бакалавров и магистров Аспирантов курирует научный руководитель (предлагаются варианты научный руководитель+ ассистент научного руководителя; научный руководитель + внешний эксперт) Некоторые факультеты предлагают услуги коучинга (помощь студентам в организации образования, определении приоритетов и стратегий обучения) Служба консультации иностранных студентов (кураторы – группа других студентов)
  Службы студенческой поддержки   Университетский Центр академической поддержки (курсы и мастер-классы по развитию навыков академического письма, чтению академических текстов, публичным выступлениям) Множество служб поддержки аспирантов и исследователей
  Образовательные возможности (проекты, гранты, участие в исследованиях, стипендии. обучение за рубежом)   Лаборатория междисциплинарных виртуальных проектов (площадка для взаимодействия студентов различных факультетов)   Действующая на постоянной основе программа приглашенных лекторов – профессоров других вузов, представителей «реального сектора» (правительство, бизнес. НКО)   Многообразие стипендиальных программ для поддержки студентов и аспирантов (стипендиальные программы для поддержки иностранных студентов, для поддержки студентов обучающихся по определенным направлениям)   Возможность обучения за рубежом (1 семестр) - пройденные за рубежом курсы засчитываются
  1. Университет Утрехта
Анализируемая категория Университет Утрехта
  Организация обучения   Учебные программы – по уровням подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и факультетам   Базовая единица управления образовательным процессом – учебный курс   Субъекты планирования образовательной программы – студенты   Типы учебных курсов: - Общие (бакалавриат) - Профессионально-ориентированные (бакалавриат, магистратура) - Программы, ориентированные на исследование (бакалавриат на некоторых факультетах, магистратура, аспирантура)   - Краткосрочные программы ПК   - Открытые курсы (для студентов других специальностей, из других университетов)   - Курсы и мастер-классы для сторонних пользователей (языковые курсы для всех желающих, ориентационные курсы для школьников, представителей других университетов)
  Организация учебной среды   Количество аудиторных часов – в среднем 16-20 в неделю, 6 часов из них – аудиторное обучение (2 встречи в неделю по 3 часа), оставшееся время – самостоятельная работа, выдаются еженедельные задания Учебные группы – максимум 25 человек   Практика работы в самообучающих группах (tutorial groups) – обучение студентов в совместной деятельности Широко распространено смешанное обучение – сочетание лекций с работой он-лайн, создание электронной учебной среды как площадки междисциплинарного обучения   Обучение в магистратуре – основная форма проведения занятий – семинары (минимум лекций, в отличие от бакалавриата), решение кейс-стади, проектная работа в группах   Рейтинговая система оценки   Письменные экзамены
  Преподавание и образовательные технологии   Позиционирование «Образовательной модели Утрехта» (Utrecht Educational Model): четкое разделение задач бакалавриата (подготовка к профессиональной деятельности) и магистратуры (подготовка позволяющее быть конкурентоспособного специалиста на рынке труда или будущего исследователя для аспирантуры); гибкая система формирования индивидуальной образовательной траектории через выбор учебных курсов; активные методы преподавания, высокий уровень педагогической подготовки ППС; Активные методы обучения, обучение через исследование, технологии фасилитации обучения преподавателем Курс педагогики и педагогической практики для магистров и аспирантов
Консультирование, тьюторство, кураторство   В самом начале обучения у каждого студента есть тьютор – который помогает студенту определиться с выбором курсов, помогает с решением проблем. возникающих в процессе обучения, служит посредником между студентом и консультантом по учебе Консультант по учебе помогает с рекомендациями относительно отдельных курсов и учебных программ Более активную роль он играет в консультировании магистров В магистратуре наряду с консультантом по учебе поддержку оказывает координатор магистерской программы, с функциями дублирующими обязанности консультанта по учебе но в рамках конкретной образовательной программы В аспирантуре работу студента курирует его научный руководитель Также функции поддержки выполняют советники по учебе - для студентов с ограниченными возможностями и студенческий психолог (оказывает индивидуальные консультации) Предлагаются консультации по выбору и планированию будущей карьеры, налажена консультационная сеть по передачи опыта построения карьеры с выпускниками
  Службы студенческой поддержки   Общеуниверситетская служба информационной поддержки (советы и информационные ресурсы по вопросам обучения, проблемам, возникающим в ходе обучения, образовательным возможностям) Предлагаются курсы для всех желающих по развитию академических навыков (самообучение, устные презентации, развитие исследовательских компетенций, тайм-менеджмент)
  Образовательные возможности (проекты, гранты, участие в исследованиях, стипендии. обучение за рубежом)   Программы обучения в зарубежных вузах-партнерах (последний год обучения для бакалавров, год в магистратуре) Предложения по стажировкам, исследованиям за рубежом Множество предложений по стипендиальным программам и грантам на исследование (магистратура и аспирантура) Финансовая помощь от спонсоров для реализации студенческих инициатив и проектов Программа углубленного обучения для сильных, мотивированных студентов бакалавриата (10-15% от набора) на некоторых факультетах: дополнительные учебные курсы, проекты, обучение навыкам исследовательской деятельности, углубленное изучение отдельных учебных дисциплин
  1. Национальный университет Тайваня
Анализируемая категория Национальный университет Тайваня
  Организация обучения   Учебные программы – по дисциплинам   Базовая единица управления образовательным процессом – учебный курс   Два типа учебных курсов: общие и профессиональные Есть также курсы по по методологии исследования, курсы специализации   Курсы по выбору – от 35 до 50% всех курсов учебной программы   Предлагается система Курсы с «гибким окном» Студент может выбирать дополнительные курсы других кафедр и факультетов, в его программе фиксируется «окно» - 42 зачетных единицы Это «окно» можно не задействовать, закончив обучение на год раньше, пройдя все обязательные курсы Предлагается программа смешанного обучения – за 5 лет студент получает звание бакалавра, а потом магистра Есть возможность пройти обучение в магистратуре за 1 год с последующим поступлением в аспирантуру и работой над диссертацией Гибкость обучения – одна из отличительных черт данного университета  
  Организация учебной среды   Образовательная модель «2 + 1» - 2/3 занятия преподаватель читает поточную лекцию большой группе студентов. оставшуюся 1/3 от занятия студенты ведут дискуссию в малых группах под руководством помощника преподавателя (teaching assistant) Помощники преподавателя – студенты старших курсов, успешно прошедшие обучение, они помогают преподавателю организовывать и проводить дискуссии, эксперименты и полевые практики, дискуссии на занятиях по иностранному языку   Университет предоставляет широкий выбор он-лайн курсов
  Преподавание и образовательные технологии   Обучение в Национальном университете Тайваня направлено на формирование 10 ключевых компетенций: независимое мышление и инновационность; - профессиональные знания, способность к нравственной рефлексии и нравственному развитию; - гражданская ответственность; - гуманизм; - навыки коммуникации и ораторского мастерства; - командный дух; - взгляд на мир с позиции интернационализации; - понимание и уважение культурного разнообразия; - чувство прекрасного и чувство вкуса.   Упор на знаниевую составляющую обучения (трансляциооная модель) с постепенным внедрением технологий дискуссий, кейс-стади   Популярной образовательной технологией является проведение дискуссий в малых группах   Внедрение междисциплинарного компонента в обучение   За повышение квалификации ППС отвечает Центр развития преподавания и обучения, в состав которого входят 3 отдела: - Отдел развития ППС; - Отдел планирования и исследований; - Отдел мультимедийного и электронного образования Задача Центра – внедрение новейших методик и стратегий преподавания в педагогическую практику, развитие смешанного обучения, помощь в решении проблем, возникающих в работе преподавателя  
Консультирование, тьюторство, кураторство Система студенческого тьюторского сопровождения: студенты- старшекурсники берут шефство над студентами младших курсов (особенно по «сложным предметам» - физике, статистике)    
  Службы студенческой поддержки   Система академического консультирования при Центре развития преподавания и обучения – помощь по овладению навыками обучения в университете   Офис академической помощи «Лучшие студенты» - сильные одаренные студенты помогают другим студентам   Развита электронная среда – сервисы поиска и выбора учебных курсов, личные кабинеты студентов, система электронного портфолио (с функцией трансформации информации в формат резюме)
  Образовательные возможности (проекты, гранты, участие в исследованиях, стипендии. обучение за рубежом)     Дополнительные курсы для сильных студентов   Курсы «по специальным темам» для бакалавров, нацеленные на развитие исследовательских компетенций студентов   Возможности стажировок за рубежом Программа двойных дипломов с зарубежными университетами-партнерами   Регулярные он-лайн лекции зарубежных профессоров   Стипендии 2 видов: - университетские и правительственные для определенных групп учащихся (коренное население, студенты-исследователи, студенты - филологи) - стипендии компаний и частных спонсоров (поддержка сильных студентов, оказание финансовой помощи нуждающимся)
  1. Университет штата Техас в Остине
Анализируемая категория Университет штата Техас в Остине
  Организация обучения   Учебные программы – по специальностям, по факультетам   Субъекты планирования образовательной программы – студенты   Со 2/ 3 семестра бакалавриата после прохождения базовых курсов есть возможность выбора учебных курсов (от 1/3 до 50 % от всех учебных курсов программы – цифра варьируется в зависимости от факультета). планирования личной образовательной траектории (широкий выбор курсов)   В магистратуре на выбор учащихся предоставляется широкий спектр учебных программ: - программы двойных дипломов (вторая специальность выбирается) - программы набора необходимых зачетных единиц при смене учебной специальности после бакалавриата - междисциплинарные учебные программы   В программу обучения в аспирантуре включается педагогический модуль, выполнение нескольких исследовательских проектов, защита диссертации
  Организация учебной среды   Количество аудиторных часов по предмету – 3 часа в неделю, на каждый час занятий в аудитории приходится два часа самостоятельной работы по курсу   В последнее время в университете создаются «активные учебные аудитории» - аудитории с особым образом расположенными партами (большие круглые столы, где может работать группа студентов), оснащенные компьютерной техникой, в такой аудитории возможна эффективная организация взаимодействия и коммуникации студентов, групповая работа     Жесткая система учета посещаемости, широко распространена рейтинговая система оценивания, особенно на бакалавриате   В настоящее время идет активная разработка и апробация смешанных курсов
  Преподавание и образовательные технологии   Идея «обучения мирового класса», предоставляемого университетом   Повышением квалификации ППС занимается Центр преподавания и обучения, предоставляющий курсы повышения квалификации по темам «Разработка учебных курсов», «Технологии вовлечения учащихся», «Создание электронных курсов» и проч. При Центре работает Программа грантовой поддержки преподавательских образовательных инноваций   Активно функционирует Академия Выдающихся преподавателей – сообщество повышения педагогического мастерства, которое регулярно проводит семинары, коллоквиумы для преподавателей, проводят конкурс на звание лучшего преподавателя, члены Академии избираются после рекомендации деканатов, комитетов студентов и преподавателей
Консультирование, тьюторство, кураторство   Советники по обучению предлагаются студентам на факультетах   В магистратуре студент обучение студента курирует научный руководитель (по желанию студента может быть выбран второй научный руководитель)   Работает программа студенческого менторства (student mentoring), в которой студенты старших курсов помогают учащимся младших курсов освоится в университете через вовлечение в учебную и внеучебную деятельность
  Службы студенческой поддержки   Система консультирования представлена как на факультетах, так и общеуниверситетским Учебным Центром Saner (курсы по овладению компетенциями обучения в университете, услуги тьютора – помощь в изучении учебных курсов, специалиста по обучению – консультации по решению затруднений в процессе обучения, студент-коуч – помощь при затруднениях с учебой – все услуги бесплатны)   Он-лайн консультант по выбору учебной специальности и организации своей образовательной деятельности в университете   Обязательный курс для студентов-бакалавров всех факультетов – Отличительный Курс (Signature Course), целью которого является помощь первокурсникам во вхождении в университетское образовательное сообщество, понимании междисциплинарного характера современного образования, нахождении приоритетов, интересов, траекторий обучения в университете  
  Образовательные возможности (проекты, гранты, участие в исследованиях, стипендии. обучение за рубежом)   Программы стажировок за рубежом (семестр в зарубежном вузе-партнере, семестр с посещением лекций профессоров за рубежом), летние учебные программы, проведение исследований за рубежом   Стипендиальные программы поддержки одаренных студентов на факультетах (на сайте университета есть раздел про стипендиальные программы, содержащий информацию для студентов, их родителей, потенциальных спонсоров)   Годичная исследовательская программа для студентов-бакалавров, желающих проводить исследование под руководством преподавателя (шаг для дальнейшего обучения в магистратуре)
  1. Университете Фудань
Анализируемая категория Университет Фудань
  Организация обучения Учебные программы – по дисциплинам   Базовая единица управления образовательным процессом – учебная программа + курс Типы учебных курсов: - общие - курсы специализации - базовый курс (введение в…) – преимущественно на бакалавриате   Модульное обучение   Курсы по выбору – 20% - 25% всех курсов учебной программы на бакалавриате, 30 – 40% в магистратуре   Есть возможность выбора курсов других факультетов   В случае набора необходимого количества зачетных единиц, есть возможность закончить обучение на год раньше  
  Организация учебной среды   Разграничение: бакалавриат – общее образование, магистратура – специализация, подготовка к исследованию в аспирантуре   В последние годы – сокращение аудиторных часов, замена их внеаудиторными учебными событиями (открытые лекции, семинары, мастер-классы)   Развито дистанционное обучение, большой выбор он-лайн курсов
  Преподавание и образовательные технологии   Постепенный отход от трансляционной модели обучения, внедрение активных форм работы на занятиях – кейс-стади, дискуссии, написание эссе   Контроль за качеством преподавания осуществляет Консультационная комиссия   Каждый семестр составляется рейтинг курсов, в конце учебного года - награждение лучших преподавателей
Консультирование, тьюторство, кураторство   Консультант – научный руководитель появляется только на последнем этапе магистратуры и в аспирантуре для руководства написания диссертации
  Службы студенческой поддержки   Тьюторская служба обучения на дому – репетиторские услуги, он-лайн консультации для малообеспеченных студентов прежде всего бакалавриата   Консультации по планированию профессиональной траектории в Студенческом Центре развития карьеры
  Образовательные возможности (проекты, гранты, участие в исследованиях, стипендии. обучение за рубежом)   Множество студенческих сообществ (академические, социальные, спортивные, связанные с искусством) для развития потенциала студентов через участие в проведении исследований, дискуссиях, различных проектах   Сильные студенты, начиая со 2 курса приглашаются в исследовательские группы под руководством преподавателей-исследователей   Стипендиальная поддержка магистрантов и аспирантов





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.