Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Солоненко А.В.






Реферативный обзор: Опыт организации образовательной деятельности в зарубежных исследовательских университетах

(на примере 5 референтных вузов «дорожной карты» ТГУ)

Мы изучили практику организации образовательной деятельности в пяти ведущих зарубежных вузах, похожих на ТГУ по ряду ключевых параметров и обозначенных в Дорожной карте как университеты «референтной группы»:

 

Университет Лунда (Швеция) Университет Утрехта (Нидерланды) Национальный университет Тайваня (Тайвань)
Университет штата Техас в Остине (США) Университет Фудань (КНР)
       

Контекст обзора

При описании модели исследовательского университета, обычно выделяют следующие характеристики образовательной деятельности в университете:

- интеграция обучения и исследования на всех ступенях образовательного процесса;

- наличие системы подготовки специалистов с докторской степенью, нередко – превышение числа магистрантов и докторантов над числом студентов, ориентированных на получение общего высшего образования;

- высокое качество образования и его конкурентоспособность;

- междисциплинарность образовательного процесса;

- развитие наравне с традиционными дистанционных форм образования;

- широкое использование информационных технологий в образовательном процессе;

- введение инноваций в учебных программах и методике обучения;

- формирование в процессе обучения навыков «образования через всю жизнь» (lifelong learning) [1, 2, 3, 4].

В целом описание образовательной деятельности в исследовательском университете ограничивается упоминанием данных признаков, особенности организации образовательной деятельности остаются за фокусом анализа. В данном реферативном обзоре представлен опыт организации образовательной деятельности исследовательских университетов мира с целью его систематизации и выделения характерных особенностей, что в свою очередь позволит нам обозначить общие тенденции развития практики организации образовательной деятельности в университетах заявленного типа.

Для данного обзора мы ссылались на опыт университетов, заявленных в Плане мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности ТГУ («дорожная карта») в референтной группе [5]. Данная группа университетов, похожих на ТГУ по ряду ключевых параметров, была проанализирована в рамках построения целевой модели Университета, включает в себя 5 ведущих университетов мира, представляя практически все его регионы:

• Университет Люнд (Швеция),

• Университет Утрехта (Нидерланды),

• Национальный университет Тайваня (Тайвань),

• Университет штата Техас в Остине (США),

• Университет Фудань (КНР).

В основе описания и анализа организации образовательной деятельности лежат критерии, описанные в работе П. Маки (Peggy Maki) как ключевые аспекты успешной образовательной деятельности в вузе [6, pp. 116]:

- организация учебной деятельности (учебные курсы, программы, возможность выбора курсов, формы итогового контроля);

- организация учебной среды для контактного, смешанного и он-лайн обучения (количество аудиторных часов, организация учебных групп);

- преподавание и методы обучения;

- консультирование, кураторство, тьюторство учащихся.

- университетские программы и службы поддержки, дополнения и совершенствования процесса обучения,

- образовательные возможности (участие студентов в исследованиях, прохождение практики, обучение за рубежом, возможность получения стипендий).

 

Данные критерии дают возможность рассмотреть образовательный процесс с нескольких фокусов: формальная организация образовательного процесса, содержание учебного процесса (преподавание, методы обучения), поддержка студентов в ходе образовательного процесса, механизмы вовлечения студентов через предоставляемые образовательные возможности.

Материалами для обзора послужили данные официальных сайтов университетов, кейсы и прецеденты организации образовательной деятельности в обозначенных вузах, представленные в статьях цитируемых научных журналов.

 

Содержательный обзор (см. Приложение. Организация образовательной деятельности в референтных вузах).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.