Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по выполнению дипломной работы






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

для слушателей переподготовки

по специальности 1-09 01 72 «Менеджмент учреждений

дошкольного и внешкольного воспитания и обучения»

 

Минск, 2010


УДК

ББК

М

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета

ГУO «Академия последипломного образования»

(протокол № от)

Авторы-составители:

Савелова С. Б., доцент кафедры управления в сфере образования,

Кошель Н. Н., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления в сфере образования

 

Рецензенты:

Янчук В.А., декан факультета психологии, социальной и воспитательной работы, ГУO

«Академия последипломного образования», доктор психологических наук, профессор,

Кривальцевич Г.М., начальник управления планирования и мониторинга учебного процесса ГУO «Академия последипломного образования»

 

 

М.. Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных работ для слушателей переподготовки по специальности 1-09 01 72 «Менеджмент учреждений дошкольного и внешкольного воспитания и обучения» / С. Б. Савелова, Н. Н. Кошель. – Минск: АПО, 2010 – с. …

 

Методические рекомендации предназначены для ораганизации подготовки и написания дипломной работы по специальности 1-09 01 72 «Менеджмент учреждений дошкольного и внешкольного воспитания и обучения».

Адресовано слушателям переподготовки, профессорско-преподавательскому составу, рецензентам дипломных работ.

 

ББК

УДК

 

ISBN

© ГУO «Академия последипломного образования»


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

1. Общие положения

 

2. Структура дипломной работы

 

3. Правила оформления дипломной работы

· Требования к изложению текста и объему работы

· Требования к оформлению текста дипломной работы

· Требования к оформлению списка использованной литературы:

– Образцы оформления библиографического описания в списке источников, приводимых в дипломной работе;

– Образцы описания электронных ресурсов

·

· Требования к описанию электронных ресурсов

 

4. Правила защиты дипломных работ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

А. Обобщенная модель деятельности менеджера в сфере образования

Б. Пример оформления титульного листа


ВВЕДЕНИЕ

 

Защита дипломной работы – одна из форм итоговой аттестации слушателей, прошедших переподготовку, свидетельствующая о подготовленности слушателей к самостоятельной работе в условиях современного этапа социально-экономического развития страны. Содержание дипломной работы должно соответствовать квалификационным требованиям специальности 1-09 01 72 «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, внешкольного воспитания и обучения» и отражать приобретенную слушателями квалификацию менеджеров в сфере образования.

В сфере образования разрешение проблемы становления системы управления, адекватной задачам динамично развивающейся ситуации, зависит от организации и эффективного осуществления переподготовки менеджеров в сфере образования – специалистов, сферой профессиональной деятельностью которых является обеспечение успешности образования в ситуации открытости, многообразия рынков труда, квалификаций и услуг. Концептуальные представления о деятельности менеджера в сфере образования базируются на теоретических положениях о менеджменте как методе обеспечения эффективности деятельности и об организации как объекте управления, разработанных в общей теории менеджмента.

В самом общем виде под менеджментом классики этой теории (П. Друкер, Р. Акофф и др.) понимают специфический «институт и процесс управления бизнесом» (делом), которые определяют структуру и содержание деятельности организации. Являясь составной частью организации, менеджмент реализует свое основное назначение в ее деятельности – обеспечение результативности и успешности. Если сферой деятельности организации является образование, то для менеджера оно представлено совокупностью базовых образовательных процессов (обучение, подготовка, образование в узком смысле слова, обеспечение грамотности, воспитание), осуществляемых в кооперации людей, репрезентирующих определенную культуру, и позиций, создающих определенную среду, поддерживаемую событийностью и коммуникацией в условиях развивающихся образовательного сообщества, образовательной ситуации и открытого образовательного пространства.

Менеджер в сфере образования – это специалист, профессиональная деятельность которого реализуется через обеспечение в деятельности образовательной организации системных функций менеджмента: организации, руководства и управления (ОРУ).

Функционально назначение управления — интеллектуальное сопровождение деятельности организации как объекта управления, которое состоит в видении проблем: системном исследовании ситуации и объекта управления, постоянном отслеживании и рефлексии состояния процессов, ситуации и системы относительно нормы (идеального представления о них), самоопределении и переформулировании целей развития и функционирования систем деятельности;

Назначение организационной функции – обеспечение системности и определение порядка в деятельности: установление взаимосвязей между деятельностными позициями, а также определение необходимого ресурсного обеспечения деятельности организации как системы с точки зрения реализации определенных норм;

Предназначение руководства – перевод целей развития и функционирования организации (как управляемой системы) на задачный уровень: трансляция задач непосредственно на объектную систему деятельности организации, мотивация персонала и установление адекватности понимания задач исполнителями, постоянная обратная связь реализации задач.

Менеджер – это тот, кто способен делать новое, реализуя гуманитарные технологии (т.е. технологии, позволяющие из будущего, в мышлении проектировать новые нормы). Именно поэтому эффективность деятельности менеджера задается уровнем сформированности у него способностей к теоретизированию и систематизации в сочетании с практическими умениями работать с различными нормами (определять и присваивать имена, обеспечивать эффективные конфликтменеджмент и управление персоналом в условиях менеджмента необходимых ресурсов и планирования работы на основе информационно-коммуникативного обеспечения деятельности своей и организации).

По характеру своей деятельности менеджер в сфере образования – деятель, обладающий своей собственной профессиональной позицией, свидетельствующей о «единстве его сознания и деятельности» (Н. Г. Алексеев). Профессиональная позиция слушателей – выпускников учебного процесса переподготовки по специальности 1-09 01 72 «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, внешкольного воспитания и обучения» является интегрированным критерием качества их подготовки как менеджеров в сфере образования.

Для соискателей квалификации «менеджер в сфере образования» выполнение и успешная защита дипломной работы является возможностью предъявить свою профессиональную позицию, которая проявляется через сформированное у слушателей единство: а) уровня целеполагания, характеризующего направленность их профессиональной деятельности как менеджеров в сфере образования, наличие или отсутствие в ней личностного смысла; б) профессионального тезауруса (оперативного понятийного аппарата), проявляющего уровень владения профессиональным языком как возможностью понимать и артикулировать свою профессиональную концепцию – участвовать в профессиональной коммуникации, обсуждая, в том числе, с коллегами то, что он делает и собирается делать; в) технического репертуара – имеющегося в арсенале у слушателя набора средств и навыков для осуществления деятельности в профессиональной сфере, обеспечивающего и предъявляющего его возможности в реализации своей собственной профессиональной концепции.

Необходимость становления профессиональной позиции менеджера в сфере образования задает требование на обеспечения самостоятельного и ответственного выбора слушателем темы дипломной работы, содержание которой должно быть направлено на разработку управленческих предложений по разрешению актуальных проблем обеспечения эффективности и развития деятельности образовательных организаций и систем, а также отражать сформированную способность соискателя квалификации «менеджер в сфере образования» решать его профессиональные и функциональные задачи.

Функциональный анализ работы, которую должен уметь делать менеджер в сфере образования как работник, занимающий определенные должности, позволяет определить его профессиональные компетенции, которыеотносятся к показателям его труда и результатам, которые он должен достичь как работник, выполняющий определенные обязанности. Профессиональные компетенции отражают модель современного менеджера в сфере образования, характеризующуюся следующими параметрами:

1. Менеджер – глобальный стратег, которому должно быть присуще понимание того, как управлять в конкурентной среде.

2. Менеджер – человек с «технологической» настройкой, признающий и понимающий значение технологий, в первую очередь информационных, обеспечивающих принципиально новый уровень управления за счет высокой скорости получения и передачи информации и повышения качества и обоснованности принимаемых решений.

3. Менеджер – политик, то есть человек, который обязан строить свою работу с учетом большого количества внерыночных факторов, отражающих новый характер взаимоотношений с другими организациями в условиях глобализации экономики.

4. Менеджер – лидер и новатор, то есть человек в организации, который является образцом для других, обладает чувством нового, не боится оправданного риска и проявляет качества предпринимателя.

Реализация этих параметров в деятельности менеджера в сфере образования задает требования к его основным профессиональным компетенциям, которые в следующей таблице:

 

Таблица – Требования к профессиональной компетенции менеджеров в сфере образования

 

Специальные знания Личностные качества
Понимание природы управленческого труда и процессов управления Владение искусством управления человеческими ресурсами организации
Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управления (государственными, региональными, местными)
Умение использовать современные средства связи и информационные технологии для работы с информацией и принятия решений Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации
Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей действий

 

Критериями эффективности выполненной дипломной работы выступает соответствие ее текста показателям, связанным с реализацией стратегических приоритетов развития образования, решением задач управления функционированием и развитием образовательных практик, организаций и систем:

Ø принятие стратегических решений в области развития образования;

Ø реализация концепции образования в интересах устойчивого развития;

Ø создание государственно-общественной системы управления образованием;

Ø реализация концепции Всеобщего менеджмента качества в сфере образования;

Ø переход на новый хозяйственный механизм управления образованием;

Ø модернизация организационно-образовательных моделей образования;

Ø упорядочение инновационной деятельности в сфере образования;

Ø создание региональных образовательных систем;

Ø разработка и реализация стратегий развития институтов образования;

Ø определения приоритетов модернизации системы управления человеческими ресурсами в образовании и др.

Содержание качественно выполненной дипломной работы по специальности 1-09 01 72 «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, внешкольного воспитания и обучения» проявляет сформированные компетенции слушателей как:

· авторов локальных, региональных и национальных социокультурных образовательных проектов;

· специалистов по маркетинговым технологиям обеспечения образовательных услуг;

· лидеров общественных профессионально-педагогических инициатив;

· специалистов по менеджменту качества в сфере образования;

· специалистов по финансовому менеджменту в сфере образования;

· специалистов по образовательному менеджменту, в том числе и по педагогическому;

· специалистов по работе с инновациями;

· специалистов по информационным технологиям управления образованием;

· специалистов по стратегическому планированию в сфере образования;

· специалистов по управлению развитием человеческих ресурсов образования,

способы реализации которых представлены в обобщенной модели деятельности менеджера в сфере образования, раскрывающей содержание его деятельности по реализации сквозных функций ОРУ и осуществлению ведущих видов деятельности, соответствующих профильным процессам, на стратегическом, тактическом, оперативном уровнях управления (приложение А).

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

1. Общие положения [1]

 

Итоговая аттестация в формах защиты дипломных работ и сдачи государственных экзаменов, как правило, проводится, если объем учебного плана переподготовки кадров на уровне высшего образования составляет не менее 1000 часов, на уровне среднего специального образования - не менее 600 часов.

Целью дипломной работы является развитие навыков ведения самостоятельной работы слушателей, овладение методикой исследования и эксперимента при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов, систематизация и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний на практике. Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры.

Слушателям переподготовки по специальности 1-09 01 72 «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, внешкольного воспитания и обучения» предоставляется право выбора темы дипломной работы: для дипломной работы слушатель предлагает свою тему, обосновывая необходимость ее разработки. В этом случае он должен обратиться к заведующему кафедрой управления в сфере образования «с письменным заявлением, в котором обосновывается целесообразность работы. При положительном решении вопроса тема дипломной работы включается в перечень тем кафедры»[2], который утверждается руководителем учреждения (его подразделения).

Дипломная работа выполняется слушателем на основе глубокого изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, журналов на иностранных языках, нормативной литературы, нормативных правовых актов).

Руководителями дипломных проектов (работ) слушателей назначаются приказом руководителя учреждения (его подразделения) лица из числа профессорско-преподавательского состава, как правило, профессора и доценты и высококвалифицированные специалисты данного учреждения, а также иных учреждений и организаций.

Руководитель дипломной работы:

· выдает задание на дипломную работу;

· оказывает слушателю помощь в разработке календарного графика на весь период выполнения дипломной работы;

· рекомендует слушателю необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, типовые проекты и другие источники по теме;

· проводит в соответствии с планом-графиком консультации;

· контролирует ход выполнения работы до момента защиты;

· составляет отзыв о дипломной работе с выводами о возможности допуска его к защите.

Дипломная работа слушателей переподготовки по специальности 1-09 01 72 «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, внешкольного воспитания и обучения» имеет междициплинарный характер. Для улучшения качества ее выполнения слушателями специальности 1-09 01 72 «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, внешкольного воспитания и обучения» решением кафедры управления в сфере образования может быть назначен консультант их числа высококвалифицированных специалистов смежной специальности, профессорско-преподавательского состава данного учреждения, а также иных учреждений и организаций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.