Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. 6 страница






 

 

Общее понятие о представлении. Классификация представлений

Ответ: Обычно представление определяется как образ предмета или явления, в данный момент не воздействующего на органы чувств.

По происхождению выделяют представления, возникающие на основе восприятий как результат деятельности памяти, воспроизводящей прежде воспринятое; на основе воображения, формирующиеся или возникающие безотносительно к прежнему восприятию, хотя и использующие его; на основе мышления, реализующиеся в графических моделях, схемах.

По степени обобщения объективной реальности представления подразделяются на единичные (представления конкретных предметов и явлений), общие (представления об общих чертах группы предметов или явлений) и схематизированные (отражение предметов или явлений в виде условных графических изображений).

Наиболее распространенной является классификация представлений в зависимости от анализатора, с которым главным образом связано их возникновение. Так, выделяются зрительные, слуховые (речевые и музыкальные), двигательные, или кинестетические (о движении тела и его частей, а также речедвигательные), осязательные, обонятельные и др. В качестве одного из важнейших видов выступают пространственные представления как отражение формы м размещения объектов (сами объекты при этом представляются весьма неопределенно), которые, в свою очередь, включают плоскостные и трехмерные (стереометрические) представления.

По содержанию деятельности, в которой они функционируют, выделяют художественные, математические, технические, географические и другие представления.

 

 

Воображение: общая характеристика

Ответ: Одной из специфичностей человека, резко отличающей его от животного, является способность действовать соответственно воображаемой, представляемой и притом нередко совершенно отличной от данной, т.е. от воспринимаемой ситуации, что дает возможность человеку, в противоположность животному, сознательно преодолеть «ситуационную ограниченность», «скованность данной ситуацией», преодолеть детерминирующее его поведение влияние лишь «здесь» и «сейчас» данной ситуации.

Прежде всего, эта способность проявляется в так называемой проспективной деятельности: для человека характерна способность действовать согласно ожидаемой им в будущем ситуации, он планирует свои действия и развивает напряженную активность, направленную соответственно предполагаемой в будущем, пока лишь воображаемой ситуации: готовь сани летом, а телегу зимой.

Стимулирующую деятельность человека роль играет воображение, создающее образы мечты, т.е. мечтание, которое Писарев характеризовал как «побудительную причину», заставляющую человека «предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни». Стимулирующее действие воображения проявляется и в непроизвольном импульсивном действии слабовольного человека, ярко представляющего привлекательность стимулирующего это импульсивное, отклоняющее его от поставленной цели, нарушающее принятое решение, действия! Во всех этих случаях налицо активирующее, стимулирующее поведение субъекта действие воображения!

С другой стороны, общеизвестно и обратное – снижающее активность человека-мечтателя действие воображения, как бы удовлетворяющего в мечтах потребности человека и тем самым снижающего его целеустремленность.

Но воображение как фактор поведения проявляется не только в самостоятельной форме «чистого» представления воображения, как это имеет место при представлении нового для субъекта, никогда им не воспринимавшегося, или при представлении того, нереальность чего сознает субъект, но и в качестве лишенного самостоятельности – «связанного» компонента других форм деятельности человека – как познавательных процессов, так и практической деятельности: нет области в повседневной деятельности, где бы не проявлялось, хотя бы и неосознанно, участие фантазии.

Различаются две формы воображения, детерминируемые противоположным отношениемсубъекта, целостной личности к представляемому; это переживание воображаемого, с одной стороны, при полной уверенности субъекта в реальной данности представляемогои, с другой стороны, при знании о его нереальности, когда субъект твердо знает, что представляемое в действительности не дано, что это лишь нечто воображаемое. Именно это противоположное отношение субъекта к создаваемым воображением представлениям и является основанием коренного различия в обусловливающей поведение человека функции воображения, в проявлении воображения как фактора поведения.

Активность человека, его поведение обусловлено, во-первых, какой либо потребностью его, являющейся источником активности, и, во-вторых, данной ситуацией, обусловливающей конкретную форму поведения. При наличии потребности данная ситуация мобилизует субъекта, т.е. вызывает в субъекте, как в целостном индивиде, готовность к адекватному действию – соответствующую установку.

Воображения как фактор поведения стимулирует поведение субъекта и тогда, когда ему твердо известна нереальность воображаемого.

Создание нового образа и «отлёт от действительности» имеют несколько существенно различных проявлений:

1) это творчество, это стремление к преобразованию действительности: созданный «отлетом» фантазии образ стимулирует субъекта к его осуществлению; субъект относится к нему не как к уже к данной реальности, а как к подлежащей осуществлению в реальной действительности идее, что, естественно и мобилизует человека к соответствующей активности.

2) отрыв от действительности означает уход от действительности, бегство от реальности в создаваемое воображением убежище – в мир фантазий. Это потеря «чувства реальности», это вышедшее за пределы нормы поведения Дон Кихота, относящегося к воображаемому как к реальной объективной действительности. В этом случае возникновение установки на основе воображения также, несомненно, как и установочное действие галлюцинации или иллюзии восприятия, принимаемой субъектом за действительность. Установка возникает, ибо субъект относится к образам своего воображения как к действительности.

3) Существует и третий вид «взлета», отрыва от реальной действительности, когда субъект представляет себе то, отсутствие чего в действительности ему известно, когда субъект не сомневается в нереальности представленного.

 

Мышление: общая характеристика

Ответ: Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности.

Ощущение и восприятие дают нам знание единичного – отдельных предметов и явлений реального мира. Но эта информация недостаточна для того, чтобы человек мог жить и нормально трудиться. Ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий. Переход от единичного к общему и от общего к единичному осуществляется мышлением.

Характеристика и признаки мышления. 1) обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлений. Например, подожженная бумага. 2) Опосредованное познание объективной реальности. Суть в следующем. Мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например: а) Чтобы узнать какая на улице погода, можно выйти на улицу. Но мы чаще смотрим в термометр и делаем вывод о том, тепло на улице или холодно; б) опираясь на чувственное восприятие, не выходя за его пределы, в процессе мышления мы в состоянии познать прошлое Земли, растительного и животного мира, с определенной степенью достоверности предсказать даже будущее Земли.

А.А.Смирнов различает мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. В мышлении ассоциации помогают в решении мыслительных задач. Например, мы вспоминаем из прошлого опыта случаи, похожие на тот, с которым мы столкнулись сейчас. При этом возникают ассоциации, которые используются для решения задачи. Каждая ассоциация служит ступенью для следующей ассоциации или следующему за ней умозаключению. Следовательно, ассоциации, которые мы задействуем в процессе мышления, контролируются нашей волей, а их воспроизведение осуществляется с определенной целью.

При ассоциативном течении интеллектуальных процессов дело обстоит иначе. Главное отличие в том, что в этом случае мы не ставим перед собой никакой цели, поскольку не решаем никакой задачи. В этом случае один процесс сменяется другим только потому, что связан с ним ассоциативно.

Интеллект – способность пользоваться своими мыслительными операциями для решения новых задач на базе накопленного опыта. Свойства: широта, глубина, самостоятельность, живость и гибкость. Функции: способность к обучению, оперированию символами, способность к активному овладению закономерностей окружающего мира.

 

Общая характеристика внимания

Ответ: С тех пор как психология стала отдельной областью знания, психологи самых разных направлений единодушно отрицают внимание как самостоятельную форму психической деятельности. Правда, по разным основаниям. Одни потому, что вообще отрицают деятельность субъекта, и все формы психической деятельности сводят к разным проявлениям того или иного общего механизма - ассоциаций, образования структур. Другие потому, что отождествляют внимание с разными психическими функциями или с какой-нибудь их стороной. В последнем случае проступают реальные трудности проблемы внимания – невозможность выделить его как самостоятельную форму психической деятельности. Анализ этих трудностей приводит к заключению, что в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта.

Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.

Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Таким образом, отрицание внимания как отдельной формы психической деятельности представляется и неизбежным и оправданным.

Исследование «умственных действий» позволяют подойти к этому вопросу с несколько иной стороны. В результате этих исследований было установлено, что формирование умственных действий, в конце концов, приводит к образованию мысли, мысль же представляет собой двойное образование: мыслимое предметное содержание и собственно мышление о нем как психическое действие, обращенное на это содержание. Анализ показал далее, что вторая часть этой диады есть не что иное, как внимание, и что это внутреннее внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия. Исходя из сказанного, внимание можно понять как функцию психического контроля.

Понимание психики как ориентировочной деятельности означает подход к ней не со стороны «явлений сознания», а со стороны ее объективной роли в поведении. В отличие от всякой другой психическая ориентировка предполагает образ - среды действия и самого действия, - образ, на основе которого и происходит управление действием. Управление действием на основе образа требует сопоставления задания с его исполнением. Следовательно, контроль составляет необходимую и существенную связь такого управления. Формы контроля могут быть различны, степень их развития – тоже, но без контроля за течением действия управление им – это основная задача ориентировочной деятельности – оказалось бы вообще невозможным.

Но в отличие от других действий, которые производят какой-нибудь продукт, деятельность контроля не имеет отдельного продукта. Она всегда направлена на то, что хотя бы частично уже существует, происходит, создано другими процессами; чтобы контролировать, нужно иметь, что контролировать. Допустив, что внимание представляет собой как раз такую функцию контроля, отпадает первое возражение против внимания как самостоятельной формы психической деятельности: отсутствие отдельного характерного продукта.

Знание тех изменений, которые наступают при формировании умственных действий, устраняет второе возражение: невозможность указать на содержание процесса внимания. Теперь мы знаем, что, становясь умственным, действие неизбежно сокращается, приближаясь к «действию по формуле».

Стихийно сложившаяся деятельность контроля, становясь умственной и сокращенной, с естественной необходимостью должна переставляться лишенной содержания, а с ним и самостоятельности, – стороной или свойством какой-нибудь другой деятельности (которую она контролирует). Отсюда ясно, что указанные выше два факта, играющие такую отрицательную роль в учении о внимании, на самом деле имеют очень ограниченное значение: они выражают положение, каким оно представляется во внутреннем и внешнем наблюдении, выражают ограниченность психологической науки данными «непосредственного наблюдения».

Однако нужно подчеркнуть, что внимание – отдельный, конкретный акт внимания – образуется лишь тогда, когда действие контроля становится не только умственным, но и сокращенным. Процесс контроля, выполняемый как развернутая предметная деятельность, есть лишь то, что он есть, и отнюдь не является вниманием. Наоборот, он сам требует внимания, сложившегося к этому времени. Но когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда и только тогда оно становится вниманием - новым, конкретным процессом внимания. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Функции внимания: 1) функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности; 2) функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; 3) функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т.е. регуляции и контроля деятельности.

 

Потребности и мотивация

Ответ: Мотивы — это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.

Мотивы отличаютсядруг от друга видом потребности, которая в нихпроявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека.

Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы — это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены. Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни — положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие — отрицательно, как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей.

Различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Первые вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта, вторые – имеют место только тогда, когда реальное значение объекта и значимость его для личности совпадают.

Различают широкие и узкие интересы. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного – двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов – содержательные интересы располагаются в двух (а иногда и в трех) не связанных друг с другом областях деятельности.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес – одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Интересы – это важная сторона мотивации деятельности, но не единственная.Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами принципами, мировоззрением. Убеждения – это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека.

Не следует забывать и о стремлениях. Стремления – это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

Если отчетливо осознаются не только условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства, которые рассчитывает он использовать, то такие стремления принимают характер намерения.

Стремления могут приобретать различные психологические формы.

Конкретной формой стремлений человека является, наряду с намерениями, мечта как созданный фантазией образ желаемого, побуждающий человека не только созерцать в законченной картине то, что еще предстоит совершить, создать и построить, но и поддерживающий и усиливающий энергию человека. К стремлениям следует отнести и страсти – мотивы, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план в деятельности человек все, что не связано со значимым объектом, и на протяжении длительного времени неизменно определяющие направление мыслей и поступков человека. Неудовлетворенная страсть вызывает бурные эмоции. Стремлениями являются и идеалы как потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец поведения.

 

Характеристика эмоций и чувств

Функции эмоций – это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) – это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т.е. вторичный продукт их функционирования).

Различают следующие функции эмоции: активационная, защитная, компенсаторная, ориентировочная, переключающая, подкрепляющая, предвосхищающая, прогностическая, регулирующая, санкционирующая, сигнальная, эвристическая.

Активационная функция эмоции состоит в том, что при возникновении эмоции происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения. Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения ЦНС (центральной нервной системы) и ее отдельных подструктур. Активация НС (нервной системы) и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации.

Защитная функция эмоции страха– предупреждает человека о реальной (или о мнимой) опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Компенсаторная функция эмоциисостоит в замещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникшая при столкновении с незнакомым объектом, эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (нравится он или нет, плохой он или хороший), в частности, в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Выполняя отражательно-оценочную роль, определяя, что для человека значимо, а что нет, эмоция тем самым способствует ориентированию человека в различных ситуациях, т.е. выполняют о риентировочную функцию.

Переключающая функция эмоции обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Борются потребности, но облаченные в «доспехи» эмоций. Эмоции помогают этой борьбе, так как обозначают значимость той или иной потребности в данный момент. Зависимость эмоции от вероятности удовлетворения потребности чрезвычайно усложняет конкуренцию соответствующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель: «синица в руках» побеждает «журавля в небе».

К.Д.Ушинский (1950), говоря о роли поощрения и наказания в воспитании, подчеркивал подкрепляющую функцию эмоции. Чувственное (аффективное) направление важно в формировании личности ребенка. «Одним из действительнейших средств к тому являются наслаждения и страдания, которые воспитатель может по воле возбуждать в душе воспитанника и там, где они не возбуждаются сами собою как последствия поступка» (т. 10, с. 512-513). Пример. 1) предметы, внушившие страх, сильно врезаются в память человека. Именно поэтому мальчиков секли на меже, чтобы они тверже запоминали границы полей.

Предвосхищающая функция эмоции. Когда эмоции опережают осознание человеком ситуации, сигнализируя о возможном приятном или неприятном ее исходе, говорят о предвосхищающей функции эмоции.

Включаясь в процесс вероятностного прогнозирования, эмоция помогают оценивать будущие события (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться), т.е. выполняют прогностическую функцию.

Регулирующая функцию эмоции в процессе общения состоит в координации очередности высказываний. Часто при этом наблюдается сочетанное проявление различных функций эмоций. Пример 1) сигнальная функция эмоции часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Принятие человеком решения связано и с санкционирующей (в т.ч., переключающей направление и интенсивность активности) функцией эмоции (идти на контакт с объектом или нет, максимизировать свои усилия или прервать возникшее состояние).

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Это и создание первого впечатления о человеке, которое часто оказывается верным именно из-за наличия в нем «эмоциональных вкраплений». Это и оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоции, что связано с сигнальной функцией эмоции. Роль этой функции эмоции отчетливо видна родителям, дети которых страдают болезнью Дауна. Родителей угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации.

В случаях, когда эмоции облегчают поиск правильного выхода из ситуации, говорят об их эвристической функции.

Различают следующие виды эмоций: астенические, базовые, высшие, интеллектуальные (догадки, удивления, сомнения), коммуникативные, неуместные, низшие, ожидания и прогноза, отрицательные, положительные, смешанные, стенические, уместные, фрустрационные.

 

Характеристика эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).

Знак эмоционального реагирования. По тому, какие переживания имеются у человека (положительные – удовольствие или отрицательные – отвращение) эмоциональное реагирование отмечается знаком «+» или «-«. Это деление условно и не соответствует положительной или отрицательной роли эмоции. Для данного человека в конкретной ситуации. Например, эмоция страх относят к отрицательным, но она, безусловно, имеет положительное значение для животных и человека, и, кроме того, может доставлять человеку удовольствие. Е.П.Ильин считает, что положительным или отрицательным бывают не эмоции, а их влияние на поведение и деятельность человека, а также впечатление, которое они производят.

Интенсивность эмоционального реагирования. Высокая степень положительного эмоционального реагирования называется блаженством. Пример. 1) человек испытывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе или, наоборот, поглощая холодный напиток в жаркую погоду. Для блаженства характерно, что приятное ощущение разливается по всему телу. Высшая степень положительного эмоционального реагирования называется экстазом, или экстатическим состоянием. Пример. 1) религиозный экстаз, переживавшийся средневековыми мистиками, а в настоящее время наблюдающийся у членов некоторых религиозных сект; такое состояние также свойственно шаманам. Это состояние захватывает все сознание человека, становится доминирующим, благодаря чему в субъективном восприятии исчезает внешний мир, и человек находится вне времени и пространства. В двигательной сфере наблюдается либо неподвижность, либо, наоборот, человек испытывает телесную легкость, проявляет доходящую до исступления радость, выражающуюся в бурных движениях. Экстатические состояния наблюдаются и при душевных заболеваниях: при истерии, эпилепсии, шизофрении. При этом нередко отмечаются галлюцинации: райские ароматы, видение ангелов.

Длительность эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование может быть различной длительности: от мимолетных переживаний до состояний, длящихся часы и дни.

Предметность как характеристика эмоционального реагирования. Мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то. Приятным или тягостным бывает нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое. Беспредметные эмоции обычно тоже имеют предмет, только менее определенный. Пример. 1) тревогу может вызвать ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная обстановка. Неосознаваемый предмет. Пример. 1) когда настроение портит неуспех, в котором человек не может признаться. Но бывает плохое настроение, которое трудно объяснить. А если мы не можем этого сделать, значит, мы не можем приурочить его к определенному предмету, объекту.

 

Виды эмоционального реагирования. Е.П. Ильин объединяет традиционную классификацию видов эмоционального реагирования с классификацией В.М. Смирнова и А.И. Трохачева (1974).

Эмоциональный тон ощущений – переживание удовольствия или неудовольствия при тех или иных ощущениях. Эмоциональный тон впечатлений – переживание удовольствия или неудовольствия при восприятии окружающего мира и оценке результатов деятельности. Эмоциональный отклик является самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражая быстрые и неглубокие переключения в системах отношений человека к рутинным изменениям ситуаций обыденной жизни. Интенсивность и продолжительность эмоционального отклика не велики, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояние человека. Эмоциональная вспышка характеризуется более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Эмоциональный взрыв характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие. Это кратковременное явление, после которого наступает упадок сил или даже полное безразличие, сонливость. Эмоциональные состояния являются эмоциональной составляющей психических состояний. Эмоциональная составляющая близка к эмоциональному тонусу (настроению). Эмоциональное поведение – комплекс целенаправленных, сложных поведенческих проявлений определенного биологического содержания (агрессивно-оборонительное поведение, сексуальное поведение).

 

Классификация и свойства эмоций. Е.П. Ильин (2001) выделяет следующие свойства эмоций.

Универсальность. Выделил У. Мак-Дугалл. Оно состоит в независимости эмоции от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Надежда, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоции являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. Аналогично и в отношении эмоционального тона. Например, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления. Динамичность эмоции заключается в фазовости их протекания. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. Разрешение возникшего напряжения возникает при осуществлении события. Оно переживается как облегчение. Т. Томашевски (1946) на примере эмоции гнева выделил 4 фазы развития эмоции: фазу кумуляции (накопления, суммации), взрыв, уменьшение напряжения и угасание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.