Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.






Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комис­сии обязан своевременно информировать пострадавшего или его до­веренных лиц о причинах задержки сроков расследования.

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого не­счастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате не­счастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенно­го лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве (прил. 13), и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем). Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда, а нумерация акта остается прежней.

Первоочередной задачей членов комиссии при расследовании несчастных случаев является незамедлительный и тщательный осмотр места происшествия. Сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, ‒ обязанность работодателя.

Осмотр места происшествия дает наиболее четкое представление, что явилось причинами несчастного случая.

Результаты осмотра места происшествия заносятся в протокол (прил. 6).

После осмотра места происшествия члены комиссии должны выявить и опросить очевидцев несчастного случая и должностных лиц (руководителей подразделений, участков и т.д.), а также по возможности провести опрос пострадавшего (пострадавших). Именно очевидцы и пострадавшие, как правило, дают наиболее точные сведения о том, что произошло в действительности.

В ходе опроса пострадавших и очевидцев члены комиссии должны попросить их подробно и последовательно описать обстоятельства несчастного случая.


   
 
 
 
Если завершить расследование в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений

 

 


Рисунок 5 - Сроки расследования несчастных случаев

 


У пострадавшего необходимо выяснить (с помощью наводящих вопросов):

· какую работу осуществлял пострадавший в момент несчастно­го случая;

· кто и когда поручил выполнить данную работу пострадавшему;

· когда приступил к выполнению данной работы;

· какие инструменты и приспособления использовались;

· в каком положении и какой позе находился пострадавший в момент несчастного случая;

· в каком состоянии находилось оборудование, инструменты, приспособления перед несчастным случаем;

· какое самочувствие было у пострадавшего перед несчастным случаем;

· когда, кто и как проводил обучение и инструктаж пострадав­шего по безопасному производству работ;

· какие средства индивидуальной защиты были у пострадавше­го, и пользовался ли он ими при выполнении работы;

· находился ли кто-либо из посторонних на рабочем месте;

· соблюдал ли пострадавший требования безопасного произ­водства работ и т.д.

У очевидцев несчастного случая, кроме вышеперечисленных во­просов, следует выяснить:

· где конкретно они находились в момент несчастного случая;

· какую работу выполняли;

· нарушал ли ранее пострадавший требования безопасного производства работ, если нарушал, то, как часто и было ли известно об этом руководителю работ, какие меры принимались к нарушителю;

· как вел себя пострадавший перед несчастным случаем и после несчастного случая;

· что, по их мнению, явилось причиной несчастного случая и т.д.

Результаты опроса пострадавшего, очевидцев и должностных лиц заносятся в протокол (прил. 7).

Для объективной оценки истинных причин несчастного случая члены комиссии должны изучить в организации локальные нормативные акты и организационно-распорядительные документы, в том числе устанавливающие порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц.

К таким документам относятся:

· действующие инструкции по охране труда;

· должностные инструкции;

· технические паспорта, схемы машин, механизмов, оборудования, при эксплуатации которых произошел несчастный случай;

· акты о проведении периодических испытаний и обслуживания оборудования, при эксплуатации которого произошел несчастный случай, журналы технического состояния оборудования, документы по выдаче спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

· коллективный договор, если такой имеется в организации;

· документы, подтверждающие проведение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов, ИТР и рабочего персонала;

· документы, подтверждающие прохождение пострадавшим инструктажей по охране труда;

· документы, подтверждающие право пострадавшего на самостоятельное выполнение работы, при которой произошел несчастный случай;

· документы по аттестации рабочих мест по условиям труда и т.д.

Это позволяет выявить нарушения требований законодательных актов и нормативно-технической документации. Анализ вышеназванных документов можно представить в виде таблицы (табл. 3).

Члены комиссии должны изучить обстоятельства и причины, повлекшие за собой несчастный случай.

При необходимости председатель комиссии привлекает к расследованию несчастного случая должностных лиц органов государственного надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях получения заключения о технических причинах происшествия, в компетенции которых находится их исследование.

По требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

· выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и при­влечение в этих целях специалистов - экспертов;

· фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;

· предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

Таблица 3 - Образец анализа нормативно - технической документации

Требования нормативных документов Фактическое состояние дел в организации Примечание
Статья 221 ТК. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами защити (Постановление Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г. №51) В организации в соответствии с Типовыми нормами разработан и утвержден работодателем Перечень выдачи спецодежды, спецобуви и др. СИЗ.  
Перечень выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной зашиты в ООО «XXX», утвержденный 15.02.2004 г. Станочнику широкого профиля по Нормам и Перечню положено выдавать комбинезон вискознолавсано вый и ботинки кожаные 1 раз в год, очки защитные до износа. Указанные СИЗ выданы, сроки выдачи не нарушены. Выдача СИЗ зафиксирована в личной карточке.  
Инструкция по охране труда при работе на токарном станке № 33 П.3.5. Запрещается работать на станке без защитных очков. Пострадавший не пользовался при работе на токарном станке защитными очками.  

 

Члены комиссии организуют встречи с пострадавшим, их доверенными лицами и членами семей в целях ознакомления их с результатами расследования, при необходимости вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших, и оказывают правовую помощь по решению указанных вопросов.

Материалы расследования несчастного случая должны включать (рис. 6):

· приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

· планы, эскизы, схемы, а при необходимости - фото- и видео материалы места происшествия;

· документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

· выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавшими требований охраны труда;

· протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;

· экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;

· медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

· копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

· выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального орга­на соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюз­ных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;

· другие документы по усмотрению комиссии.

Конкретный перечень материалов расследования определяется

председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.

Комиссией принимаются к рассмотрению только оригиналы подготовленных документов, после чего с них снимаются заверенные копии (делаются выписки). Документы с надлежаще не оформленными поправками, подчистками и дополнениями как официальные не рассматриваются и подлежат изъятию.

На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как бытовой несчастный случай, определяет лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, определяет меры по устранению причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.


 

 


Рисунок 6 - Оформление материалов расследования

 


В случаях разногласии, возникших между членами комиссии в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.

Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии.

Если при расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах, которая указывается в п. 10 акта формы Н-1. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» степень вины застрахованного не может быть определена более 25%, а размер ежемесячных страховых выплат может уменьшиться соответственно степени вины застрахованного.

При определении вины пострадавшего необходимо убедиться, что:

· пострадавший был ознакомлен в установленном порядке под роспись с требованиями охраны труда (т.е. с пострадавшим были проведены все необходимые инструктажи по разработанным и утвержденным программам и инструкциям; обучение и проверка знаний требований охраны труда, что подтверждается протоколами проверки знаний, программами обучения и журналами посещений занятий и т.д.);

· пострадавший был обеспечен в полной мере исправными и сертифицированными средствами индивидуальной защиты и обучен пользованию ими;

· в инструкциях по охране труда, действующих в организации и имеющих отношение к несчастному случаю, полностью отражен процесс безопасного производства работ;

· руководители подразделений, проводившие инструктаж, обучение и проверку знаний требований охраны труда у пострадавшего, прошли в установленном порядке обучение, проверку знаний и обладают достаточными знаниями по охране труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.