Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде






 

Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее раскрытие и расследование, требуют объединить усилия органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск а нередко и с правоохранительными органами зарубежных го­сударств. Под объединением усилий необходимо понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмот­ренных законом.

Таможенные органы, в соответствии с действующим УПК являются органом дознания по делам о контрабанде. Возбудив уголовное дело, они проводят по нему только неотложные следственные действия, призванные установить и закрепить следы преступления, и не позднее чем через десять суток пере­дают его следователю.

Органы предварительного следствия и органы дознания, несмотря на общность задач борьбы с контрабандой, незави­симы и решают их специфическими средствами, исклю­чающими подмену одного другим. На таможенные органы Та­моженный кодекс РФ возлагает производство необходимых оперативно-розыскных и иных мероприятий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным зако­ном от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», для пресечения и обнаружения контрабанды, а также выявления лиц, ее совершивших.

Уголовное дело вначале расследуют работники отдела дознания таможни или регионального таможенного управления, а затем передают его следователю территориальной или тран­спортной прокуратуры. Административное производство о нарушении таможенных правил ведет сотрудник отдела дознания или отдела таможенных расследований, а в результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигу­рируют в качестве вещественных доказательств как по уголов­ному, так и по административному делу. В итоге аналогичные обстоятельства подлежат доказыванию не только по уголовно­му делу о контрабанде, но и по делу о нарушении таможенных правил.

Вместе с тем прекращение уголовного дела о контрабанде или ином таможенном преступлении не влечет обязательного прекращения административного дела, ведущегося в отноше­нии юридического лица. Это еще раз подчеркивает необходи­мость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками соответствующих отделов — с другой, и лицом, осуществляющим административное рас­следование, — с третьей.

Если сотрудник отдела дознания одновременно с расследо­ванием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самым тесным. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп — сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сот­рудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период дознания по уголовному делу.

По окончании дознания материалы дела направляются сле­дователю. Административное производство о нарушении тамо­женных правил передается из отдела дознания в отдел тамо­женных расследований соответствующего таможенного органа.

План расследования должен включать перечень следствен­ных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При этом необходимо помнить, что каждый из субъектов взаимо­действия решает стоящие задачи в рамках своей компетенции присущими силами и средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и розыскные действия, а оперативные и оперативно-технические подразделения — агентур оперативные и иные мероприятия.

С момента принятия уголовного дела к производству только следователь определяет формы, способы и другие аспекты взаимодей­ствия. По результатам последнего он вносит коррективы и до­полнения в план расследования, принимает решения о произ­водстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Взаимодействие с иностранными правоохранительными ор­ганами требуется тогда, когда по уголовному делу нужно прове­рить факт существования зарубежных фирм, заключения ими с российскими хозяйствующими субъектами соответствующих внешнеторговых контрактов, а также при наличии в уголовном деле материалов о нарушении таможенных правил зарубежными поставщиками. В подобных случаях взаимодействие с правоох­ранительными органами «дальнего» и «ближнего» зарубежья осуществляется через Генеральную прокуратуру РФ путем на­правления отдельных следственных поручений об оказании со­ответствующей помощи по уголовному делу или через ГТК Рос­сии (запрос направляется в зарубежную таможенную службу).

Результативность борьбы с контрабандой зависит от своевре­менной информированности соответствующих служб тамо­женных органов, прокуратуры, милиции о совершенной или готовящейся контрабанде. При поступлении данных о готовя­щейся контрабанде в прокуратуру или инспекцию они в конеч­ном итоге передаются в таможенные органы и КПП погранич­ных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков контрабанды и ее пресечению. При расследовании контрабанды выявляются нестандартные Разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки доку­ментов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимо­действия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные структуры и пограничныеКПП.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.