Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дрозды Б. Пастернака






 

Дорогой друг!

Приближается твое шестидесятилетие. Что подарить

тебе к нему? Прими вместо подарка это письмо - неболь-

шой разбор одного стихотворения. Что дарить филологу от

филолога, как не изделие своего цеха? Стихотворение

Пастернака " Дрозды":

 

На захолустном полустанке

Обеденная тишина.

Безжизненно поют овсянки

В кустарнике у полотна.

Бескрайний, жаркий, как желанье.

Прямой проселочный простор.

Лиловый лес на заднем плане,

Седого облака вихор.

 

Лесной дорогою деревья

Заигрывают с пристяжной.

По углубленьям на корчевье

Фиалки, снег и перегной.

 

Наверное, из этих впадин

И пьют дрозды, когда взамен

Раззванивают слухи за день

Огнем и льдом своих колен.

Вот долгий слог, а вот короткий.

Вот жаркий, вот холодный душ.

Вот, что выделывает глоткой,

Луженной лоском этих луж.

 

Статья опубликована в альманахе, посвященном

60-летию известного чешского филолога Мирослава Дрозды.

 

У них на кочках свои поселок,

Подглядыванье из-за штор,

Шушуканье в углах светелок

И целодневный таратор.

 

По их распахнутым покоям

Загадки в гласности снуют.

У них часы с дремучим боем,

Им ветви четверти поют.

Таков притон дроздов тенистый.

Они в неубранном бору

Живут, как жить должны артисты.

Я тоже с них пример беру.

 

Стихотворение относится к последним, написанным пе-

ред войной и завершает собой творчество " мирного" пери-

ода. В сборнике " На ранних поездах" включалось в раздел

" Переделкино", имевший подзаголовок: " Начало 1941 го-

да".

Смысловая структура стихотворения образуется наложе-

нием двух пространственных моделей. Первая образуется

столкновением начальной строфы со второй и третьей.

Противопоставление актуализирует образы:

сжатого пространства распахнутого пространства (простора)
образ остановки, захолустья: " захолустный полустанок", " обеденная тишина" образ дороги: " бескрайний проселочный простор", " лиловый лес", " облако".

Окраска " лиловый" лес и " седое" облако, одновременно

с упоминанием " заднего плана", создает впечатление зри-

тельной удаленности:

 

неподвижности --------------------- движения

 

сочетание " захолустности" с семантикой " перерыва" (обеденная тишина) передает значение вечного, непрерывного перерыва, перерыва в жизни, что поддерживается эпитетом " безжизненного". Возникает образ застоя, неподвижности " деревья заигрывают с пристяжной" - строки создают образ движения, веток деревьев, цепляющихся на узкой лесной дороге за спину и голову лошади (скрытую семантику движения создает также образ стрелы, возникающей из характеристик дороги как " прямой" и ее узости): пристяжная, чуть с боку, уже цепляется за деревья!

Далее пространственный образ расширяется, и в поня-

тие " дороги" начинает включаться как бы синонимичный ей

" лес". Лес объединен с дорогой причастностью к миру

жизни и движения. Он движется: во второй строфе он еле

виднелся на заднем плане, в третьей - он " заигрывает" с

едущими сквозь

 

Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1965.

С. 407-408. Первая публикация: На ранних поездах. М.,

1943.

 

него лошадьми. Способность " играть" для Пастернака -

один из основных признаков жизни (ср. " Вакханалию":

" Сколько надо отваги, / Чтоб играть на века, / Как иг-

рают овраги, / Как играет река..."; " Мейерхольдам":

" Так играл пред землей молодою / Одаренный один режис-

сер..." и др.).

Дорогу и лес поэт объединяет яркой выраженностью

температурного признака. Бестемпературность - контраст-

ность температурных характеристик в мире Пастернака

звучит как антитеза безэмоциональности и эмоций. Карти-

на полустанка нарисована так, что нельзя определить

времени года, погоды, температуры. Противостоящий мир -

" жаркий как желанье" и одновременно " по углубленьям на

корчевье <...> снег". Эта антитеза прямо ведет к дру-

гой:

 

" безжизненно поют овсянки" -- дрозды раззванивают

<...> огнем и льдом своих колен <...>

<...> вот жаркий, вот холодный душ".

 

Пространственный контраст преображается в контраст

безжизненного пения и пения, полного жизни (жизнь =

контрастам голосовых колен).

Следующая строфа вводит вторую пространственную мо-

дель: неожиданно возникает образ птичьего " поселка",

наделенного всеми признаками милой Пастернаку и единс-

твенно настоящей, с его точки зрения, простой жизни

" без помпы и парада": здесь

Подглядыванье из-за штор,

Шушуканье в углах светелок...

 

" Светелки", " часы с дремучем боем", отзванивающие

четверти, вызывают образы устоявшегося, провинциального

и, одновременно, как бы " бабушкиного" быта. Этот образ

применительно к птичьему миру совершенно неожидан.

Смысл его раскрывается местоимением " свой":

 

У них на кочках свой поселок...

 

Такое построение фразы подразумевает существование

какого-то другого поселка, противопоставленного певчему

жилью дроздов. Поселок этот назван в подзаголовке " Пе-

ределкино" (булгаковское " Перелыгино"). Это реальный

подмосковный писательский поселок, в котором Пастернак

жил начиная с 1936 г. Но то, что во втором пространс-

твенном противопоставлении " поселок дроздов - поселок

поэтов" второй член подразумевается, как бы уплотняет

его с первой пространственной антитезой и переносит на

него образную характеристику полустанка овсянок. Писа-

тельский поселок охарактеризован умолчанием. Образ его

возникает из сопоставления с овсянками и противопостав-

ления дроздам.

Заключительная строфа отождествляет " притон дроздов

тенистый" с нормой поэтического быта и с пространством

автора.

Одновременно стихотворение строится контрастным со-

отнесением автобиографических деталей (смена зрительных

впечатлений и мыслей поэта во время реального движения

со станции железной дороги в Переделкино) и известных

строк Гёте:

 

Ich singe, wie der Vogel singt,

Der in den Zweigen wohnet:

Das Lied, das aus dei Kehle dringt,

Ist Lohn, der reichlich lohnet.

 

Стихотворение это породило огромную традицию цитации

и неадекватных толкований. Пастернак возвращает нас к

подлинному и глубоко понятному смыслу стихов Гёте о

природе поэтического творчества. Однако хотелось бы от-

метить, что абстрактный образ гётевской птицы заменен у

Пастернака веселым и вольным Дроздом.

 

Ю. Лотман

 

PS. Итак, да здравствуют Drozd'ы " Я тоже с них при-

мер беру! "

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.