Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И цыганская тема у Блока 5 страница






са". Контраст здесь совершенно иной: " красота вольной

жизни народа - безобразие жизни узников современной

" тюрьмы" ".

 

к " муравьиному царю", к народу, к земле. Идеал народа,

таким образом, противоположен романтическому, который

оказывается одной из форм исторически сложившегося, ра-

зорванного, в конечном счете - мещанского сознания.

" Цыганская тема" для Блока 1906-1908 гг. связывается

с интересом именно к " естественной" жизни патриархаль-

ного народа. Образ цыганки приобретает характерные для

демократического сознания черты нормативности: это -

человек, каким он и должен быть. Раньше действия цыган-

ки были вне этической оценки - теперь они " прекрасны".

Рядом с этим идет и резкая антитетичность образа цыган-

ки и образа современного человека.

Наиболее отчетливо эти настроения отразились в " Пес-

не Судьбы" (1909;

4, 129), где, как уже отметил Д. Благой, Фаина -

русская раскольница - одновременно и " цыганка".

Здесь уже не намеками лирического стихотворения, а

прямо и детально раскрыты те черты " цыганского" харак-

тера, которые противопоставляют Фаину современному го-

роду. Эта " цыганка" прекрасна, она страстная и сильная

натура, презирающая буржуазную мораль, слабость и без-

волие современного человека:

 

Над красотой, над сединой,

Над вашей глупой головой -

Свисти, мои тонкий бич! (4, 129)

 

" Разве вы - мужчина? " - презрительно кричит она

Спутнику (4, 143). Фаина требует от человека не слов, а

дел, - эта черта героини связывается в сознании Блока в

конечном итоге с потребностью полного переустройства

жизни. Фаина гневно кричит " современному человеку" Гер-

ману: " Я бью тебя за слова! Много ты сказал красивых

слов! Да разве знаешь ты что-нибудь, кроме слов? " - и

тут же ее потребность в реальной, полнокровной жизни

раскрывается как жажда бури, пожара: " Даль зовет! Смот-

рите - там пожар! Гарью пахнет! Везде, где просторно,

пахнет гарью! " - она страстно молит " мать-землю": " Ро-

димая! Родимая! Бури! Бури! " (4, 163, 143, 145). Так

народное начало, прекрасная, гармоническая дочь народа,

оказывается связанной с мечтами поэта о коренном преоб-

ражении современной жизни. Так идеал, уходящий корнями

в прошлое народной жизни, в патриархальную древность,

оказывается связанным с будущим России - России народ-

ной.

Так же трактуется образ цыганки и в статье " Безвре-

менье". Здесь речь идет о путях выхода из современной

" паучьей" жизни. Выход найден в уходе в народ, в беск-

райние поля России. В этом нетрудно заметить влияние

характерного для прогрессивной, демократической (допро-

летарской) мысли представления о том, что выход из

несправедливого современного строя - в возвращении к

" естественным" нормам исконной народной жизни. И вот на

этом-то вьюжном пути, трудном пути вперед к истокам

жизни, и возникает среди метелей Родины образ цыганки.

" Исчезает лицо, и опять кутается в снежное кружево,

и опять возникает мечтой о бесконечной равнине. Мель-

кнувший взор, взор цыганки, чей бубен звенит, чей голос

сливается с песнями вьюги, зовет в путь бесконечный"

(J, 72). С этим образом цыганки оказывается связанной и

героиня приведенного здесь же стихотворения " Там, в

ночной завывающей стуже...", у которой тоже есть и

" взлетающий бубен метели", и возникающее " из кружев ли-

цо", и " вьюжные трели" и которая тоже связана с поэти-

ческим идеалом Блока этого периода: она - " от века за-

гаданный друг" поэта (5, 72). Но через это стихотворе-

ние (как и через песню Фаины в " Песне Судьбы") протяги-

вается мост к циклу " Фаина", ко всему тому, чем наделя-

ло поэтическое воображение Блока Фаину, - Н. Н. Волохо-

ву - " цыганку" и " русскую душой" одновременно.

Но Фаина, как и Млада, неразрывно связана не только

с русским национальным характером, но и с народным об-

разом жизни. В пьесе детально, несколько раз рассказы-

вается о ее жизни в деревне (4, 115-117, 139, 144 и

др.). И вновь звучит столь важный для понимания " цы-

ганской темы" мотив:

яркая цыганка Фаина - дочь народа; тусклость, безли-

кость современных людей - следствие отклонения совре-

менной жизни от ее естественных, воплощенных в народной

жизни норм. Блок подчеркивает эту мысль своеобразной

композицией (обратной тому, что мы видели в стихотворе-

ниях первого тома), в которой понятия " народ" и " толпа"

становятся полярными: дитя народа, яркая Фаина - в пь-

есе - одна, прекрасная и неповторимая. А сегодняшние

" отдельные" люди, собственники - серая и безликая тол-

па. Фаина смело и решительно противопоставляет себя,

свои настроения окружающим - городская " толпа" говорит

безликим хором:

 

Старичок (громче)

 

Вы убедитесь воочию, сколь неутомима деятель-

ность человеческого ума...

 

Толпа

Ума! Ума!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.