Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правило произведения
Это правило позволяет подсчитать число кортежей, которые можно составить из элементов данных конечных множеств. Для двух множеств и (3) Из равенства (3) следует, что число упорядоченных пар, которые можно составить из элементов множеств и равно произведению числа элементов в этих множествах. Это правило можно сформулировать иначе: если объект можно выбрать способами и после каждого из таких выборов другой объект можно выбрать способами, то выбор « и » можно осуществить способами. По индукции правило умножения можно распространить на любое число сомножителей в декартовом произведении: . (4) Наиболее часто последнее равенство применяется, когда : . (5) В этом случае множество называют алфавитом, его элементы – буквами, а элементы декартова произведения – словами в алфавите . Слова записывают как в обычном языке, то есть без разделения букв запятыми и без внешних скобок: . Число называют длиной слова. Пусть . Тогда правило (5) можно сформулировать следующим образом: число слов длины в алфавите из букв равно . Пример.2. Из 80 студентов 40 играют в футбол, а 50 – в волейбол, причем 27 студентов играют и в футбол и в волейбол. Сколько студентов играют хотя бы в одну из этих игр? Сколько студентов играют лишь в одну из этих игр? Сколько студентов не играют ни в одну из этих игр? Пусть – множество студентов, играющих в футбол, – множество студентов, играющих в волейбол. Тогда , , . Число студентов, играющих хотя бы в одну из этих игр, согласно формуле (2.1): . Число студентов, играющих только в футбол: , а только в волейбол: . Число студентов, играющих только в одну из этих игр: . Число студентов, не играющих ни в одну из этих игр: . Пример 3. Сколькосуществует6-значных телефонных номеров? Алфавит состоит из 10 цифр, номер – слово длины 6 в этом алфавите. Поэтому количество номеров равно . Пример 4. Найти число слов, содержащих 4 буквы, в которых любые две соседние буквы различны (число букв в алфавите равно 33). Первую букву можно выбрать 33-мя способами, вторую, третью и четвертую – 32 способами. Число слов равно 33∙ 323=1081344.
|