Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенностей преступника






В основе поведения человека лежат навыки, умения и привычки, нейрофизиологической основой которых является динамический стереотип. Эта индивидуализированная стереотипность поведения и дает возможность идентифицировать личность преступника, предвидеть возможный вариант его поведения.

Чем сложнее способ действий, тем проще идентифицировать субъект действий. В способе совершения преступления особенности психомоторики сочетаются с особенностями мышления, памяти, познаниями и жизненным опытом индивида.

С XVII в. в Англии издавался справочник о заключенных Ньюгетской тюрьмы – «Ньюгетский календарь». В справочнике наряду с биографическими данными об узниках тюрьмы описывались характерные для них способы совершения преступлений. Справочник успешно использовался сыщиками.

На вооружение криминалистики взят принцип: каков способ совершения преступления, таков и способ его раскрытия.

Система поведенческих признаков субъекта объективно отражается в предметах обстановки совершения преступления, динамике их изменений; орудиях и средствах совершения преступления, их качественном своеобразии, способах и динамике их использования; обстановке, предшествующей преступлению; обстановке, возникшей после совершения преступления, типичных способах его сокрытия; особенностях отношений между обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим.

Поведение человека неизбежно отражается в окружающей среде в виде комплексного личностно-регуляционного «следа». Этот «след» не менее пригоден для идентификации личности преступника, чем след его пальца. Но в отличие от следа пальца поведенческий след всегда имеется на месте происшествия и несет неизмеримо больший объем криминалистически значимой информации о личности преступника.

Рассмотрение личности преступника как системообразующего фактора преступного деяния требует выявления: личностной детерминации данного преступного деяния; отражательно-познавательных особенностей данной личности; ее общерегуляционных, эмоционально-волевых особенностей; операционально-исполнительных особенностей; устойчивых связей личности преступника с социальной микросредой.

В практике расследования преступлений ориентация на обобщенные способы поведения преступника является одним из основных путей розыска преступника в информационно-дефицитных ситуациях.

С парохода «Терек», совершающего пассажирские рейсы по маршруту Москва – Астрахань, утром 18 октября в Ярославле сошел пассажир, имевший билет до Астрахани. Вскоре в каюте, занимаемой буфетчицей Т., был обнаружен ее труп со следами удушения, было обнаружено также исчезновение крупной суммы денег – выручки, хранившейся в каюте буфетчицы.

Было установлено, что пассажир первого класса, сошедший в Ярославле, настойчиво ухаживал за буфетчицей.

Первоначально установить личность преступника не удалось, и дело было приостановлено. Однако через некоторое время в МВД была создана оперативная следственная группа с поручением найти и изобличить преступника. Предположили, что такое же преступление и таким же способом мог совершить преступник со значительным «стажем». Запросили все нераскрытые за последние годы преступления «брачных аферистов». Изучение этих дел и дополнительные допросы потерпевших позволили сделать вывод, что большинство преступлений совершил один человек, достигая преступной цели одним и тем же поведенческим способом. Был составлен рисованный портрет преступника, и через некоторое время задержали некоего Л., который впоследствии признался в совершении им ряда преступлений, в том числе и на пароходе «Терек».

Информация о преступном поведении – информация о направленности поведения преступника, значимости для него тех или иных объектов, об их месте в структуре деятельности преступника, о том, что входит и что не входит в зону его актуального сознания.

В заключение отметим, что систематизирующими факторами расследования преступления являются системные связи, обусловленные объектом расследования.

Так, при расследовании убийств выявлению подлежит следующая система вопросов: время и место убийства; кто является жертвой убийства; мотивы убийства; круг лиц, с которыми взаимодействовал потерпевший, кому выгодна его гибель; с кем видели потерпевшего накануне его смерти; особенности образа действий преступника при подготовке, осуществлении и сокрытии преступления; кто совершал убийства аналогичным способом; на ком и в чьем жилище могут оказаться следы данного преступления.

При расследовании грабежей и разбойных нападений следователь выявляет следующие ключевые обстоятельства: когда и где совершено преступление, сколько человек участвовали в преступлении; способ совершения преступления (система действий преступника), характер насильственных действий; похищенное имущество и его стоимость, приметы; обстановка совершения преступления; сведения о лицах, участвовавших в преступлении (описание внешности, особенности поведения, речевых особенностей, особых примет и др.); кто мог узнать о наличии у потерпевшего значительных ценностей; кто мог видеть происшествие и др.

При расследовании краж наиболее существенны следующие вопросы: время и место совершения кражи; способ совершения кражи (взламывание дверей, отпирание, взламывание замков, взламывание окон, проламывание потолка, стен и пола, подкоп или проникновение через подвал, кража через окна и форточки); с какой стороны преступник проник к месту кражи и в каком направлении скрылся; какие действия и в какой последовательности совершал; знание преступником устройства дверных запоров, мест хранения ценных вещей, расположения комнат, времени отсутствия жильцов квартиры; примененные орудия и средства; похищенное имущество, его стоимость, приметы и принадлежность; где может быть реализовано похищенное имущество, кому и куда продано; кто посещал квартиру незадолго до кражи; какие следы оставлены преступниками, количество преступников; наличие негативных обстоятельств – признаков инсценировки кражи.

Итак, в ограниченной исходной информации следователь, отыскивает стартовые возможности для развития поиска. Первоначальные следственные и иные действия направляются на выявление и исследование ключевых обстоятельств. Осуществляя сравнительный анализ фактов, выдвигая обоснованные версии и проверяя их, следователь стремится найти ответы на наиболее значимые вопросы. Для этого необходимо:

ü определить тип и вид проблемно-поисковой ситуации;

ü осуществить типовое вероятностно-информационное моделирование (выдвижение типовых версий);

ü выявить основные направления поиска – определить для первоочередного разрешения круг вопросов, объективно обусловленных данным видом преступления;

ü реализовать первоначальные следственные действия и выявить необходимую информацию как базу для последующих действий.

Знание общей схемы преступного поведения и системы ее признаков является ориентировочной основой следственно-познавательного поиска в информационно дефицитных исходных ситуациях.

Между всеми структурными элементами преступного поведения существуют устойчивые закономерные взаимосвязи. Это и позволяет в ходе следственного поиска реконструировать событие преступления.

Для каждого вида преступления существует системный «набор» комплексов действий. Эти комплексы действий связаны со специфическим подключением к ним определенных внешних обстоятельств, средств действия. Каждый преступник имеет свой «почерк» в использовании условий и средств действия, систему индивидуализированных действий и операций, запечатлеваемых в следах преступления.

Существует неразрывная системная связь личностных регуляционных качеств субъекта со следами преступления (см. таблицу ниже).

 

Структурные элементы поведения преступника Психические особенности личности преступника Признаки поведения преступника, проявляющиеся во внешней среде
Мотивы и цели поведения Мера общественной опасности субъекта, направленность его личности. Личностные особенности смыслообразования и целеполагания Особенности результата преступного деяния. Признаки ценностных ориентаций, динамики целеобразования (предварительная обдуманность, подготовленность или спонтанность, импульсивность), признаки ситуативной обусловленности поведения, избирательной направленности его сознания на определенные группы объектов
Принятие решений и планирование деятельности: ориентировочная основа, транзитивность, нетранзитивность решений. Реализация программы поведения Индивидуальные особенности психической регуляции поведения, адаптационные особенности личности Признаки индивидуального стиля деятельности: последовательность действий и промежуточных операций, их системность или асистемность, что из внешних обстоятельств тщательно учитывается, чем пренебрегает преступник, признаки поправочных действий и их особенности
Типичные образы действия в определенных внешних условиях: способы, приемы, операции как проявления индивидуальных умений и навыков Операционально-стереотипная сфера индивида: жизненный опыт и профессиональная подготовка, психофизиологические и физические возможности индивида, адаптационные особенности Признаки уровня общего жизненного и криминального опыта, владение профессиональными приемами и навыками, предпочитаемые орудия действий, динамические особенности действий. Признаки способности к волевым напряжениям, устойчивости целедостижения, эмоциональной устойчивости - неустойчивости, пластичности и ригидности (привязанности к намеченным планам, неспособности изменять их в новых обстоятельствах), адекватности отражения объективной обстановки
Достижение и оценка результата действия, использование основного и побочных результатов для инициации последующих актов поведения Личностная оценка совпадения побуждений с достигнутым итогом поведения, устойчивость личностно-ориентировочных установок - готовность действовать в определенном направлении Признаки отношения преступника к основному достигнутому результату, побочным результатам, особенности использования результатов в дальнейшем целеобразовании

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.