Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностно-развивающие потенциалы урока как основной формы организации обучения






Скучные уроки годны лиш на то, чтобы внушить

ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.

Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский философ

и писатель

 

Понятие о формах организации обучения и главной среди них − уроке

Составными частями общей системы учебно-воспитательной работы выступают формы организации обучения − урок, факультативные занятия, лекции семинары, предметные кружки, практикумы и др. В философии под формой понимается способ существования и выражения содержания, его внутренняя организация. Формой обучения дидакты называют внешнее выражение взаимосвязанной согласованной деятельности педагога и учащегося, которая осуществляется и регулируется заранее установленным определённым режимом и порядком.

Результаты рассмотрения форм организации обучения в исторической ретроспективе указывают на те из них, которые были рассчитаны на определённую самостоятельность обучаемых. На почти полную самостоятельность учащихся претендует дальтон-план, форма обучения, разработанная в начале 20-х гг.ХХ в. американским педагогом Еленой Паркхерст (г.Далтон). В предлагаемой этой учительницей системе работы реализуется идея индивидуализации учебного процесса за счёт: а) снижения руководящей роли учителя, гиперболизации его консультационной фукции; б) замены школьных классов предметными лабораториями с достаточно высоким уровнем учебно-методического обеспечения; в) предоставления учащимся возможности самостоятельно планировать учебную работу в определённых лабораториях и библиотеке; г) подчинения учебной деятельности обучаемых потребности выполнять разработанные учителями недельные и месячные индивидуальные задания (учёт их выполнения проводился на основе записей в „рабочей книжке” или индивидуальной карточке).

Автор еще одной организационной формы обучения в школах США − плана Трампа, − сочетающей коллективную и индивидуальную работу учащихся и предусматривающей широкое использование технических средств, − Ллойд Трамп. В ней 40% учебного времени отводится на лекционное обучение больших групп учащихся (по 100-150 человек), которое организовывается при помощи различных технических средств. Лекционный материал обсуждается в малых группах по 10-15 человек (на эту учебную работу отводится 20% времени). Затем в ходе индивидуальной работы, занимающей 40% времени, учащиеся углубляют полученные знания, самоформируют умения и навыки.

В конце ХУІІІ – начале ХІХ в. в Западной Европе была распространена родившаяся в Англии Белль-Ланкастерская система взаимного обучения. Она позволяла обучать грамоте большое число детей при ограниченных средствах и ограниченном числе педагогов. Разработанная священником Беллем и учителем Ланкастером, эта форма организации обучения в начальной школе с большим количеством учащихся предполагала систему занятий так называемых мониторов (старших успевающих учеников) с младшими. Роль учителя в ней в основном сводилась к подготовке мониторов и надзору за качеством их работы.

Теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения впервые сделал в „Великой дидактике” чешский педагог Я.А.Коменский, обобщив опыт организации работы Киевской, Луцкой, Львовской и Острожской братских школ (в конце ХУІ − начале ХУП веков в них использовались элементы урока).

Основные структурные элементы системы, охватываемой формой обучения, − это учебно-воспитательные и развивающие цели, содержание, методы и средства работы учителя и учащихся, место обучения и количество обучаемых. Важнейшие характеристики всех форм − структура, принципы упорядочения структурных элементов, совокупность определённых признаков.

С позиции целостного и личностно ориентированного методологических подходов в их диалектическом единстве к основным признакам урока следует отнести: 1) адекватность этой формы организации обучения целям и возможностям учебной программы по предмету познавательно-развивающего и воспитательного планов; 2) наличие дидактической, развивающей и воспитательной целей; 3) требующий усвоения учащимися на самоценном уровне определённый объём учебного материала; 4) постоянный состав одинаковых по возрасту обучаемых; 5) чётко установленное место и время проведения по расписанию; 6) функционирование на основе механизма взаимодействия компонентов и элементов системы „Личность учителя − личность каждого ученика”; 7) руководящая роль учителя в этой системе как организатора различных видов деятельности учащихся, подчинённых достижению дидактической, развивающей и воспитательной целям; 8) учёт индивидуально-психологических особенностей обучаемых, уровней их актуального развития и возможностей в усвоении содержания образования; 9) опора учителя на личностно ориентированные технологии организации учебно-воспитательного процесса; 10) регламентированное время (45 или 35 минут), отводимое на реализацию дидактической цели (овладение учащимися конкретными знаниями, умениями и навыками).

Руководствуясь указанными признаками, и дадим определение урока.

Урок ­− это адекватная познавательно-развивающим и воспитательным целям и возможностям учебной программы по предмету, фукционирующая согласно установленному расписанию и в течение точно определённого времени форма организации обучения группы учащихся (класса) постоянного состава и одинакового возраста, механизмом достижения качества которой служит взаимодействие компонентов и элементов в системе „Личность учителя − личность каждого ученика” при условии руководящей роли педагога как создателя при помощи личностно ориентированных методов и средств благоприятных условий для духовно-нравственного и общего развития обучаемых в процессе усвоения ими конкретных ценностей содержания образования, организатора значимых для этого различных видов деятельности детей на основе знаний об уровнях их актуального развития и индивидуально-типологических особенностях.

В уроке как особой клеточке целостного процесса обучения отражается его структура, то есть взаимосвязанными структурными компонентами урока выступают целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционально-деятельностный (методы, средства и формы), контрольно-регулирующий и оценочно-результативный.

Наибольший резонанс в истории педагогики получила классификация уроков на основе такого критерия, как дидактическая цель (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, В.А.Онищук, М.И.Махмутов). В зависимости от поставленной дидактической цели уроки разделяются на типы: усвоения знаний; применения знаний; обобщения и систематизации знаний; овладения умениями и навыками; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный.

Своё отражение в педагогической практике нашла и классификация типов урока по основному используемому учителем методу обучения: урок-лекция; урок-беседа; урок-экскурсия; урок-игра; киноурок; урок-путешествие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.