Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М. И. Теркина, Г. С. Шукурова






Эффективность преодоления заикания у дошкольни­ков во многом зависит от слаженности работы логопеда и воспитателя. Под влиянием специальных занятий с ло­гопедом у детей возрастает устойчивость внимания, спо­собность к запоминанию элементов ряда, заметно снижа­ется импульсивность реакций, усиливается самоконт­роль.

Воспитатель продолжает линию коррекционного воз­действия в свободное от занятий время, способствуя тем самым перестройке общего и речевого поведения детей. В этих целях он часто прибегает к игровым приемам, со­образуя их выбор с коррекциовной задачей и с речевым режимом данного периода.

Широко используются как средство воспитания и обучения игры-упражнения и дидактические игры, пре­следующие прежде всего образовательные цели.

Воспитательное значение дидактических игр состоит в том, что они развивают такие качества, как сосредото­ченность, умение быстро сообразить, вспомнить, точно ответить, сообразовывать свои действия с правилами игры.

В сюжетно-ролевых играх при исполнении ребен­ком той или иной роли формируются положительные привычки поведения, творческая инициатива, способ­ность самостоятельно создавать замысел игры, согласо­вывать друг с другом свои действия, вести себя в соот­ветствии с взятой на себя ролью.

Л. С. Выготский подчеркивал, что именно в игре ребе­нок может отказаться от непосредственного импульса, координируя свое поведение, каждый свой поступок с иг­ровыми правилами. Сюжетно-ролевые игры — это самостоятельные игры-импровизации, однако направление развития сюжета на­мечается и осуществляется взрослыми путем умелого обогащения игры и правильного руководства ею. Руково­дя игрой, воспитатель упорядочивает инициативу актив­ных детей, следит за тем, чтобы они не подавляли своих товарищей, оказывает помощь робким, застенчивым при вхождении в игру и участии в ней.

На первых порах, когда самостоятельная речь детей допускается лишь на логопедических занятиях, воспита­тель использует игры в качестве безречевых упраж­нений.

Таковы простейшие игры-поручения, направленные на развитие внимания («Подбери по цвету», «Подбери по форме»), отыскивание предмета по словесной инст­рукции («Принеси ту игрушку, которую я попросила», «Какой предмет загадали?» или «Угадай, что это», «Угадай, что изменилось» и др.).

«Подбери по цвету». На столе воспитателя лежат впе­ремежку разные по цвету предметы: кружки, флажки, карандаши, кубики. Детям поручается отобрать предме­ты определенного цвета. Воспитатель обращается к каж­дому:

— Саша, найди (принеси, дай мне и т. д.) синие флажки.

— Таня, принеси желтые кубики.

— Миша, дай мне красные карандаши.

— Павлик, подбери все предметы зеленого цвета. Более сложный вариант задания: дети выслушивают

до жонца задания для каждого. Например:

— Саша отберет желтые кубики, Дима — красные флажки, Люба — синие карандаши.

После того как дети найдут названные предметы ука­занного цвета и положат их перед собой, воспитатель об­ходит столы, проверяет правильность выполнения, т. е. тот ли предмет найден и того ли он цвета. Аналогично дети подбирают предметы по форме:

— Найди (покажи детям, дай мне) треугольники, квадраты, прямоугольники.

С этой же целью может быть использована игра «Геометрическое лото». Воспитатель показывает детям и называет карточки с изображением геометрических фигур и просто предметов. Затем раздает карточки с геометрическими фигурами.

— Саша, тебе я даю кружок, ты будешь отбирать круглые предметы. Тебе, Игорь, треугольник. Отберешь предметы треугольной формы. Тане я дам квадрат, она найдет карточки с изображением квадратных предметов и т. д.

Карточки с рисунками предметов остаются у воспита­теля. Он показывает по одной картинке всей группе (на­пример, картинку с мячом); ребенок, который отбирает картинки с изображением предметов круглой формы, поднимает руку и.получает эту картинку.

Так проводятся перечисленные игры на начальном этапе обучения, когда самостоятельная речь детей допу­скается лишь в ограниченных пределах. На последую­щих этапах обучения, когда дети уже могут пользоваться речью, ребенок называет предметы, их признаки, дейст­вия с ними.

Нахождение предмета по словесной инструкции. В групповой комнате расставляются парные игрушки с небольшой разницей во внешнем облике (кукла в крас­ном платье и кукла в синем ллатье; чашка с цветком и полосатая чашка; мишка в фартуке и мишка без фарту­ка.) Воспитатель предлагает одному ребенку найти кук­лу в синем платье, другому — чашку с полосками и т. д. «Какой предмет загадали?» («Угадай, что это»). Иг­ра развивает внимание к слову. Воспитатель дает сло­весное описание предмета: «Красное, круглое, сочное, сладкое. Растет в саду». Дети слушают и по названным признакам угадывают и называют предмет. На первона­чальном этапе дети должны только показать соответст­вующую картинку.

«Угадай, что изменилось». Воспитатель ставит на стол различные игрушки (пять-шесть) в определенной последовательности и предлагает детям запомнить их расположение, а затем закрыть глаза. Одну игрушку (позже — две, три) переставляет на новое место. Дети должны угадать, что изменилось, вновь расставить иг­рушки так, как они стояли раньше, a последующих этапах рассказать о происшедших изменениях. Можно незаметно убрать или добавить какую-либо игрушку. Тот, кто заметил, что изменилось, поднимает руку и ждет, пока его спросят.

Возможен и такой вариант игры, когда меняется по­ложение игрушки: мишка сидит, стоит; у зайки поднята лапа или вытянута вперед и т. д. В зависимости от уров­ня самостоятельной речи проведение этих игр варьиру­ется: на начальном этапе вызванный ребенок, заметив изменение, возвращает игрушку в прежнее положение; позднее, когда дети приобретают навыки пользования самостоятельной речью, ребенок объясняет, что же из­менилось.

Для развития внимания и памяти можно использо­вать игру «Посмотри и запомни». Воспитатель кладет на стол пять-шесть хорошо знакомых игрушек или не­больших предметов и предлагает детям внимательно по­смотреть на них, потом закрывает предметы и просит сказать по памяти, что они видели на столе. Один отве­чает, а остальные дополняют; в другом случае каждый должен называть один предмет, не повторяя ответов то­варищей. Это требует от детей внимания и умения удер­жать в памяти ответы товарищей.

Среди игр, направленных на развитие различных свойств внимания, необходимо выделить группу игр, в которых ставятся и осуществляются частные задачи, на­пример развитие слухового внимания. К таким играм от­носятся «Колпачок и палочка», «Вот лягушка по дорож­ке...», «Узнай по голосу», «Кто позвал Мишку» и др. Ос­новная их цель состоит в том, чтобы дети по слуху учились различать голоса товарищей. Игры эти неодинаковы по своей сложности. Наиболее интересна игра «Колпачок и палочка», так как она оснащена атрибутами, вызываю­щими живой интерес у детей. Водящему на голову наде­вается красивый колпак, который закрывает лицо, в I руки дается разрисованная палочка. Дети стоят в кругу и говорят слова: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Ребенок стучит палочкой об пол, а за­тем указывает в любом направлении. Тот, на кого на­правлена палоч.ка, называет имя водящего, который по голосу должен отгадать, кто его позвал.

Игра «Вот лягушка по дорожке...» сложнее. Водящий прыгает в кругу, подражая лягушке. Дети хором говорят такие слова: «Вот лягушка по дорожке скачет вытянув­ши ножки. Увидела комара, закричала...» Тот, на кого в этот момент воспитатель укажет, заканчивает фразу: «...ква-ква-ква». Ведущий должен отгадать, кто «проквакал».

У заикающихся детей возникают затруднения при необходимости соблюдать определенную последователь­ность действий. Для формирования этой способности воспитатель пользуется каждым подходящим случаем, давая те или иные поручения с требованием соблюдать указанную последовательность при выполнении. Для закрепления навыка можно использовать серию дидак­тических игр с куклой: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем» и др.

«Оденем куклу на прогулку». Воспитатель показыва­ет и поясняет, в какой последовательности надо одевать куклу: сначала ладо кукле надеть рейтузы, затем носки, потом кофту, после кофты — платок и шапку. Дети смот­рят, слушают и да заданию воспитателя сами одевают куклу в той же последовательности, молча или обговари­вая свои действия — в зависимости от уровня пользова­ния самостоятельной речью без заикания.

Конспект проведения игры «Оденем куклу на прогулку»

Тема игры. Зимняя одежда. Цель игры.

1. Уточнить и закрепить представления детей о зим­ней одежде.

2. Упражнять в последовательном выполнении дейст­вий; упражнять в констатирующей речи и ответах на вопросы ло представлению.

Материал для игры. Дидактическая кукла и комплект зимней одежды. Ход игры.

— Дети, кто знает, какое сейчас время года?

— Зима.

— Правильно, а как вы догадались?

— Потому что холодно.

— Падает снежок.

— Земля покрыта снегом.

1 Игра проводится во втором квартале, поэтому в конспекте при­ведены примеры детской речи, доступной на данном этапе.

— Молодцы, все по-разному сказали, — поощряет воспитатель. — А как можно сказать, какая сегодня по­года?

— Холодная погода.

— Снежная.

— Зимняя.

— Как вы интересно придумали. Скажите, дети, как надо одеваться зимой? Какую одежду мы надеваем?

— Теплую.

— Зимнюю.

— Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Воспитатель показывает детям куклу и вместе с ними

рассматривает ее. Дети называют все, что надето на кук­ле, цвет одежды, назначение.

— Кукла хочет пойти с вами на прогулку, но она не знает, что надо надевать. Давайте ей поможем.

На столе стоит коробка с одеждой куклы. Воспита­тель предлагает одному из детей разложить все на столе в той последовательности, в.которой вещи нужно наде­вать. Затем спрашивает:

— Что же мы наденем на куклу с самого начала?

— Сначала мы наденем рейтузы.

Воспитатель предлагает одному из детей (Наташе, например) надеть на куклу рейтузы.

— Кто скажет полным ответом, что делает Наташа?

— Наташа надевает кукле рейтузы.

— А теперь что надо надеть?

— Кофточку.

— Надели кофточку, а что наденем после?

— Шапку.

— Кто надел кукле шапочку?

— Шапку надела кукле Таня.

— Готова наша кукла на прогулку?

— Нет, еще надо надеть пальто.

— И все?

— Нет, еще шарф и варежки.

— Что же мы наденем кукле сначала?

— Пальто.

— А бот и теплое пальто.

— Пальто наденет кукле Сережа.

— Как вы думаете, идти гулять кукла уже может?

— Нет, надо завязать шарф.

— Надо ей варежки надеть.

Дети завязывают кукле шарф и надевают варежки. Воспитатель предлагает посмотреть на куклу и сказать, какие вещи на ней одинакового цвета.

— Шапка, шарф и варежки.

— Какие они?

— Синие.

— Вот и оделась наша кукла. Теперь она не замерз­нет и может пойти с вами на прогулку.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей отне­сти куклу в раздевалку. В конце занятия подводится итог:

— Что мы сегодня делали на занятии?

— Одевали куклу на прогулку.

— Какую одежду мы на нее надевали?

— Зимнюю.

Затем дети вспоминают и называют, что и в какой последовательности они надевали на куклу. Далее вос­питатель может полученные в игре навыки закрепить при одевании детей на прогулку.

Во время игры «Уложим куклу спать» усваиваются названия постельных принадлежностей и порядок приго­товления постели ко сну. Воспитатель ставит игрушеч­ную кроватку, рядом на стул сажает куклу. Около воспи­тателя лежат постельные принадлежности. Предвари­тельно рассмотрев их с детьми, воспитатель инсценирует последовательность приготовления постели. Для того чтобы дети запомнили и воспроизвели указанную после­довательность, им необходимо сосредоточить свое внима­ние на действиях, производимых воспитателем. В даль­нейшем они используют приобретенные навыки в само­стоятельных играх с куклами и перед сном. Воспитатель, наблюдая за действиями детей, может помогать им — подсказывать, советовать, напоминать последователь­ность. Усваивая очередность в раздевании куклы, дети переносят эти навыки и на себя (как надо раздеться для сна): сначала снять платье и повесить его на спинку сту­ла, затем снять носки и повесить их на перекладину сту­ла и т. д. Аналогично проводятся и другие игры с куклой.

Для развития у детей произвольного внимания, вы­держки, самоконтроля использовались такие игры, как «Самолеты», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Чье звено скорее соберется» и др. Общее в этих играх то, что дети должны терпеливо дожидаться команды к переходу от одного действия к другому (прыгнуть, убежать, построиться и т. д.), свое­временно реагировать на команду, не опережая и не от­ставая от нее. Покажем это на игре «Самолеты».

«Самолеты». Дети строятся ровными колоннами. По первой команде воспитателя: «Самолеты — в воздух!» — дети одновременно должны «вылететь с аэродрома». По второму сигналу: «На посадку!» — дети временно изме­няют направление бега (бегут в различных направлени­ях) и «летят на аэродром». Для успешного осуществле­ния поставленной задачи необходимо следить за тем, чтобы дети не «летали» близко к своему месту стоянки, не приближались к нему ранее команды, внимательно слушали сигнал и быстро изменяли направление движе­ния.

Для воспитания выдержки у всего коллектива сразу можно использовать и такие игры, как «Караси и щука», «Паук и мухи», в которые кроме быстрой реакции вклю­чается момент «замирания». Дети по команде принима­ют -какую-то позу, стоят не шевелясь. Так, в игре «Кара­си и щука» ребята (караси) спокойно перемещаются (плавают) по комнате. Щука находится в стороне от ка­расей. Как только воспитатель скажет: «Щука!» — все дети останавливаются и замирают. Считается, что «щу­ка» поймала того «карася», который пошевелился.

Воспитатель проводит и такие игры, с.помощью кото­рых можно воспитать выдержку у отдельных детей («Хитрая лиса», «Часовой», «Рыболов», «Найди и про­молчи»). В них требуется от одного ребенка умение спо­койно держаться, не выдать себя лишним движением (например, при исполнении роли лисы). У остальных в это время развивается наблюдательность: заметить лису до сигнала и увернуться от нее. На роль лисы, как пра­вило, назначается ребенок с ярко выраженной импуль­сивностью.

К описанным выше играм примыкает и сюжетно-ролевая игра. Она также моделирует сложные условия, требующие волевого напряжения, умения управлять сво­им поведением, находить средства для преодоления пре­пятствий. Игра приучает заикающихся не только согла­совывать свои действия с действиями других детей, «о и подчинять свои стремления правилам игры, прислуши­ваться к мнению товарищей.

На каждую тему («Пароход», «Поезд», «Автобус», «Больница» и др.) проводится серия игр с постепенным развитием (обогащением) содержания и усложнением характера игры за счет увеличения количества ответст­венных ролей, использования речи.

На начальном этапе обучения, когда дети пользуются речью в ограниченном объеме, целесообразно сюжетно-ролевые игры проводить таким образом, чтобы они про­ходили как инсценировки. Содержание игры определяет­ся рассказом воспитателя. Активная речь детей иск­лючается, они выступают в роли слушателей и исполни­телей того, о чем говорится в рассказе: гуляют по лесу, собирают ягоды, цветы, погружают строительный мате­риал, едут, выходят на остановке и т. д.

На командную роль (капитана, водителя) можно на­значить (выбрать) любого ребенка, так как игра еще пока носит безречевой характер. В роли капитана за­стенчивые дети чувствуют себя иначе, чем в роли пасса­жира, и благодаря пояснениям воспитателя одни за­икающиеся (организаторы) учатся умерять избыточную порывистость и стремление подавлять инициативу ос­тальных детей, другие — робкие, несмелые — быть ак­тивнее, держаться свободнее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.