Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект занятия по развитию речи






Тема занятия. Составление сказки про сне­жинку.

Цель занятия. Учить детей составлять связный последовательный рассказ с помощью образца, данного логопедом.

Ход занятия. Логопед уточняет с детьми, чем отличается сказка от рассказа. В рассказе все бывает так, как в жизни. А в сказке иначе. В сказке звери могут разговаривать, как люди, думать. На самом деле такого не бывает. В сказке с помощью волшебства быстро ис­полняются желания.

— Сегодня, дети, мы будем учиться придумывать сказку, а не рассказ, например, про снежинку. Сначала вы послушайте, какую сказку про снежинку придумала я, а потом придумаете сами. Наступила теплая весна. Небо было голубое. Светило яркое солнышко. Вдруг на небе появилась серая туча. Из нее стали падать на зем­лю белые узорчатые снежинки. Одна снежинка падала на землю впервые, и ей все было интересно. Она подума­ла: «Как много я сейчас узнаю». В этот момент она упа­ла прямо на асфальт. А асфальт был теплым: он нагрел­ся от солнышка. Снежинке сразу стало жарко. Она ниче­го не успела рассмотреть, так как начала уменьшаться, таять и наконец превратилась в каплю.

Рассказ вызывает у детей желание придумать свой вариант сказки. Дается время на обдумывание. Затем каждый рассказывает всей группе свою сказку.

Сказка Иры

Жила-была в туче дождинка. Когда время подошло к зиме, она почувствовала, что как-то изменилась. Она спросила своих сестриц: «Что со мной происходит?»Сестры ответили: «Ты превратилась в снежинку». Но тут в туче открылась дверь, и снежинку выбросило в эту дверь. Она подумала: «Скорей бы мне упасть на землю». И слу­чилась чудо: она лежит на асфальте, и ее обнимают много-много ее сестриц.

Сказка Сережи:

Жила-была вголубом небе огромная сераятуча. Однажды туча пустила на землю много белых снежинок. Все снежинки падали, и самая большая ледяная снежинка тоже упала. Когда она упала, все заледенело. И наступила очень холодная зима. Но однажды утром выглянуло солнце и стало греть эту ледяную снежинку. И снежинка растаяла.

Сказка Саши

Жила в небе туча. В пей было много снежинок. И когда настала зима, снежинки стали падать. Все они падали на асфальт. Одна сне­жинка заснула. В это время выглянуло солнышко, и все снежинки распаяли.

Прослушанные сказки обсуждаются, иронодито! II анализ. Отмечается, что Ира придумала сказку настоящую, потому что у нее снежинки и думать и разговари­вать умеют. В ее сказке произошло чудо — снежинка сразу очутилась на асфальте. В сказке Сережи можно отметить интересный зачин с точными определениями и прочитать детям эту наиболее выразительную фразу как образец.

По указаниям логопеда можно составлять рассказы по картине, из личного опыта, по опорным словам. Иног­да детям предлагается продолжить рассказ, начатый ло­гопедом. Указания к составлению рассказа даются в на­чале занятия, формулируются кратко, четко; задается примерно три вопроса.

Указания к картине. «Продумайте, что нарисовано на картине, что было с детьми после: куда они шли, что там делали и чем закончилась их прогулка (игра)». К такому занятию подбираются картинки с изображением дейст­вия (дети моют руки, дети обедают, дети лепят, наблю­дают за рыбками и кормят их и пр.), чтобы было легче придумать начало или конец рассказа. Каждый ребенок получает отдельную картинку.

Более трудным вариантом является придумывание различных рассказов к одной картинке, так как дети не должны повторять рассказ товарища. Но и этот вид ра­боты после нескольких упражнений не вызывает у них затруднений в речи.

Указания к составлению рассказа из личного опыта. «Дети, сегодня вы вспомните о зиме (какой однажды был снег, что мы из него делали и чем закончилась наша прогулка) и придумаете рассказы о ней». 130

Указания для Составления конца к рассказу логопе­да. «Дети, сегодня я расскажу только начало рассказа, а конец к нему (как дети заметили, что они заблудились, кто им показал дорогу и как они вернулись домой) вы придумаете сами».

Приводим примеры детских рассказов по картине «Дети моют руки» (Дети придумывали начало рассказа по указаниям.)

Рассказ Саши

Сначала дети гуляли на участке в детском саду. А потом их вос­питательница назначила дежурными. Они пошли мыть руки.

Рассказ Вити На этой картине нарисованы девочка с мальчиком. Они пошли сначала на прогулку, а на участке было грязно. Девочка с мальчи­ком бежали и упали. Им воспитательница сказала, чтобы они пошли в группу, помыли руки и опять пришли гулять.

Рассказ Иры

Мальчик и девочка были на занятии. Они рисовали красками, и руки у них стали очень грязными. Оли пошли мыть руки. Мальчик взял самое румяное, розовое мыло и стал мыть руки, а девочка уже вымыла руки и вытирает их.

Пример детского рассказа из личного опыта, состав­ленного по указаниям логопеда.

Рассказ Светы

Дети вышли на прогулку. Вдруг выдал снег. Саша говорит: «Ре­бята, давайте сделаем снежную бабу». И мы стали делать снежную бабу. Саша скатал большой-большой комок. А в это время Сережа скатал средний комок. Саша стал катать уже маленький комок. А в то время когда Саша катал маленький комок, мы поставили средний комок на большой комок. Потом Саша скатал маленький комок, и мы его поставили на средний комок. Потом мы слепили ручки. У нас по­лучилась очень большая снежная баба. Потом на кухне попросили морковку и вставили ее в маленький комок. Это получился нос у снежной бабы.

Придумывание конца к рассказу логопеда можно проводить по картине и без картины. Когда используется картина, логопед рассказывает о том, что изображено на ней, а дети придумывают, что произошло потом Например, к картине «Змей улетел» в рассказе логопеда говорится о том, как мальчик сделал змея и стал запускать его, но змей зацепился за дерево. Как мальчик снимет змея?

Рассказ Коли:

Мальчик Вова пошел и залез на дерево. Он взял змея, а потом спустился на землю и стал опять запускать змея.

Рассказ Саши:

Мальчик Витя пошел сначала домой. Он взял из сарая лестницу. Пришел и залез на дерево по лестнице. Уцепился за сук и снял змея.

Рассказ Сережи:

Мальчик покачал дерево. Тут подул ветер, и змей упал быстро-быстро. Мальчик очень обрадовался.

Развитие элементарных математиче­ских представлений в четвертом квартале прово­дится в разнообразной практической деятельности. Для закрепления программного материала используются все занятия. Так, во время рисования логопед задает воп­росы:

— Что это нарисовано у твоей собаки?

— Глаз.

— А сколько глаз бывает у собаки?

— Два.

— А почему ты нарисовал один глаз?

— Потому что собака стоит боком и второго глаза не видно.

Занятия по аппликации также можно использовать в плане закрепления счетных операций и упражнения де­тей в рассуждающей речи:

— Как надо сложить бумагу, чтобы вырезать сразу несколько предметов (листьев)?

— Если сложить бумагу один раз, то можно выре­зать сразу два листочка. А если сложить два раза, то получится сразу четыре листочка.

Характернойчертой этого периода обучения является то, что дети свободно пользуются речью различной слож­ности: составляют разнообразные рассказы, рассужда­ют, делают выводы, дают советы и т. д.

В этот период нет существенной разницы в методике проведения занятий по сравнению с массовым детским садом.

* * *

Итак, в результате обучения заикающиеся постепен­но овладевают навыками пользования самостоятельной речью различной сложности: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной.

На начальном этапе дети учатся вслушиваться в речь логопеда, а затем активно отвечают на вопросы одним словом, В ходе такого элементарного общения они учат­ся видеть весь предмет в целом, его составные части, вы­делять характерные признаки, называя при этом в своих ответах цвет, форму, величину предмета и его частей. Такая подготовка является основой для упражнения во фразовых ответах и для построения самостоятельного рассказа по вопросам логопеда, пока еще только описа­тельного характера.

Основные приемы в работе направляются на ограни­чение, точность и логичность ответа, а затем на распрост­ранение предложенияи различное выражение одной и той же мысли.

Наряду с вариативными фразовыми ответами по кон­кретным вопросам логопеда и при наличии наглядной опоры заикающиеся начинают пользоваться речью по представлению. Сначала это единичные ответы на вопро­сы, затем их 'становится все больше. Позже дети учатся вскрывать в своих ответах простейшие причинно-следст­венные связи, что является основой для составления сю­жетного рассказа по вопросам и без вопросов логопеда.

Приемы, применяемыев этот период, способствуют активизации словаря и внутриречевой регуляции, приви­вают умение отбирать речевой материал, быстро пере­ключаться, сознательно работать над речью, оказывают влияние на развитие и гибкость мыслительных процессов.

 

К концу года заикающиеся дети подводятся к такому уровню 'пользования самостоятельной речью, когда они могут рассказать не только о конкретных предметах и действиях, находящихся в момент речи перед их глазами, но и делать выводы, обобщения, придумывать что-то свое, чего нет на картине, рассуждать, пояснять, т. е. ста­новится возможным пользование контекстной речью. Проявление самостоятельности в рассказах, рисунке, лепке, аппликации способствует развитию творческой фантазии.

На данном этапе отмечается богатство и разнообра­зие детских рассказов. Рассказы заикающихся не усту­пают, а порой и превосходят рассказы детей обычного детского сада. В них наблюдается обстоятельность по­вествования, соблюдение логической последовательно­сти, умение детей широко и вариативно пользоваться своим словарным запасом, содержащим большое количе­ство эпитетов, сравнений, сложных слов и т. д.

В этот период, как отмечалось, коррекционное обуче­ние направлено на соблюдение логической последова­тельности передаваемого сюжета, на умение давать до­полнительные пояснения, уточнения.

Изложенная выше коррекционная методика способст­вует нормализации общего и речевого поведения, раз­вивает у детей умение гибко пользоваться речевыми сред­ствами, что является необходимым условием для преодо­ления заикания. Вся эта коррекционная работа осущест­вляется логопедом и воспитателем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.