Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Финансовые результаты деятельности организации и методы их анализа






Сумма полученной прибыли отражает конечные финансовые результаты деятельности любого предприятия. В условиях рыночной экономики получение максимально возможной суммы прибыли является целью любого производства, т. к. прибыль является основным источником пополнения фондов накопления, социальной сфе­ры, инвестиций, пополнения оборотных средств и т. д. В прибыль­ной работе предприятий заинтересовано общество, т. к. имение прибыль обеспечивает платежи в бюджет многих налогов.

Прибыль - это часть чистого дохода, созданного предприятием в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль представляет собой разность между выручкой реализации (после уплаты НДС, акцизов и других отчислений выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.

Одна из основных задач анализа - выявление резервов повышения массы получаемой прибыли и уровня рентабельности как наиболее важных показателей эффективности работы предприятия, ходе анализа дают оценку выполнения плана по прибыли по итогу работы за каждый квартал и в целом за год, определяют положи-тельные и отрицательные факторы, повлиявшие на размеры полученной прибыли, причины их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Анализ структуры прибыли (убытка) позволяет оценить влияние отдельных ее слагаемых на конечный финансовый результат - прибыль (убыток) от деятельности предприятия за отчетный год. Наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия составляет прибыль от реализации, поэтому его снижение будет свидетельствовать о снижении эффективности основной деятельности предприятия. В связи с этим одной из важнейших задач анализа прибыли от реализации является оценка влияния отдельных факторов на ее изменение по сравнению с предыдущим годом.

Углубленному анализу также подлежат те слагаемые прибыли, (убытка) отчетного года, которые составляют значительный удель­ный вес в прибыли (убытке) отчетного года.

Как отмечалось выше, основную часть прибыли предприятие по­лучает от реализации продукции. На объем прибыли от реализации продукции оказывают влияние 6 факторов: объем реализации продукции; ее структура; уровень производственной себестоимости; уровень коммерческих расходов; уровень управленческих расходов; уровень среднереализационных цен.

Прибыль от реализаций продукции имеет прямопропорциональную зависимость от объема реализации: больше продали, продукции - больше получили прибыли; меньше продали - соответственно меньше получили прибыли.

Изменение структуры реализованной продукции может оказы­вать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении доли более рентабельных видов продук­ции в общем объеме ее реализации сумма прибыли возрастает, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции - общая сумма прибыли снизится.

Уровень производственной себестоимости, а также коммерче­ских и управленческих расходов, и прибыли находятся в обратно пропорциональной зависимости: производственная себестоимость или коммерческие и управленческие расходы возросли - прибыль соответственно снижается и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина при­были находятся в прямопропорциональной зависимости: цены воз­росли - соответственно возросла и сумма прибыли и наоборот.

Влияние не только объема произведенной и реализованной продукции, но и ее качество, ассортимент, уровень себестоимости, пени, штрафы и неустойки как уплаченные, так и полученные, различные списания сумм на убытки и т. д.

Информационной базой для анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются данные ф. №2 “Отчет о финансовых результатах”, данные бухгалтерского учета по счету 99, а также результаты анализа других аспектов деятельности предприятия.

Практикой анализа выработаны основные правила (методики) анализа финансовых отчетов, которые можно разделить на четыре типа анализа:

- горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

- трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем; таким образом, тренд есть перспективный прогнозный анализ; анализ финансовых коэффициентов - расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.

Кроме указанных методов существует также сравнительный и факторный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей отчетности фирмы, с показателями дочерних фирм, подразделений, цехов, а также при сопоставлении показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными, с соответствующими показателями прошлых периодов.

Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов.

При анализе финансовых результатов рассчитываются абсолютные отклонения прибыли: Δ П = П1 – П0

где Δ П - изменение прибыли

П1 - прибыль отчетного периода

По - прибыль предыдущего периода

Инструментом анализа абсолютных показателей служат горизонтальный, вертикальный и трендовый методы анализа.

Горизонтальный (временной) анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Обычно здесь используются базисные темпы роста за несколько периодов.

Горизонтальный анализ выполняется по данным Отчета о прибылях и убытках для анализа уровня и динамики финансовых результатов. Для выполнения горизонтального анализа составляют аналитические таблицы.

Большое значение для оценки финансового состояния имеет вертикальный (структурный) анализ, который позволяет судить о финансовом отчете по относительным показателям, что в свою очередь дает возможность определить изменения в структуре финансового результата.

Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса 63

отдельных показателей доходов / расходов и оценке их динамики с тем, чтобы иметь возможность выявлять и прогнозировать структурные изменения.

С помощью относительных показателей строят временные ряды, которые характеризуют изменение показателя финансовых результатов во времени (по отношению к базисному показателю, принятому за 100%).

Переход к относительным показателям делает возможным сравнение показателей различных организаций одной отрасли, а также организаций разных отраслей. Относительные показатели также сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга и на их основе строятся сравнительные аналитические таблицы.

Вариантом горизонтального анализа является трендовый (прогнозный) анализ (анализ тенденций развития), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом показателей предыдущих периодов и определяется тренд, т.е. основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и особенностей функционирования организации в конкретном периоде. Трендовый анализ носит перспективный, прогнозный характер, поскольку позволяет на основе изучения закономерности изменения экономического показателя в прошлом запрогнозировать величину показателя на перспективу.

Все методы экономического анализа можно разделить на две большие группы - качественные и количественные. Качественные методы позволяют на основе анализа сделать выводы о финансовом состоянии организации, уровне его ликвидности и платежеспособности, деловой активности.

Способы и приемы количественного анализа включают такие традиционные методы, как:

- использование абсолютных, относительных и средних величин;

- сравнение (с прошлым, с лучшим, со средними данными);

- группировка;

- индексный метод;

- метод цепных подстановок;

- интегральный метод.

Количественные методы позволяют оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов.

Количественные методы подразделяются на:

- статистические;

- бухгалтерские (метод двойной записи и балансовый метод);

- экономико-математические.

К статистическим методам экономического анализа относятся:

- статистическое наблюдение - запись информации по определенным принципам и с определенными целями;

- расчеты средних величин (средние арифметические простые, взвешенные, геометрические);

- ряды динамики - абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;

- сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;

- сравнение показателей - с конкурентами, с нормативами, в динамике;

- расчет индексов;

- детализация показателей;

- графические методы.

При решении конкретных аналитических задач применяются экономико-математические методы:

- методы элементарной математики;

- классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;

- методы математической статистики, прежде всего, корреляционно- регрессионный анализ;

- эконометрические методы: производственные функции; межотраслевой баланс народного хозяйства; национальное счетоводство;

-методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование; блочное и динамическое программирование;

- методы исследования операций: управление запасами; методы технического износа и замены оборудования; теория игр; теория расписаний; методы экономической кибернетики;

- эвристические методы.

При использовании ЭММ отражение действительности осуществляется с помощью математических моделей - формул.

Типы применяемых моделей:

- кратные модели – модели деления;

- мультипликативные модели – модели умножения;

- аддитивная модель – модель сложения (вычитания).

Так, например, прибыль – это факторная модель аддитивного вида:

Пв = В – С

Пп = Пв - КР – УР

Пб = Пп + %пол. - % упл. + Пр.Д - Пр.Р + ВнД - Вн.Р

Под = Пб - Нал.П

где Пв – валовая прибыль;

Пп – прибыль от продаж;

Пб – прибыль бухгалтерская (до налогообложения);

Под – прибыль от обычной деятельности;

Пч – прибыль чистая;

В – выручка от продаж;

С – себестоимость продукции;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы;

% пол. и % упл. – соответственно % к получению и % к уплате;

Пр.Д и Пр.Р – прочие доходы и расходы;

Нал.П – налог на прибыль;

 

Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на итоговый показатель финансовых результатов. [10]При этом соблюдается следующая последовательность:

- на первом этапе выделяют факторы, определяющие уровень анализируемого показателя;

- на втором этапе устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами;

- на третьем этапе измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя.

Для оценки влияния факторов используются следующие методы:

- дифференциального исчисления;

- индексный;

- цепных подстановок;

- интегральный.

Метод дифференциального исчисления предполагает, что общее приращение результирующего показателя разлагается на слагаемые, где значение каждого из них определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменой, по которой вычислена данная производная. Так называемый неразложимый остаток интерпретируется как логическая ошибка метода дифференцирования и просто отбрасывается. Остальные из перечисленных методов факторного анализа рассматриваются далее в отдельных вопросах.

Наиболее распространенным методом факторного анализа является метод цепных подстановок, сущность которого заключается в том, что в исходную базовую формулу для определения результирующего показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора. Сравнение полученного результата с базовым значением результирующего показателя и позволяет оценить влияние первого фактора. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора; сравнивая полученный результат с предыдущим, определяем влияние второго фактора. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель.

При использовании интегрального метода расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а ошибка вычислений (неразложимый остаток) распределяется между факторами поровну в отличие от метода цепных подстановок, где большая часть такого остатка приходится на последний качественный фактор.[11]

Методика расчета факторных влияний на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги:

1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».

Так как выручка организации - это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавались продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Для расчета выручки в сопоставимых ценах использованы средние индексы потребительских цен. При этом выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах рассчитывается по формуле:

В' = В1 / Иц

где В' - выручка от продажи в сопоставимых ценах;

В1 - выручка от продажи продукции в отчетном периоде;

Иц - индекс цены.

Тогда изменение выручки за счет изменения цены:

Δ В(ц) = В1 В1 / Иц

а изменение выручки за счет изменения реализуемой продукции:

Δ В(к-ва товаров) = В' – Во

1.1. Расчет влияния фактора «Цена».

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы при-были от продажи необходимо сделать следующий расчет:

Δ П(ц) = Δ В(ц) х Рпро / 100

где Рпро - рентабельность продаж в базисном периоде

Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции (товаров)».

Влияние на сумму прибыли от продажи изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:

Δ П(к) = [(В1 – В0) - Δ В(ц)] х Рпро / 100

где Δ П(к) - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «Количество проданной продукции»;

В1 и Во - соответственно, выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах;

Δ В(ц) - изменение выручки от продажи под влиянием цены;

Рпро - рентабельность продаж в базисном периоде.

2. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:

Δ П(с) = В1 х (УС1 – УС0) / 100

где УС1 и УС0 - уровни себестоимости в соответствующих периодах.

3. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы».

Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:

Δ П(КР) = В1 х (УКР1 - УКР0) / 100

где УКР1 и УУКР0 - уровни коммерческих расходов в соответствующих периодах.

4. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы».

Δ П(УР) = В1 х (УУР1 - УУР0) / 100

где УУР1 и УУРо - уровни коммерческих расходов в соответствующих периодах.

Остальные показатели, например, показатели от прочей деятельности, не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В этом случае используются метод балансовой увязки, факторной модели чистой прибыли отчетного периода.

Эти методы используются на всех этапах анализа, который сопровождает формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности организации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.