Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Истоки неприязни







 


Согласно многим психологическим исследованиям, в пер­вую очередь детей привлекает или отталкивает внешность свер­стника. На популярность среди сверстников могут также вли­ять успехи в учебе и спортивные достижения. Особо ценится умение играть в команде. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. Но при этом непринимаемые дети не всегда необщительны и недружелюб­ны. Таковыми их почему-то воспринимают окружающие. Пло­хое к ним отношение постепенно становится причиной соот­ветствующего поведения отвергаемых детей: они начинают нарушать принятые правила, действуют импульсивно и необду­манно.

Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят «выскочек» — тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или де­тей, идущих против класса, например, отказывающихся сбе­жать с урока.

Популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер в своей книге «Практическая психология для подростков»* пи­шет, что часто мы сами бываем виноваты в том, что окружаю­щие навешивают на нас «ярлыки и ценники». До десяти лет он был весьма популярен в классе, но когда родители переехали в другой квартал, Ди пошел в новую школу, где ввязался в дра­ку с самым сильным парнем. На глазах у всей школы он был повержен. «Смертный приговор был вынесен единогласно. Я стал изгоем. И все потому, что поначалу не разобрался в рас­становке сил на площадке».


Кого не любят: портретная галерея

Ниже описаны типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.

«Любимчик»

Еще Януш Корчак* писал, что дети не любят тех сверстни­ков, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют его и берут под свое покровительство и защиту, обрекая на одиночество и ос­корбления со стороны одноклассников, которым не известна причина такого отношения.

Максим, очень способный мальчик, произвел хорошее впечатле­ние на принимавших его в школу педагогов. Но с первого класса начались проблемы с учебой и взаимоотношениями с однокласс­никами. Максим не работал на уроке, мог весь урок рисовать или читать, мама воевала за каждую строчку в домашнем задании. В классе учителя все время должны были стоять над его партой, — лишь тогда мальчик успевал сделать почти все задание. В силу ряда причин (в первую очередь семейных проблем) администра­ция школы мирилась с таким положением дел. Учителя жалели Максима и на многое смотрели «сквозь пальцы». Однако с его особым положением не желали смириться одноклассники. Они не понимали, почему ему разрешают то, чего нельзя им, почему классная руководительница все время защищает его. Они стали дразнить мальчика, не принимали его в свои игры, смеялись над ним, когда он отвечал у доски. «Масла в огонь» подливали и не­которые родители, считавшие своих детей исключительными и возмущавшиеся, что не они, а этот мальчик ходит в любимчиках. Они обсуждали это между собой при детях, ссылались на нацио­нальность ребенка. Постепенно персоной «нон грата» стала и мама Максима, многие даже перестали с ней здороваться.


 


* Снайдер Ди Практическая психология для подростков, или Как i место в жизни. М: АСТ-ПРЕСС, 2000. С. 38-39.


* Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. С. 65.



ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ----------------------

«Прилипала»

Митя был домашним ребенком, единственным в семье. До поступ­ления в школу он не имел опыта общения в коллективе и не умел общаться со сверстниками. В классе он старался привлечь к себе внимание ребенка, хватая его вещи или обнимая объект симпа­тии, не давая ему пошевелиться и причиняя боль. Естественно, ребята стали его избегать, часто случались потасовки: более ак­тивные и независимые пытались отнять у Мити свои вещи, бро­сались защищать тех, с кем он неумело пытался подружиться. Митя стал очень одинок в классе: с ним никто не хотел сидеть за одной партой, его избегали, не брали в команду, отталкивали, над ним смеялись. Я часто видела Митю с мягкой игрушкой в руках. Приходя в мой кабинет, он сразу же бросался обнимать какого-нибудь мягкого зверя, придумывал ему имя и старался не выпус­кать его из рук все занятие. Здороваясь, Митя всегда стремился попасть в поле зрения собеседника, заглядывал в глаза, касался руки, ему было не важно, заняты вы или нет, — ответ требовался немедленно.

Американский психолог Вайолет Оклендер* считает, что подобная назойливость является результатом чувства незащи­щенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки сблизиться, таким образом, отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.

«Шут» или «козел отпущения»

Сема — легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе мальчик. Часто дрался с одноклассниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремился включиться в их игры. От-

* Оклендер В. Окна в Мир ребенка: Руководство по детской психотера­пии. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. С 269.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.