Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проведения референдума 1 страница






 

Статья 32. Право выдвижения кандидатов

 

Комментарий к статье 32

 

1. Комментируемая статья, открывая главу о гарантиях прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума, содержит общие положения о праве выдвижения кандидатов. В пункте 1 данной статьи предусмотрены два способа выдвижения лица в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или ОМСУ:

непосредственное выдвижение кандидатов. Такое выдвижение осуществляется на выборах Президента РФ, главы муниципального образования, а также на выборах в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ, представительный или иной выборный ОМСУ - в части проведения выборов по одномандатным и многомандатным избирательным округам;

выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов. Такое выдвижение осуществляется на выборах в Государственную Думу, законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ, представительный или иной выборный ОМСУ по единому избирательному округу.

В пункте 1 комментируемой статьи также установлено, что выдвижение кандидатов осуществляется в соответствии с комментируемым Законом, иным законом, т.е. в соответствии с Законом о выборах Президента РФ, Законом о выборах депутатов Государственной Думы, законами субъектов РФ.

2 - 3. В положениях п. п. 2 и 3 комментируемой статьи применительно к способам выдвижения кандидатов названы субъекты права выдвижения кандидатов:

кандидатов при их непосредственном выдвижении в соответствии с п. 2 данной статьи вправе выдвигать сами кандидаты, т.е. в порядке самовыдвижения, а также избирательные объединения. Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ этот пункт дополнен положением, предоставляющим региональному законодателю своим законом предусмотреть возможность самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ);

выдвигать кандидатов в составе списка кандидатов (иначе говоря, выдвигать списки кандидатов) согласно п. 3 данной статьи вправе политические партии, имеющие право участвовать в выборах, а также их региональные отделения и иные структурные подразделения, имеющие право участвовать в выборах соответствующего уровня (т.е. не любые избирательные объединения; до внесения Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. N 42-ФЗ изменения в п. 3 комментируемой статьи указывалось на любые избирательные объединения).

Выдвижению кандидатов в порядке самовыдвижения посвящена статья 34 комментируемого Закона, согласно п. 2 которой федеральным законом может быть предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо также создать группу избирателей с определенным числом участников. Однако такие группы избирателей сами по себе субъектами выдвижения кандидатов не являются.

Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утв. Постановлением Президиума ВС России от 16 июня 2010 г. < 228>, из содержания норм п. п. 1 - 3 комментируемой статьи и п. 1 ст. 35 комментируемого Закона следует, что избирательное объединение вправе выдвинуть кандидатов по одномандатным избирательным округам непосредственно и список кандидатов по единому избирательному округу; выдвижение избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным избирательным округам комментируемый Закон не предусматривает.

--------------------------------

< 228> БВС РФ. 2010. N 9.

 

3.1. Пункт 3.1 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, устанавливает гарантию реализации права граждан, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ, представительного органа муниципального образования на тот случай, когда конституцией, уставом, законом субъекта РФ предусмотрено, что в таком органе все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

В этом случае законом субъекта РФ должны быть предусмотрены гарантии реализации права таких граждан РФ, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно этого законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ, представительного органа муниципального образования. В качестве примера установления такой гарантии можно отметить норму закона субъекта РФ, предусматривающую право избирательного объединения выдвигать в составе списка кандидатов по единому избирательному округу лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 26 октября 2005 г. по делу N 16-Г05-15 < 229>).

--------------------------------

< 229> СПС.

 

Гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий, на выборах депутатов Государственной Думы закреплены в ст. 37 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

4 - 6. Положения пунктов 4 и 6 комментируемой статьи устанавливают ограничения на выдвижение кандидатов на должность Президента РФ, главы муниципального образования на конкретных выборах соответствующего должностного лица. Соответственно, указанные в п. п. 4 и 6 данной статьи обстоятельства при проведении последующих выборов пассивное избирательное право данных лиц не ограничивают.

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи и п. 3 ст. 6 Закона о выборах Президента РФ не может быть выдвинут кандидатом на выборах Президента РФ гражданин, замещавший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента РФ в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Данное лицо не может быть выдвинуто кандидатом только на тех выборах, которые назначены в связи с указанными обстоятельствами.

Пункт 5 комментируемой статьи предусматривал ограничения на выдвижение кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ). Этот пункт исключен Федеральным законом от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ, поскольку данное должностное лицо не относилось к выборным. В свою очередь, Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ, которым восстановлена выборность данного должностного лица, в комментируемую статью введены пункты 5.1 - 5.3, регламентирующие ограничения на выдвижение кандидатов на указанную должность. Так, установлено, что не может быть выдвинут кандидатом:

ни в одном субъекте РФ - гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) и отрешенный от этой должности. Запрет действует в течение двух лет со дня вступления в силу указа Президента РФ об отрешении от должности и до дня назначения выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) (п. 5.1);

на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением полномочий в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) ОГВ субъекта РФ, - гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) и досрочно прекративший полномочия (п. 5.2). При этом предусмотрено исключение из данного ограничения (п. 5.3).

Согласно пункту 6 комментируемой статьи не может быть выдвинут кандидатом на выборах главы муниципального образования гражданин, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в т.ч. в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ). Данное лицо не может быть выдвинуто кандидатом только на тех выборах, которые назначены в связи с указанными обстоятельствами.

7. Пункт 7 комментируемой статьи запрещает выдвижение в качестве кандидатов лиц, являющихся депутатами (членами) законодательного (представительного) ОГВ, представительного органа муниципального образования при проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в этом органе. Несоблюдение данного запрета может привести к совмещению одним и тем же лицом двух мандатов в законодательном (представительном) ОГВ, представительном органе муниципального образования. Совмещение одним и тем же лицом двух мандатов в Государственной Думе исключено положениями ст. 89 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, устанавливающими порядок замещения вакантных депутатских мандатов.

8. В пункте 8 комментируемой статьи установлено, что не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

Соответственно, кандидатом может быть выдвинут гражданин, обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, т.е. гражданин, который соответствует требованиям к кандидатам в избираемые на данных выборах должностные лица (Президент РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ), глава муниципального образования) или депутаты (депутаты Государственной Думы, законодательного (представительного) ОГВ субъектов РФ, представительного органа муниципального образования). Речь идет об установленных требованиях к достижению гражданином определенного возраста, к нахождению места жительства гражданина на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории, а также о запрете одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд (см. ст. 4 Закона и комментарий к ней).

Согласно положениям подп. " а" п. 24 и подп. " а" п. 26 ст. 38 комментируемого Закона отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является основанием для отказа избирательной комиссией в регистрации кандидата или для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов соответственно.

9. Пункт 9 комментируемой статьи устанавливает запрет на выдвижение кандидата на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Соответственно, в п. 19 ст. 38 комментируемого Закона установлено, что кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Согласно подп. " м" п. 24 указанной статьи регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Из данных правил предусмотрено исключение: кандидат может быть выдвинут одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов. В частности, такая ситуация была возможна при проведении выборов депутатов Государственной Думы предыдущих созывов на основе смешанной избирательной системы. Как отмечалось в Постановлении КС России от 17 ноября 1998 г. N 26-П, смешанная избирательная система фактически предусматривает две самостоятельные системы получения и распределения депутатских мандатов - мажоритарную и пропорциональную, с заранее установленным количеством депутатских мандатов по той и другой; поскольку возможность баллотироваться по федеральному округу и одновременно по одномандатному округу (т.е. одновременно по мажоритарной и по пропорциональной системе) при условии соблюдения соответствующих процедур выдвижения и регистрации обеспечивается для всех граждан на равных основаниях и поскольку при этом исключается совмещение депутатских мандатов, то в смешанной избирательной системе законодатель вправе допустить такую возможность.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 3 октября 2007 г. по делу N 89-Г07-15 < 230>, право выдвижения одного и того же кандидата на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам комментируемым Законом предоставлено лишь политическим партиям, участвующим в выборах; возможность же кандидата, уже выдвинутого в составе списка от избирательного объединения, выдвигать свою кандидатуру в порядке самовыдвижения на одних и тех же выборах, данным Законом не предусмотрена; следовательно, на одних и тех же выборах кандидат не может использовать свое право на самовыдвижение и одновременно находиться в составе списка кандидатов.

--------------------------------

< 230> СПС.

 

10. В пункте 10 комментируемой статьи установлен запрет на дачу кандидатом согласия на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения, что означает запрет на выдвижение кандидата на одних и тех же выборах несколькими избирательными объединениями. Отсутствие письменного заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу согласно положениям подп. " в" п. 24 и подп. " ж" п. 26 ст. 38 комментируемого Закона является основанием для отказа избирательной комиссией в регистрации кандидата или для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов соответственно. В случае же, если кандидат даст согласие на его выдвижение двум или более избирательным объединениям, наступают последствия, предусмотренные подп. " м" п. 24 или подп. " д" п. 26 ст. 38 данного Закона.

 

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

 

Комментарий к статье 33

 

1. В комментируемой статье определяет общие условия выдвижения кандидатов, которые должны соблюдаться как при непосредственном выдвижении кандидатов (и при самовыдвижении кандидатов, и при выдвижении кандидатов избирательными объединениями), так и при выдвижении кандидатов в составе списка кандидатов.

Пункт 1 данной статьи, устанавливает, что о выдвижении кандидата (кандидатов) избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Уведомление о выдвижении кандидата носит заявительный характер и не нуждается в получении одобрения, разрешения или иного действия со стороны избирательной комиссии. Избирательная комиссия на этапе выдвижения кандидата не вправе принимать решения об отказе в приеме уведомлений о выдвижении кандидата или о приостановлении срока, с которого кандидат считается выдвинутым, либо об установлении иного момента, с которого кандидат считается выдвинутым, так как этот момент четко определен избирательным законодательством. Избирательная комиссия обязана принять уведомление о выдвижении (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 16 марта 2005 г. по делу N 86-Г05-8 < 231>).

--------------------------------

< 231> СПС.

 

2 - 2.2. В пункте 2 комментируемой статьи, изложенном полностью в новой редакции Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ, установлено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Как отмечалось в Определении КС России от 1 апреля 1999 г. N 30-О < 232> в отношении нормы Закона 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав, допускающей регистрацию кандидатов в депутаты только при условии их письменного обязательства сложить в случае избрания полномочия, не совместимые со статусом депутата, данная норма предполагает, что гражданин, пожелавший реализовать конституционное право быть избранным, добровольно принимает условия, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус выборного лица, и выполняет их в соответствии с установленной законом процедурой.

--------------------------------

< 232> СПС.

 

Пункт 2 комментируемой статьи определяет перечень сведений, подлежащих обязательному указанию в таком заявлении. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ в этот перечень включен идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), кроме того, вместо образования предписано указывать сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации. В пункте 11 ст. 38 комментируемого Закона предусмотрена процедура устранения кандидатом, избирательным объединением выявленных избирательной комиссией неполноты сведений о кандидатах и (или) нарушений требований закона к оформлению представленных документов. Последствия несоблюдения требований п. 2 комментируемой статьи установлены в п. п. 24 - 26 указанной статьи.

Согласно разъяснению, данному в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 года, утв. Постановлением Президиума ВС России 7 апреля 2004 г. < 233>, при рассмотрении дела об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата по мотиву представления недостоверных сведений суд должен учитывать конкретные обстоятельства дела; в частности, недостоверные сведения о месте работы, занимаемой должности кандидата, наличии или отсутствии у него высшего образования, орденов, наград, ученой степени должны оцениваться судом с учетом значимости этих сведений для формирования у избирателей мнения о кандидате.

--------------------------------

< 233> БВС РФ. 2004. N 7.

 

В пункте 2 комментируемой статьи также предусмотрено право кандидата указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. До внесения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ изменения устанавливалось, что такой подтверждающий документ должен быть не подписан соответствующим уполномоченным лицом, а официально заверен постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

В пункте 2.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ и изложенном полностью в новой редакции Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ, а затем Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ, установлена обязательность указания в заявлении, подаваемом в избирательную комиссию, сведений о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведений о дате снятия или погашения судимости. Сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с рассматриваемым пунктом, согласно положениям подп. " е" п. 24 и подп. " б" п. 26 ст. 38 комментируемого Закона является основанием для отказа избирательной комиссией в регистрации кандидата или для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов соответственно.

Пункт 2.2 комментируемой статьи устанавливает необходимость приложения к заявлению, подаваемому в избирательную комиссию:

а) копии паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных ЦИК России) или документа, заменяющего паспорт гражданина. При этом указано на возможность установления законом того, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с п. 5 данной статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

б) копий документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Изложенный пункт введен Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ вместо положения п. 2 комментируемой статьи в прежней редакции, предусматривающего, что вместе с заявлением кандидат представляет в избирательную комиссию копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

3 - 3.3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает представление вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию сведений: о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов); об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ данный пункт дополнен положением о том, что кандидат на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. Соответствующим актом является Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ " О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" < 234>, который устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) в т.ч. государственные должности субъектов РФ.

--------------------------------

< 234> www.pravo.gov.ru. 2012. 4 декабря.

 

В приложении 1 к комментируемому Закону приведена форма, по которой в избирательную комиссию представляются сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. Включение в данную форму дополнительных сведений может быть предусмотрено только федеральным законом.

Федеральным законом от 2 апреля 2013 г. N 30-ФЗ в комментируемую статью включен пункт 3.1, предусматривающий в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ, что при проведении выборов в федеральные ОГВ, ОГВ субъектов РФ, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным п. 2 данной статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены:

а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Представляемые сведения должны быть оставлены по форме, предусмотренной указом Президента РФ:

В пункте 3.2 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 2 апреля 2013 г. N 30-ФЗ, предусмотрено установление указом Президента РФ порядка проверки сведений, указанных в п. 3.1 данной статьи.

Таким актом, изданным соответственно как пункту 3.1, так и пункту 3.2 комментируемой статьи, является Указ Президента РФ от 6 июня 2013 г. N 546 < 235>, которым утверждены:

--------------------------------

< 235> www.pravo.gov.ru. 2013. 7 июня.

 

Положение о проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации;

форма справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов;

форма справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.

Пункт 3.3 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 2 апреля 2013 г. N 30-ФЗ и изложенный полностью в новой редакции Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ, обязывает кандидатов при проведении выборов в федеральные ОГВ, ОГВ субъектов РФ, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов (в прежней редакции пункта указывалось, что к моменту регистрации кандидата; уточнение сделано Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 14-ФЗ), закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Такая редакция рассматриваемого пункта закреплена соответственно Федеральному закону от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ " О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" < 236>.

--------------------------------

< 236> www.pravo.gov.ru. 2013. 8 мая.

 

Как отмечено в п. 2 разъяснений по некоторым вопросам применения законодательства, устанавливающего дополнительные требования к лицам, выдвигающимся кандидатами на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов < 237> (выписка из протокола заседания ЦИК России от 3 июля 2013 г. N 180-1-6), согласно ст. 1012 части второй ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, а следовательно, не свидетельствует о выполнении кандидатом возложенной обязанности; при выявлении случаев использования финансовых посредников, а также схем, создающих видимость выполнения возложенной обязанности (мнимая сделка), избирательной комиссии при условии достаточности информации необходимо принимать решение об отказе в регистрации кандидата, исключении из списка кандидатов или обращении в суд об отмене регистрации; в иных случаях избирательной комиссии необходимо обращаться в органы прокуратуры для принятия мер реагирования.

--------------------------------

< 237> Вестник ЦИК России. 2013. N 7.

 

4. Согласно пункту 4 комментируемой статьи освобождаются от обязанности представления сведений о размере и об источниках доходов, а также об имуществе кандидаты на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей (об образовании избирательных округов в соответствии со средней нормой представительства см. ст. 18 Закона и комментарий к ней). При этом законодателю субъекта РФ предоставлено право решить данный вопрос иначе, т.е. обязать таких кандидатов представлять сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.