Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV. Избирательные комиссии, комиссии референдума 7 страница






--------------------------------

< 210> СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2453.

 

В Определении КС России от 1 июня 2010 г. N 840-О-О < 211> отмечено, что положение п. 19 комментируемой статьи не лишает работодателя права на принятие кадровых решений, в т.ч. посредством сокращения численности и штата работников, вводя соответствующее ограничение только в отношении работника, на которого в установленном порядке возложены полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, и тем самым не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя.

--------------------------------

< 211> Вестник ЦИК России. 2010. N 7.

 

20. В пункте 20 комментируемой статьи предусмотрено право кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию.

Данная норма конкретизирована в федеральных законах, регламентирующих выборы в федеральные ОГВ:

в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) каждый кандидат со дня представления документов для регистрации в ЦИК России вправе назначить одного члена ЦИК России с правом совещательного голоса, а после регистрации - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую ИКС РФ, в каждую ТИК и УИК. Там же предусмотрено, что кандидат может поручить назначение члена ТИК и УИК с правом совещательного голоса своему доверенному лицу;

согласно ч. 1 ст. 22 Закона о выборах депутатов Государственной Думы политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, со дня представления в ЦИК России документов для регистрации федерального списка кандидатов вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в ЦИК России, а в случае регистрации федерального списка кандидатов - по одному такому члену избирательной комиссии в каждую ИКС РФ, в каждую ТИК и УИК.

Пункт 20 комментируемой статьи также предусматривает право избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

21. Пункт 21 комментируемой статьи предусматривает право назначить после официального опубликования решения о назначении референдума в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса. Это право предоставлено: инициативной группе по проведению референдума; избирательным объединениям, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) ОГВ, представительном органе муниципального образования соответственно уровню референдума или в законодательном (представительном) органе более высокого уровня; политическим партиям, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным пунктом 17 ст. 35 комментируемого Закона.

Порядок назначения членов комиссий федерального референдума с правом совещательного голоса регламентирован в ст. 27 Закона о референдуме РФ. В частности, инициативная группа по проведению референдума после ее регистрации ЦИК России вправе назначить по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса в ЦИК России, в каждую ИКС РФ, в каждую ТИК, специальную ТИК и УКР. Правом назначать членов специальных ТИК и УКР с правом совещательного голоса после сформирования этих комиссий обладают политические партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе на последних предшествующих референдуму выборах депутатов Государственной Думы.

21.1. В пункте 21.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, определен перечень лиц, которые не могут быть назначены членами комиссий с правом совещательного голоса. Данный перечень во многом совпадает с установленным в п. 1 данной статьи перечнем лиц, которые не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса (см. выше). Следует лишь отметить, что не вполне понятна причина, в силу который законодатель допустил возможность назначения членом комиссии с правом совещательного голоса лица, признанного судом ограниченно дееспособным.

21.2. Пункт 21.2 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, предусматривает, что члены комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные на то соответствующими комиссиями, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ. В качестве примера наделениями указанными полномочиями можно назвать Постановление ЦИК России от 25 сентября 2007 г. N 31/220-5 " О наделении членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях" < 212>.

--------------------------------

< 212> Вестник ЦИК России. 2007. N 13.

 

В пункте 1 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ < 213>) предусмотрено, что члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3 - 5.5, 5.8 - 5.10, 5.12, 5.15, 5.17 - 5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56 данного Кодекса.

--------------------------------

< 213> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 1.

 

22. В соответствии с п. 22 комментируемой статьи член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением тех прав, которые прямо перечислены в п. 22 данной статьи и, соответственно, предопределяют различия в объемах полномочий члена комиссии с правом совещательного голоса и члена комиссии с правом решающего голоса. В то же время член комиссии с правом совещательного голоса не может быть лишен возможности присутствовать при совершении тех действий, которые вправе осуществлять только члены комиссии с правом решающего голоса.

23. Пункт 23 комментируемой статьи устанавливает перечень прав, которыми обладает как член комиссии с правом решающего голоса, так и член комиссии с правом совещательного голоса. Как отмечалось в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 27 марта 2004 г. по делу N 6-Г04-8 < 214>, норма подп. " г" данного пункта не ставит соблюдение права члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса на получение копий документов, поступивших в избирательную комиссию и непосредственно связанных с выборами, в зависимость от того, затрагиваются ли в таком случае права кандидата в депутаты либо самого члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, который копии таких документов запрашивает.

--------------------------------

< 214> СПС.

 

В Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 29 марта 2004 г. по делу N 61-Г04-3 < 215> указано, что по смыслу комментируемой статьи член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать действия избирательной комиссии (подп. " е" п. 23) лишь в связи с реализацией принадлежащих ему прав как члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса, то есть вправе обратиться в суд с заявлением за защитой только своих прав как члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса (ст. ст. 3 и 4 ГПК РФ); однако по смыслу указанной статьи член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать действия избирательной комиссии; таким образом, с учетом указанных требований закона, при решении вопроса о том, имеются ли основания для принятия заявления, судья должен проверить затрагивают ли непосредственно права участника избирательной кампании обжалуемые действия избирательной комиссии.

--------------------------------

< 215> СПС.

 

24. В соответствии с положениями п. 24 комментируемой статьи определяются сроки полномочий членов комиссий. Согласно данному пункту в избирательной комиссии, действующей на постоянной основе: срок полномочий членов с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, или избирательными объединениями, указанными в этом пункте; срок полномочий остальных членов с правом совещательного голоса истекает в день окончания соответствующей избирательной кампании.

В избирательной комиссии, действующей не на постоянной основе, срок полномочий как членов с правом решающего голоса, так и членов с правом совещательного голоса истекает в день прекращения полномочий этих комиссий.

В комиссиях референдума срок полномочий членов с правом совещательного голоса истекает также в день прекращения полномочий этих комиссий.

В том случае, если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению в регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, то полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.

25. Пункт 25 комментируемой статьи распространяет осуществление полномочий члена комиссии с правом совещательного голоса на все выборы и референдумы, в проведении которых принимает участие данная комиссия. Разумеется, при этом член комиссии с правом совещательного голоса обладает такими правами только в период, на который распространяются его полномочия.

26. В пункте 26 комментируемой статьи предусмотрена возможность досрочного прекращения полномочий члена комиссии с правом совещательного голоса по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии. При этом данные лицо или орган вправе передать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса другому лицу.

27. Пункт 27 комментируемой статьи предусматривает сохранение за кандидатами, которые были избраны, а также за избирательными объединениями, указанными в данном пункте, в течение срока полномочий депутата, должностного лица права назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в т.ч. вместо выбывших. Данная норма конкретизирована в федеральных законах, регламентирующих выборы в федеральные ОГВ:

согласно пункту 5 ст. 16 Закона о выборах Президента РФ за кандидатом, избранным на должность Президента РФ, в течение срока его полномочий сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в т.ч. вместо выбывших;

в соответствии с ч. 7 ст. 22 Закона о выборах депутатов Государственной Думы (в ред. Федерального закона от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ) за политическими партиями, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов по результатам данных выборов депутатов Государственной Думы, в течение срока полномочий Государственной Думы соответствующего созыва сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в т.ч. вместо выбывших.

 

Статья 30. Гласность в деятельности комиссий

 

Комментарий к статье 30

 

1. Комментируемая статья содержит регулирование, целью которого является обеспечение гласности в деятельности комиссий. Это регулирование закреплено в рамках наполнения содержанием такого одного из основных принципов проведения в России выборов и референдума, названного в п. 5 ст. 3 комментируемого Закона, как открытость и гласность деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума. Свободное, открытое и гласное обсуждение и решение вопросов, входящих в компетенцию комиссий, наряду с коллегиальностью являются основой осуществления деятельности комиссий. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, а гарантией надлежащего исполнения ими своих обязанностей является гласность в их деятельности и объективное подтверждение принимаемых решений, позволяющее проводить их судебную проверку.

Пункт 1 комментируемой статьи определяет перечень лиц, которые вправе присутствовать на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования. В частности, это: члены вышестоящих комиссий как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса, а также работники аппаратов вышестоящих комиссий; кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума; представители СМИ.

Как установлено данным пунктом, для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, первым двум из указанных групп лиц дополнительное (специальное) разрешение не требуется. Полномочия членов вышестоящих комиссий и работников их аппаратов подтверждаются соответствующими удостоверениями члена комиссии или работника аппарата комиссии, полномочия зарегистрированного кандидата - удостоверением о регистрации, полномочия уполномоченного представителя - документом, принятым полномочным органом избирательного объединения, полномочия доверенного лица - удостоверением, полученным в избирательной комиссии, полномочия члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума - соответствующим решением инициативной группы. Разумеется, при необходимости может потребоваться паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина.

С правом указанных лиц присутствовать на заседаниях комиссии, а также при работе комиссии с избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, корреспондирует установленная в п. 1 комментируемой статьи обязанность комиссии оповещать и предоставлять возможность свободного доступа этих лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными документами.

В отношении представителей СМИ не указано, что им не требуется дополнительное (специальное) разрешение на присутствие на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума. В частности, на заседаниях ЦИК России и при работе с протоколами об итогах голосования на выборах, референдуме вправе присутствовать только те представители СМИ, которые аккредитованы при ЦИК России (ст. 33 Регламента ЦИК России).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС России от 4 февраля 2014 г. N 223-О < 216>, положение п. 1 комментируемой статьи - в нормативном единстве с предписаниями комментируемого Закона о гарантиях избирательных прав граждан, в т.ч. участвующих в выборах в качестве кандидатов (п. п. 3 и 4 ст. 20, п. п. 1.1 и 6 ст. 38, п. 1 ст. 39, п. 12 ст. 75, п. 6 ст. 76), - не исключает присутствия выдвинутого кандидата и его доверенных лиц на заседании избирательной комиссии при рассмотрении вопроса о регистрации этого кандидата.

--------------------------------

< 216> www.pravo.gov.ru. 2014. 28 февраля.

 

2. Установленное в п. 2 комментируемой статьи требование об обязательности опубликования (обнародования) решений комиссий, непосредственно связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, основано на закрепленном в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ положении о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Указанные в п. 2 комментируемой статьи решения комиссий далеко не всегда являются именно нормативными правовыми актами, но в любом случае правовыми актами, затрагивающими избирательные права, право на участие в референдуме.

Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, могут быть либо опубликованы в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях (о понятиях указанных печатных изданий см. ст. 47 Закона) либо доведены до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а именно: размещены на стендах для всеобщего обозрения, на сайтах соответствующих комиссий в сети Интернет и т.д. В качестве примера следует отметить, что Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 12 марта 2004 г. по делу N 11-Г04-8 < 217>, в котором признано соответствующим требованию п. 2 комментируемой статьи доведение до сведения избирателей решения комиссии на стенде в здании этой комиссии. Решения комиссий также могут быть переданы в иные СМИ.

--------------------------------

< 217> СПС.

 

Объем и сроки опубликования (обнародования) решений комиссий, непосредственно связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, устанавливаются законодательством. В частности, в ст. 72 комментируемого Закона установлен порядок опубликования и обнародования итогов голосования и результатов выборов, референдума.

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 133-ФЗ в п. 2 комментируемой статьи включено положение, запрещающее при опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий публиковать ряд персональных данных о кандидатах.

3. Пункт 3 комментируемой статьи предоставляет право лицам, указанным в п. 1 данной статьи, а также наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям присутствовать на избирательных участках, участках референдума: с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования; при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

4. В пункте 4 комментируемой статьи определены субъекты, имеющие право назначать наблюдателей, а также установлены требования к лицам, назначаемым в качестве наблюдателей. При проведении выборов наблюдателей назначаются зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Данный пункт допускает, что законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. Согласно положениям п. 8 ст. 23 Закона о выборах Президента РФ, ч. 1 ст. 30 Закона о выборах депутатов Государственной Думы при проведении федеральных выборов такая возможность не предусмотрена. В то же время такая возможность может быть предусмотрена законами субъектов РФ, регламентирующими выборы регионального и местного уровней.

Как установлено в рассматриваемом пункте, при проведении референдума наблюдатель назначается инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. При проведении федерального референдума согласно ч. 1 ст. 36 Закона о референдуме РФ наблюдателей вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с федеральным законом, а также инициативные агитационные группы; в пределах территории субъекта РФ, муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее межрегиональное, региональное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке; в пределах территории муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее местное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке.

В пункте 4 комментируемой статьи также указаны лица, которые не могут быть назначены наблюдателями. Разумеется, не может быть назначен наблюдателем не обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Соответствующие требования прямо закреплены в положениях ч. 2 ст. 36 Закона о референдуме РФ, п. 8 ст. 23 Закона о выборах Президента РФ, ч. 2 ст. 30 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

5. Пункт 5 комментируемой статьи обязывает соответствующие уполномоченные на то органы обеспечить всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в п. 1 данной статьи, наблюдателям доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, ЗАТО, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума. Следует отметить, что в рассматриваемом пункте не говорится о необходимости обеспечения доступа в помещение участковой комиссии, сформированной на указанных участках, а также в помещение для голосования на этом участке, иностранным (международным) наблюдателям.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям предоставлено право присутствовать в иных, нежели участковых, комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума. Положение данного пункта детализировано в соответствующих положениях ст. ст. 65, 69 - 72 комментируемого Закона.

7. Пункт 7 комментируемой статьи определяет требования к удостоверению полномочий наблюдателя:

полномочия наблюдателя удостоверяются в письменной форме путем оформления направления. Направление наблюдателю выдает субъект, его назначивший (от имени зарегистрированного кандидата направление наблюдателю вправе выдать доверенное лицо этого кандидата);

в направлении указываются сведения по перечню, установленному в данном пункте. В отношении самого наблюдателя в направлении должны быть указаны только его фамилия, имя и отчество, адрес места жительства, а также сделана запись об отсутствии установленных в п. 4 комментируемой статьи ограничений;

направление подписывается лицом, его выдавшим, т.е. уполномоченным лицом общественного объединения (в этом случае требуется проставление печати), уполномоченным лицом инициативной группой по проведению референдума, кандидатом, его доверенным лицом (в этих случаях проставление печати не требуется);

направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

8. Согласно пункту 8 комментируемой статьи направление, выданное наблюдателю и подтверждающее его полномочия, предъявляется в соответствующую комиссию в период, в который наблюдатель вправе присутствовать при осуществлении комиссией соответствующих действий.

Субъекты, имеющие право назначать наблюдателей, вправе назначить в каждую участковую комиссию несколько наблюдателей. Однако в целях недопущения дезорганизации деятельности комиссий в данном пункте установлено, что одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, не допускается. Соответственно, наблюдатели, представляющие интересы одного субъекта вправе осуществлять свои полномочия в помещении комиссии, помещении для голосования только поочередно.

Пункт 8 комментируемой статьи также устанавливает запрет на установление каких-либо иных, кроме установленных комментируемым Законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.

9. В пункте 9 комментируемой статьи предусмотрен перечень прав наблюдателей. Данные права подразумевают наличие корреспондирующих с ними обязанностей соответствующих комиссий, которые закреплены в иных положениях комментируемого Закона. Право наблюдателей на обращение в вышестоящую комиссию, ИКС РФ, ЦИК России или в суд с жалобами на решения и действия (бездействие) комиссии, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, предусмотрено в п. 10 ст. 75 комментируемого Закона.

Следует подчеркнуть, что перечень прав наблюдателей сформулирован как исчерпывающий. Как отмечалось в Определении КС России от 20 ноября 1998 г. N 163-О < 218>, в Законе 1997 г. о гарантиях избирательных прав не содержится положений о праве наблюдателей требовать от членов избирательных комиссий предъявления паспортов для удостоверения их личности и полномочий, как и об обязанности членов избирательных комиссий предъявлять наблюдателям свои паспорта. Это относится и к комментируемому Закону.

--------------------------------

< 218> СПС.

 

Постановлением КС России от 22 апреля 2013 г. N 8-П < 219> взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, подп. " з" п. 9 комментируемой статьи, п. 10 ст. 75, п. п. 2 и 3 ст. 77 комментируемого Закона, ч. ч. 4 и 5 ст. 92 Закона о выборах депутатов Государственной Думы признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой эти законоположения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предусматривают право избирателей на обращение в суд за защитой своих избирательных прав в связи с состоявшимся голосованием, право наблюдателей от политических партий на обжалование в суд решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, нарушающих права непосредственно самих наблюдателей, и право регионального отделения политической партии на обращение в суд с заявлением о защите своих избирательных прав и о защите прав и законных интересов самой политической партии в случае, если это допускается уставом политической партии, - независимо от уровня выборов и непосредственного участия в них данного регионального отделения политической партии.

--------------------------------

< 219> www.pravo.gov.ru. 2013. 24 апреля.

 

10. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает перечень действий, которые наблюдателю совершать запрещено. Это перечень сформулирован как исчерпывающий. Правовые последствия совершения наблюдателем действий, запрещенных данным пунктом, предусмотрены в п. 12 ст. 64 комментируемого Закона - немедленное удаление из помещения для голосования.

11. В пункте 11 комментируемой статьи определен закрытый перечень прав представителей СМИ, принимающих участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума. Данные права подразумевают наличие корреспондирующих с ними обязанностей соответствующих комиссий.

Следует отметить, что общие права журналиста предусмотрены в ст. 47 Закона о СМИ. В статье 49 названного Закона установлены обязанности журналиста, в т.ч. в п. 9 (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ < 220>) указано, что журналист обязан предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

--------------------------------

< 220> СЗ РФ. 2003. N 27. Ч. II. Ст. 2708.

 

Право представителей СМИ присутствовать на всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума предусмотрено в п. 1 комментируемой статьи в качестве одной из составляющих принципа гласности в деятельности комиссий.

12. Пункт 12 комментируемой статьи устанавливает порядок заверения копий протоколов и иных документов комиссий: заверение уполномочен производить председатель, заместитель председателя или секретарь соответствующей комиссии; на копии делается запись: " Верно" или " Копия верна", запись заверяется подписью, указываются фамилия и инициалы заверяющего копию, дата и время заверения копии и проставляется печать соответствующей комиссии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.