Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суды общей юрисдикции (п. 8).






Признание судом гражданина судом недееспособным, а также гражданина, ранее признанного судом недееспособным, дееспособным предусмотрено в п. 1 ст. 29 части первой ГК РФ. Порядок рассмотрения дел такой категории определен главой 31 данного Кодекса. Исходя из подсудности, определенной УПК РФ, а также учитывая систему судов общей юрисдикции, определенную в ст. 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ " О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" < 113>, в п. 8 комментируемой статьи речь идет о районных судах, городских судах, межрайонных судах, а также соответствующих военных судах - гарнизонных военных судах. Следует отметить, что в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года, утв. Постановлением Президиума ВС России от 23 ноября 2005 г. < 114>, обращалось внимание судов общей юрисдикции на обязанность, предусмотренную в п. 8 комментируемой статьи.

--------------------------------

< 113> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 898.

< 114> БВС РФ. 2006. N 3.

 

Обязанности, предусмотренные в п. п. 5 - 8 комментируемой статьи, более детально регламентированы в п. п. 2.7 - 2.13 Положения о Государственной системе регистрации избирателей (в ред. Постановления ЦИК России от 19 февраля 2014 г. N 218/1416-6 < 115>):

--------------------------------

< 115> Вестник ЦИК России. 2014. N 2.

 

органы регистрационного учета, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина на территории РФ, не реже чем один раз в месяц представляют главе местной администрации, главе администрации г. Байконур по месту своего нахождения по установленной в приложении форме N 1.1риур, а также в виде электронного файла в формате согласно приложению N 15 следующие сведения: о фактах сдачи паспорта лицами, у которых прекратилось гражданство РФ; о фактах регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства (в отношении вынужденных переселенцев - по месту пребывания) граждан, имеющих паспорт. Если место жительства гражданина находится на территории иного муниципального образования, иного субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта РФ, в которую поступили указанные выше сведения в соответствии с п. 2.14 названного Положения, передает их по месту жительства гражданина с использованием ГАС " Выборы" в соответствии с регламентом использования подсистемы " Регистр избирателей, участников референдума ГАС " Выборы" (обозначается по тексту как " регламент") (п. 2.7). Соответствующим документом является Регламент применения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации " Выборы" для решения задач, связанных с регистрацией (учетом) избирателей, участников референдума в Российской Федерации", утв. Постановлением ЦИК России от 28 февраля 2006 г. N 172/1112-4 (см. комментарий к ст. 74 Закона);

органы записи актов гражданского состояния не реже чем один раз в месяц представляют сведения о государственной регистрации смерти граждан, достигших возраста 14 лет (в т.ч. в связи с вступившим в законную силу решением суда об установлении факта смерти или об объявлении гражданина умершим, а также внесением изменений в запись акта о смерти в связи с установлением личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица), главе местной администрации, главе администрации города Байконура по месту своего нахождения по форме N 1.2риур (приложение N 2 к названному Положению) в форме документа на бумажном носителе. Орган записи актов гражданского состояния по согласованию с главой местной администрации может представлять сведения в форме электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом органа записи актов гражданского состояния усиленной квалифицированной электронной подписью. Если место жительства гражданина находилось на территории иного муниципального образования, иного субъекта РФ, ИКС РФ, в которую поступили указанные выше сведения в соответствии с п. 2.14 названного Положения, передает их по месту жительства гражданина с использованием ГАС " Выборы" в соответствии с регламентом (п. 2.8);

органы, осуществляющие воинский учет, не реже чем один раз в три месяца (в т.ч. по завершении призыва) сообщают о гражданах, призванных на военную службу, поступивших в военные учебные заведения, главе местной администрации по месту жительства гражданина по установленной в приложении форме N 1.3риур. Если место жительства гражданина до призыва на военную службу находилось на территории иного муниципального образования, иного субъекта РФ, сведения передаются в ИКС РФ по месту расположения военного комиссариата для последующей передачи главе местной администрации по месту жительства гражданина с использованием ГАС " Выборы" в соответствии с регламентом (п. 2.9);

органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы не реже чем один раз в три месяца сообщают о совершеннолетних гражданах, поступивших отбывать наказание в виде лишения свободы по приговору суда, и о гражданах, достигших 18-летнего возраста в период отбывания наказания, главе местной администрации по месту жительства гражданина до его осуждения по установленной в приложении форме N 1.4риур. Если место жительства гражданина до поступления в место лишения свободы находилось на территории иного муниципального образования, иного субъекта РФ, сведения передаются в ИКС РФ по месту расположения органа (учреждения) уголовно-исполнительной системы для последующей передачи главе местной администрации по месту жительства гражданина с использованием ГАС " Выборы" в соответствии с регламентом (п. 2.10);

суд, приняв решение о признании гражданина недееспособным, а также решение о признании дееспособным гражданина, ранее признанного судом недееспособным, сообщает о принятом решении главе местной администрации, главе администрации г. Байконур по месту жительства гражданина по установленной в приложении форме N 1.5риур. Если место жительства гражданина находится на территории иного муниципального образования, иного субъекта РФ, ИКС РФ, в которую поступили указанные выше сведения, в соответствии с п. 2.14 названного Положения передает их по месту жительства гражданина с использованием ГАС " Выборы" в соответствии с регламентом (п. 2.11);

сроки представления сведений органами, указанными в п. п. 2.7 - 2.9 названного Положения, вид информационного носителя определяются решением высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ по согласованию с руководителями соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, а в случае, предусмотренном пунктом 2.8 названного Положения, - по согласованию с главой соответствующей местной администрации и органом записи актов гражданского состояния. В решении высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ могут быть установлены сокращенные сроки представления сведений, в том числе в период избирательной кампании, кампании референдума, проводимых на соответствующей территории (п. 2.12);

порядок предоставления сведений органами (учреждениями) уголовно-исполнительной системы определяется ИКС РФ совместно с главным управлением (управлением) ФСИН России по субъекту РФ (п. 2.13).

9. Пункт 9 комментируемой статьи обязывает должностное лицо, на которое в соответствии с п. 2 данной статьи возложено осуществление регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования (за исключением территории расположения воинских частей), передавать сведения, указанные в п. п. 5 - 8 данной статьи, не реже чем один раз в месяц в ИКС РФ для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.

Формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума регламентировано нормами разд. 3 Положения о системе регистрации избирателей (обозначается по тексту как " регистр"), которыми (в ред. Постановления ЦИК России от 22 декабря 2010 г. N 232/1517-5 < 116>), наряду с прочим, установлено следующее:

--------------------------------

< 116> Вестник ЦИК России. 2011. N 1.

 

ЦИК России совместно с ИКС РФ формирует и ведет регистр. Формирование и ведение регистра обеспечивают Федеральный центр информатизации при ЦИК России, информационные центры ИКС РФ, системные администраторы комплексов средств автоматизации (обозначаются по тексту как " КСА") избирательных комиссий городских округов, имеющих территориальное деление (обозначаются по тексту как " КСА ИКМО");

для целей формирования и ведения регистра на основании сведений, поступающих в ИКС РФ в соответствии с п. п. 5 - 8 комментируемой статьи, создается база данных;

база данных создается и актуализируется посредством КСА ТИК, КСА ИКМО, ИКС РФ и ЦИК России ГАС " Выборы";

сведения о гражданах вводятся в базу данных в порядке, предусмотренном регламентом;

изменения соответствующего территориального фрагмента базы данных передаются на КСА ИКМО, КСА ИКС РФ ГАС " Выборы" в порядке и сроки, предусмотренные регламентом, но не реже чем один раз в три месяца;

изменения соответствующего регионального фрагмента базы данных передаются ИКС РФ на КСА ЦИК ГАС " Выборы" в порядке и сроки, предусмотренные регламентом, но не реже чем один раз в три месяца.

10 - 11. В пункте 10 комментируемой статьи установлено, что регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта РФ, в России и за пределами территории РФ избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС " Выборы".

При этом в п. 11 данной статьи федеральный законодатель делегировал ЦИК России полномочие по изданию положения о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которым устанавливается порядок регистрации (учета) избирателей, участников референдума, установления численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.

Соответствующим актом является Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, которое утверждено в первоначальной редакции Постановлением ЦИК России от 6 ноября 1997 г. N 134/973-II " О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации" и полностью в новой редакции - Постановлениями ЦИК России от 29 апреля 2003 г. N 5/37-4 и от 29 декабря 2005 г. N 164/1084-4 (в настоящем комментарии обозначается как Положение о Государственной системе регистрации избирателей).

Регистрация и установление численности избирателей, участников референдума регламентировано нормами разд. 4 Положения о Государственной системе регистрации избирателей. Как установлено в п. 4.10 названного Положения (в ред. Постановления ЦИК России от 22 декабря 2010 г. N 232/1517-5), не позднее 10 февраля и 10 августа каждого года ЦИК России на основании сведений, представленных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных ОГВ) субъекта РФ и председателями ИКС РФ, а также МИД России и главой администрации г. Байконур, устанавливает общую численность избирателей, участников референдума РФ по состоянию на 1 января и 1 июля. Там же предусмотрено, что сведения об общей численности избирателей, участников референдума РФ публикуются в журнале " Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и размещаются на сайте ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет (адрес сайта https://www.cikrf.ru).

12. Пункт 12 комментируемой статьи предусматривает права избирателя, участника референдума на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в т.ч. к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также на получение информации о том, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами, муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ " О персональных данных" < 117>. Согласно определению, данному в п. 1 ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ < 118>), персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

--------------------------------

< 117> СЗ РФ. 2005. N 52. Ч. I. Ст. 5573.

< 118> СЗ РФ. 2011. N 31. Ст. 4701.

 

Постановлением ЦИК России от 3 ноября 2003 г. N 49/463-4 < 119> утверждены Перечень персональных данных и иной конфиденциальной информации, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации " Выборы", и Инструкция по организации доступа к персональным данным и иной конфиденциальной информации, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации " Выборы".

--------------------------------

< 119> СПС.

 

Статья 17. Составление списков избирателей, участников референдума

 

Комментарий к статье 17

 

1. В комментируемой статье закреплена одна из ключевых гарантий реализации избирательных прав, права на участие в референдуме - составление списков избирателей, участников референдума. Как отмечалось в Постановлении КС России от 24 ноября 1995 г. N 14-П < 120>, вопрос о признании за гражданином права быть включенным в список избирателей по своему значению относится к числу конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим выражением власти народа (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ), а также с вытекающим из этого положения принципом всеобщности избирательного права.

--------------------------------

< 120> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4692.

 

В качестве целей составления списков избирателей, участников референдума в п. 1 комментируемой статьи определено обеспечение реализации прав избирателей, участников референдума. Составляются списки избирателей, участников референдума согласно данному пункту соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума. Основой для составления данных списков являются сведения, полученные с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума (о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума см. комментарий к ст. 16 Закона).

Требования комментируемой статьи детализированы в соответствующих инструкциях ЦИК России. Так, Постановлением ЦИК России утверждена Инструкция о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации < 121>.

--------------------------------

< 121> Вестник ЦИК России. 2011. N 11.

 

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет гарантию включения в списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума всех граждан, обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, т.е. граждан, достигших на день голосования возраста 18 лет, не признанных судом недееспособными и не содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. При этом следует учитывать положения п. 4 ст. 4 комментируемого Закона о предоставлении гражданам активного избирательного права, согласно которым по общему правилу активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (см. указанную статью и комментарий к ней).

3. В пункте 10 ст. 4 комментируемого Закона предусмотрена возможность предоставления на основании международного договора Российской Федерации иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, прав участвовать в выборах в ОМСУ, в местном референдуме. Соответственно, в п. 3 комментируемой статьи предусмотрено включение в этих случаях иностранных граждан, достигших на день голосования возраста 18 лет, не признанных судом недееспособными и не содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда в соответствующие списки избирателей, участников референдума.

4. Как установлено в п. 4 комментируемой статьи, основанием для включения гражданина в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является либо факт нахождения места жительства гражданина на территории данного избирательного участка, участка референдума, либо наличие у гражданина открепительного удостоверения (об открепительном удостоверении см. ст. 62 Закона).

Основанием для включения гражданина в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума согласно рассматриваемому пункту может также являться факт временного пребывания гражданина на территории данного избирательного участка, участка референдума. Однако данные случаи должны быть предусмотрены комментируемым Законом либо иными законами, в т.ч. федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ. Непосредственно в ст. 16 комментируемого Закона предусмотрено, что факт временного пребывания вынужденных переселенцев является основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования. В качестве примера следует отметить, что Определением ВС России Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 15 февраля 2006 г. по делу N 24-Г06-1 < 122> признано не противоречащим федеральному законодательству положение Закона субъекта РФ о внесении избирателя в список избирателей по месту его временного пребывания, а именно в общежитии по месту нахождения образовательного учреждения, в котором избиратель обучается по очной форме обучения. В то же время в Определении ВС России Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 4 апреля 2007 г. по делу N 90-Г07-5 < 123> в отношении студентов медицинского училища (но не общежития) отмечалось, что ни комментируемым Законом, ни каким-либо иным федеральным законом факт временного пребывания студентов в качестве основания для их включения в списки избирателей по месту такого пребывания не предусмотрен.

--------------------------------

< 122> СПС.

< 123> СПС.

 

Понятия " место пребывания" и " место жительства" определены в ст. 2 Закона РФ " О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ < 124>):

--------------------------------

< 124> www.pravo.gov.ru. 2013. 23 декабря.

 

место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;

место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Как отмечено в упоминавшемся выше Постановлении КС России от 24 ноября 1995 г. N 14-П, из ст. 2 указанного Закона РФ следует, что под " местом пребывания" и " местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан РФ по месту пребывания и месту жительства; при этом " место жительства" может означать как " постоянное проживание", так и " преимущественное проживание" и, согласно Закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Исходя из данной правовой позиции законодатель отказался от формулировки " факт постоянного или преимущественного проживания", использованной в Законе 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав в качестве установления основания для включения гражданина в список избирателей, участников референдума.

По общему правилу, закрепленному в п. 4 комментируемой статьи, факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в соответствии с законодательством (об органах регистрационного учета см. комментарий к ст. 16 Закона). В пункте 3 ст. 16 комментируемого Закона предусмотрено, что факт нахождения места жительства избирателей, участников референдума в пределах расположения воинской части устанавливается на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части. Согласно пункту 4 указанной статьи факт постоянного проживания на территории иностранного государства или нахождения в длительной заграничной командировке на территории соответствующего иностранного государства избирателей, участников референдума устанавливается дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями. Иными законами, в т.ч. федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ могут быть предусмотрены случаи, в которых факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в ОМСУ, на местном референдуме военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории соответствующего муниципального образования.

В целях реализации данной нормы в п. 2.9 Положения о Государственной системе регистрации избирателей предусмотрено, что в случае, если место жительства гражданина до призыва на военную службу находилось на территории иного муниципального образования, иного субъекта РФ, сведения передаются в ИКС РФ по месту расположения военного комиссариата для последующей передачи главе местной администрации по месту жительства гражданина с использованием ГАС " Выборы" в соответствии с регламентом.

6. Пункт 6 комментируемой статьи возлагает обязанности по формированию и уточнению сведений об избирателях, участниках референдума на тех же должностных лиц, на которых в соответствии со ст. 16 комментируемого Закона возложены обязанности осуществления регистрации (учета) избирателей, участников референдума:

в отношении избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования (за исключением территории расположения воинских частей), - на главу местной администрации или руководителя территориального органа исполнительной власти города федерального значения (если это предусмотрено законом г. Москвы или г. Санкт-Петербурга);

в отношении избирателей, участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, как на территории РФ, так и за ее пределами, - на командира воинской части;

в отношении избирателей, участников референдума, проживающих за пределами России или находящихся в длительных заграничных командировках (не менее трех месяцев), за исключением мест расположения российских воинских частей, - на руководителя дипломатического представительства, консульского учреждения.

В соответствии с п. 6 комментируемой статьи указанные должностные лица и органы направляют сведения об избирателях, участниках референдума: в ТИК (ИКМО); при отсутствии ТИК (ИКМО) - в ОИК; в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.

Представление сведений об избирателях, участниках референдума в соответствующие участковые комиссии сразу после их сформирования (в случае, если список участников референдума, избирателей составляется участковой комиссией) предусмотрено, в частности, в ч. 8 ст. 42 Закона о референдуме РФ, п. 7 ст. 26 Закона о выборах Президента РФ, ч. 8 ст. 15 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

Как отмечено в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 27 октября 2004 г. по делу N 55-Г04-16 < 125>, срок направления сведений о зарегистрированных избирателях в ТИК нормой п. 6 комментируемой статьи не предусмотрен, но комментируемый Закон не содержит запрета на установление законом субъекта РФ конечного срока направления сведений о зарегистрированных избирателях в ТИК как дополнительной гарантии, обеспечивающей своевременность действий уполномоченных органов или уполномоченных должностных лиц.

--------------------------------

< 125> СПС.

 

7. В пункте 7 комментируемой статьи в качестве общего правила закреплено, что списки избирателей, участников референдума составляются соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума. Основанием для составления списков избирателей, участников референдума являются сведения об избирателях, участниках референдума, представляемые в соответствии с п. 6 данной статьи уполномоченными на то органами и должностными лицами. При составлении списков избирателей, участников референдума может использоваться ГАС " Выборы". В пункте 5.2 Положения о Государственной системе регистрации избирателей (в ред. Постановления ЦИК России от 19 ноября 2008 г. N 138/1017-5 < 126>) предусмотрено, что при подготовке списков избирателей, участников референдума используются сведения об избирателях, участниках референдума, содержащиеся в Регистре избирателей, участников референдума, который формирует и ведет ЦИК России совместно с ИКС РФ.

--------------------------------

< 126> Вестник ЦИК России. 2008. N 12.

 

7.1. Пункт 7.1 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, указывает на ответственность лиц, представляющих сведения об избирателях, участниках референдума, за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления. Об ответственности за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах см. ст. 79 Закона и комментарий к ней.

8 - 9. В положениях п. п. 8 и 9 комментируемой статьи закреплены гарантии включения в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов в федеральные ОГВ, референдума РФ тех граждан РФ, обладающих активным избирательным правом, которые в день голосования находятся за пределами территории РФ.

Данные гарантии закреплены в зависимости от того, к какой группе избирателей, участников референдума относятся граждане: 1) граждане, постоянно проживающие за пределами территории РФ либо находящиеся в длительных (более трех месяцев) заграничных командировках; 2) граждане, находящиеся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках.

В отношении первой группы предусмотрено составление соответствующей УИК, УКР списка избирателей, участников референдума по избирательному участку, участку референдума, образованному за пределами территории РФ. Основанием для включения в список является письменное заявление избирателя, участника референдума, поданное не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в соответствующую комиссию, либо устное обращение, поданное в день голосования. Соответствующие нормы закреплены в ч. 7 ст. 42 и ч. 5 ст. 43 Закона о референдуме РФ, п. 6 ст. 26 и п. 4 ст. 27 Закона о выборах Президента РФ, ч. 7 ст. 15 и ч. 4 ст. 16 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

Для второй группы предусмотрены процедуры получения в избирательной комиссии, комиссии референдума по месту своего жительства (пребывания) открепительного удостоверения и включение на основании этого удостоверения в список избирателей, участников референдума избирательной комиссией, комиссией референдума, по избирательному участку, участку референдума, образованному за пределами территории РФ, либо досрочного голосования. В случае если гражданин не имел возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, то он включается соответствующей участковой комиссией в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой комиссии для голосования. Соответствующие нормы закреплены в ч. 10 ст. 43 Закона о референдуме РФ, п. 8 ст. 27 Закона о выборах Президента РФ, ч. 7 ст. 15 и ч. 4 ст. 16 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

10. Пункт 10 комментируемой статьи в целях исключения " двойного счета" и недопущения злоупотребления избирательными правами, правом на участие в референдуме устанавливает однократность включения гражданина в список избирателей, участников референдума: гражданин включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. В целях обеспечения этого правила в данном пункте установлена обязанность ТИК (ОИК, ИКМО) при выявлении факта включения гражданина в списки избирателей, участников референдума на разных избирательных участках, участках референдума на одних и тех же выборах, одном и том же референдуме провести работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках до их передачи в участковые комиссии.

11. В соответствии с п. 11 комментируемой статьи список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Данный пункт также устанавливает общие требования к оформлению списка избирателей, участников референдума. В этой связи следует отметить, что согласно ч. 10 ст. 42 Закона о референдуме РФ при проведении референдума РФ допускается по решению ЦИК России вносить в список участников референдума серию и номер паспорта участника референдума или документа, заменяющего паспорт гражданина, с использованием ГАС " Выборы". Как предусмотрено там же, в этом случае член УКР, выдающий бюллетень (бюллетени) участнику референдума, сверяет внесенные сведения с соответствующими записями в документе, предъявляемом участником референдума при получении бюллетеня (бюллетеней).

Формы списков избирателей, участников референдума при проведении выборов в федеральные ОГВ, референдума РФ устанавливаются ЦИК России. Например, в приложениях к упомянутой выше Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утв. Постановлением ЦИК России от 14 июля 2011 г. N 20/216-6, приведены формы соответствующих списков избирателей, составляемых ТИК и УИК.

12. Пункт 12 комментируемой статьи устанавливает обязательность подписания первого экземпляра списка избирателей, участников референдума председателем и секретарем комиссии, составившей список. Кроме того, предусмотрено, что список избирателей, участников референдума заверяется печатями соответственно ТИК (ОИК, ИКМО) и (или) участковой комиссии.

Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, участников референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией, организующей выборы, референдум. Соответственно, в упоминавшейся выше Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утв. Постановлением ЦИК России от 14 июля 2011 г. N 20/216-6, определялся порядок использования вторых экземпляров соответствующих списков избирателей. В частности, устанавливалось, что второй экземпляр списка избирателей используется при утрате или непредвиденной порче первого экземпляра списка избирателей. Для выборов Президента РФ предусматривалось, что второй экземпляр списка избирателей используется также в случае проведения повторного голосования.

13 - 15.1. Положения пунктов 13 - 15 комментируемой статьи регламентируют передачу соответствующей ТИК (ОИК, ИКМО) первого экземпляра списка избирателей, участников участковым комиссиям (список передается не позднее чем за 10 дней до дня голосования; до внесения Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ изменения этот срок составлял 20 дней). Последние, в свою очередь:

в случае необходимости разделяет первый экземпляр списка на отдельные книги, каждая из которых не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.

уточняет список во взаимодействии с ОМСУ, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. Выверенный и уточненный список не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. После выполнения данных процедур исключение гражданина из списка осуществляется только в порядке, предусмотренном в п. 16 данной статьи;

за 10 дней до дня голосования представляет список для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения. До внесения Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ изменения этот срок составлял 20 дней. Указанный срок сокращен с учетом практики применения комментируемого Закона на прошедших в 2011 - 2012 гг. выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В пункте 15.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ, определены особенности составления списка избирателей, участников референдума, передачи в участковую комиссию первого экземпляра списка избирателей, участников референдума и ознакомление со списком избирателей, участников референдума в случае проведения досрочного голосования в соответствии с п. 1 ст. 65 комментируемого Закона, т.е. на избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории РФ. В этих случаях перечисленные процедуры должны быть осуществлены в сроки, установленные законом, в целях обеспечения проведения досрочного голосования избирателей, участников референдума.

16. Пункт 16 комментируемой статьи предусматривает право граждан, обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, обратиться в участковую комиссию с заявлениями о включении обратившегося гражданина в список избирателей, участников референдума, а также о любой ошибке или неточности в сведениях об обратившемся гражданине, внесенных в список избирателей, участников референдума.

Участковая комиссия обязана в течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

В пункте 16 комментируемой статьи также предусмотрена возможность обжалования решения участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина в список избирателей, участников референдума. Решение может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд по месту нахождения участковой комиссии.

Вышестоящая комиссия или суд обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. Применительно к рассмотрению заявления о неправильности в списках избирателей, участников референдума судом данный срок установлен и в ч. 7 ст. 260 ГПК РФ. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно. В статье 211 ГПК РФ аналогично предусмотрено, что решение суда о включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума подлежит немедленному исполнению.

Наряду с изложенным выше, пункт 16 комментируемой статьи определяет порядок исключения гражданина из списка избирателей, участников референдума в период после того, как списки в соответствии с п. 12 данной статьи будут подписаны и заверены печатями: исключение гражданина из списка производится только на основании официальных документов, в т.ч. сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на другом избирательном участке, участке референдума, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения; в списке избирателей, участников референдума, а также в базе данных ГАС " Выборы" указывается дата исключения гражданина из списка, а также причина такого исключения.

Как отмечено в упоминавшемся выше Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 27 октября 2004 г. по делу N 55-Г04-16, процедура исключения гражданина из списка избирателей не определена ни в п. 16 комментируемой статьи, ни в положениях других нормативных правовых актов; единственным условием, которое должно быть соблюдено при исключении гражданина из списка избирателей, является указание даты такого исключения (то есть даты принятия избирательной комиссией решения по конкретному гражданину) и причины исключения в соответствии с подтверждающими документами; исключение должно быть завизировано подписью председателя УИК. Исходя из этого признано, что Закон субъекта РФ, предусмотрев заверение этой записи также подписью секретаря УИК, установил дополнительные гарантии избирательных прав граждан, препятствующие незаконному исключению их из списка избирателей, что согласуется с требованием п. 3 ст. 1 комментируемого Закона.

В пункте 16 комментируемой статьи также предусмотрено право сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в п. 1 ст. 16 комментируемого Закона персональных данных избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на соответствующем участке. Данное право может быть реализовано любым гражданином, т.е. гражданином, как включенным, так и не включенным в данный список.

17. В пункте 17 комментируемой статьи предусмотрена дополнительная гарантия для реализации избирательных прав, права на участие в референдуме: избирателями, участниками референдума, находящимися в местах временного пребывания, работающими на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены); избирателями, участниками референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части.

Такие избиратели, участники референдума, не имевшие возможность получить открепительное удостоверение, могут быть включены решением участковой комиссии в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. При этом следует иметь в виду Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 28 февраля 2007 г. по делу N 92-Г07-6 < 127>, которым признан ошибочным вывод о том, что для избирателей, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), голосование по месту временного пребывания, может иметь место без каких-либо действий с их стороны (получение открепительного удостоверения, подача личного заявления в УИК и т.д.).

--------------------------------

< 127> СПС.

 

Пункт 17 комментируемой статьи также указывает на возможность предусмотреть законом, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах России, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования. В частности, в положениях ч. 9 ст. 43 Закона о референдуме РФ, п. 7 ст. 27 Закона о выборах Президента РФ, ч. 8 ст. 16 Закона о выборах депутатов Государственной Думы установлено, что граждане РФ, признанные вынужденными переселенцами либо обратившиеся в ФОИВ, ведающий вопросами миграции (т.е. в ФМС России), или в его территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, включаются в список избирателей, список участников референдума по месту их временного проживания на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также соответствующих документов, выданных указанными органами.

Следует отметить, что комментируемая статья предусматривает письменную форму обращения гражданина с заявлением о включении его в списки избирателей, участников референдума. Однако, это не исключает возможности предусмотреть в законе и устную форму такого обращения. Об этом, в частности, говорится в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 19 апреля 2006 г. по делу N 88-Г06-3 < 128>. Как отмечено при этом, законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ дополнительно гарантировал реализацию гражданами активного избирательного права, предусмотрев устную форму обращения с заявлением о включении в списки избирателей; подобная форма обращения дополнительно гарантирует равные избирательные права, не освобождая гражданина от обязанности предоставить необходимые документы.

--------------------------------

< 128> СПС.

 

17.1. Пункт 17.1 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ, регламентирует составление списков избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п. 5 ст. 19 комментируемого Закона в таких местах временного пребывания граждан, как вокзалы и аэропорты. Согласно рассматриваемому пункту на таких избирательных участках, участках референдума списки избирателей, участников референдума составляются в день голосования. При этом установлено, что единственным основанием для включения избирателей, участников референдума в списки избирателей, участников референдума является предъявление гражданином открепительного удостоверения.

18. Если до момента окончания голосования в списки избирателей, участников референдума еще могут вноситься изменения в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, то после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей, участников референдума вносить какие-либо изменения в списки в соответствии с п. 18 статьи запрещено. Как подчеркнуто в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 20 декабря 2006 г. по делу N 48-Г06-22 < 129>, данный пункт содержит императивную норму.

--------------------------------

< 129> СПС.

 

19. Информация об избирателях, участниках референдума, содержащаяся в списках избирателей, участников референдума, после официального опубликования результатов выборов, референдума согласно п. 19 комментируемой статьи может использоваться для уточнения сведений об избирателях, участниках референдума в регистре избирателей, участников референдума. Данное правило предусмотрено и в п. 3.11 Положения о Государственной системе регистрации избирателей (см. комментарий к ст. 16 Закона).

 

Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума

 

Комментарий к статье 18

 

1. Комментируемая статья регламентирует образование (определение) избирательных округов, округа референдума. Положения данной статьи согласно п. 4 ст. 80 комментируемого Закона не распространяются на выборы депутатов Палаты представителей Парламента Союзного государства первого созыва от России. Избирательный округ (избирательные округа) при проведении данных выборов подлежит образованию в соответствии со специальным федеральным законом.

Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает виды избирательных округов, которые могут образовываться для проведения выборов: одномандатные избирательные округа, многомандатные избирательные округа и единый избирательный округ (об определениях указанных понятий, в т.ч. и общего понятия " избирательный округ", см. подп. 30 - 33 ст. 2 Закона). Как отмечалось в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 17 февраля 2010 г. по делу N 42-Г10-1 < 130>, эта норма не содержит запрета применения той или иной избирательной системы при проведении выборов, тем более не содержит запрета на использование смешанной избирательной системы.

--------------------------------

< 130> СПС.

 

Выборы Президента РФ согласно ст. 4 Закона о выборах Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Там же установлено, что избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

По единому федеральному избирательному округу в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о выборах депутатов Государственной Думы избираются и депутаты Государственной Думы (пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы). Согласно статье 4 названного Закона федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию РФ; избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Ранее действовавший Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ " О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" < 131> (п. п. 2 и 3 ст. 3) устанавливал, что 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, а 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками. К такой системе возвращают положения ч. ч. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ " О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым в соответствии со ст. 12 названного Закона; 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

--------------------------------

< 131> СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982.

 

Для проведения референдума согласно п. 1 комментируемой статьи определяется округ референдума. Округ федерального референдума в соответствии со ст. 39 Закона о референдуме РФ включает в себя всю территорию РФ. Там же определено, что участники референдума, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к округу референдума.

2 - 3. Положения п. п. 2 и 3 комментируемой статьи закрепляют гарантии определения схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Данные пункты изложены Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ полностью в новой редакции, применяемой к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу указанного Закона, т.е. 1 ноября 2012 г. (о переходных положениях указанного Закона см. ниже).

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет, что является нововведением Федерального закона от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ. Согласно данному пункту для образования указанных округов используются данные о численности зарегистрированных избирателей, установленные в порядке, предусмотренном в п. 10 ст. 16 комментируемого Закона, т.е. данные, получаемые с использованием ГАС " Выборы" по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. В пункте 5.1 Положения о Государственной системе регистрации избирателей предусмотрено, что для образования избирательных округов используются сведения о численности зарегистрированных избирателей, содержащиеся в Регистре избирателей, участников референдума, который формирует и ведет ЦИК России совместно с ИКС РФ. Соответственно, иные данные для образования избирательных округов использованы быть не могут, в т.ч. и сведения, представляемые территориальными органами ФМС России (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 29 ноября 2006 г. по делу N 92-Г06-18 < 132>).

--------------------------------

< 132> СПС.

 

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяет избирательная комиссия, организующая выборы. В отличие от прежней редакции данного пункта Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ уточнено, что речь идет об избирательной комиссии, организующей выборы в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, т.е. об ИКС РФ, ИКМО.

В такой схеме избирательных округов согласно рассматриваемому пункту должны быть: обозначены границы избирательных округов, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. В новой редакции данного пункта (после внесения изменений Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ), как и ранее, устанавливалось, что в схеме избирательных округов должны быть указаны место нахождения каждой ОИК или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия ОИК, но это положение исключено Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ.

Как установлено в п. 2 комментируемой статьи, новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов подлежит определению не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема, и утверждению соответствующим законодательным (представительным) ОГВ, представительным органом муниципального образования не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема. При этом указанным органам предоставляется право вносить поправки в схему до ее утверждения. Такие же правила устанавливались и до внесения Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ изменений, в т.ч. предусматривались такие же сроки - не позднее чем за 80 дней и не позднее чем за 20 дней, но исчисляемые до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет гарантии установления новой схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов для случаев, когда она не утверждена в срок, указанный в п. 2 данной статьи (т.е. не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема), в т.ч. в связи с отсутствием законодательного (представительного) ОГВ, представительного органа муниципального образования: в этом случае новая схема подлежит утверждению избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении указанного срока.

До внесения Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ изменений на такой случай предусматривалось, что избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений:

а) если прежняя схема округов соответствует требованиям, установленным комментируемым Законом, - о проведении выборов по прежней схеме округов;

б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным комментируемым Законом, и (или) признана судом недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Переходными положениями ч. ч. 4 - 6 ст. 4 Федерального закона от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ) предусмотрено следующее:

схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов утверждается законодательным (представительным) ОГВ субъекта РФ, представительным органом муниципального образования сроком на 10 лет в соответствии с комментируемой статьей в новой редакции не позднее чем за четыре месяца до ближайшего ко дню вступления в силу Федерального закона от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ дня голосования на соответствующих выборах, а для проведения выборов во второе воскресенье сентября 2013 г. - не позднее 1 февраля 2013 г. Если соответствующий законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ, представительный орган муниципального образования не утвердят в указанный срок схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, то такая схема утверждается организующей соответствующие выборы избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до истечения срока назначения соответствующих выборов (ч. 4);

избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов и представляет ее на утверждение в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ, представительный орган муниципального образования не позднее 1 декабря года, предшествующего году назначения соответствующих выборов, а для проведения выборов во второе воскресенье сентября 2013 г. - не позднее 1 декабря 2012 г. (ч. 5);

в случае назначения до 1 февраля 2013 г. досрочных выборов в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, для проведения которых не утверждена схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в соответствии с ч. 4 данной статьи, указанная схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (ч. 6).

3.1. В пункте 3.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, установлен порядок определения схемы избирательных округов в случае отсутствия законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, т.е. отсутствия органов, обладающих в соответствии с п. 2 данной статьи полномочиями на утверждение схемы округов. В этом случае схема избирательных округов определяется организующей выборы избирательной комиссией и утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы.

В случае если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, то эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.

Как устанавливалось в п. 2 ч. 1 ст. 85 Закона о местном самоуправлении (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ < 133>), в целях обеспечения подготовки и проведения выборов в ОМСУ вновь образованных муниципальных образований законом субъекта РФ может предусматриваться: утверждение схемы избирательных округов для проведения выборов во вновь образованных муниципальных районах, городских округах законодательным (представительным) ОГВ субъекта РФ либо избирательной комиссией, организующей выборы; утверждение схемы избирательных округов для проведения выборов во вновь образованных городских и сельских поселениях представительным органом муниципального района, в состав которого входят указанные поселения, либо избирательной комиссией, организующей выборы.

--------------------------------

< 133> СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. I. Ст. 12.

 

4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает требования, которые должны соблюдаться при образовании (определении) одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Данные требования заключаются в соблюдении примерного равенства избирательных округов по числу избирателей и предельно допустимых отклонений от этого равенства (подп. " а" и " б") и в соблюдении территориальной целостности (подп. " в").

В этой связи следует отметить, что в Постановлении КС России от 10 июня 1998 г. N 17-П излагались результаты проверки конституционности требования Закона 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав о примерном равенстве избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства. Как отмечал КС России, осуществляемое в соответствии с п. " в" ст. 71 Конституции РФ регулирование федеральным законом избирательных прав на выборах в субъектах РФ и пределы федеральных полномочий в этой области обусловлены вытекающей из ст. ст. 3, 19 и 32 Конституции РФ необходимостью обеспечения принципа равных выборов, гарантируемых в т.ч. установлением в федеральном законе требований к примерному равенству избирательных округов по числу избирателей; тем самым обеспечивается соответствующее конституционному принципу народовластия в демократическом правовом государстве (ст. ст. 1 и 3 Конституции РФ) представительство народа в выборных ОГВ и ОМСУ; следовательно, оспариваемое положение соответствует Конституции РФ.

Правовое обоснование допущения законодателем отклонений от единой нормы представительства дано в Постановлении КС России от 17 ноября 1998 г. N 26-П < 134>. В частности, как указал КС России, демократический принцип равных выборов и обязанность государства гарантировать равенство избирательных прав граждан, с одной стороны, и принципы федерализма и равноправия субъектов РФ, с другой, могут в известной мере входить в юридическое противоречие; как свидетельствует опыт современных федеративных государств, законодатель, с учетом особенностей территориального устройства и размещения населения, а также в целях сохранения государственного единства и стабильности конституционного строя, без которых невозможна нормальная реализация прав и свобод человека и гражданина, допускает в качестве вынужденной меры определенные отступления от общей нормы представительства, т.е. прибегает к ограничению равного избирательного права в пользу принципов федерализма; подобного рода диспропорции в избирательной системе не могут считаться результатом произвола и злоупотреблений.

--------------------------------

< 134> СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5969.

 

Как установлено в подп. " а" п. 4 комментируемой статьи:

при образовании одномандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30%.

при образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10% от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15% от средней нормы представительства избирателей.

Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные ОГВ, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ. Данная оговорка применительно к действующему порядку проведения выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы значения не имеет, т.к. эти выборы проводятся по единому федеральному избирательному округу (см. выше).

Требование соблюдения примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей может не применяться при образовании на территории автономного округа, входящего в состав другого субъекта РФ, одного включающего в себя всю территорию указанного автономного округа одномандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ.

Если выполнение требования соблюдения примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, то отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы пр






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.