Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Круг друзей. Дея этой книги возникла у меня лет пять назад








 

И

дея этой книги возникла у меня лет пять назад. Заканчивался театральный семинар для школь­ных учителей драмы. Это был один из наиболее плодотворных вечеров и без того насыщенного трех­дневного курса. Усталости почти не чувствовали, расхо­диться не торопились. И тут кто-то из присутствующих бросил фразу:

- А посоветоваться так и не успел!..

Выяснилось, что вскоре наш коллега начинает препо­давать драму в шестом классе. В лицей собираются прий­ти одновременно актер театра кукол, преподаватель дра­мы и художник-мультипликатор. После полуторачасо­вых встреч с каждым из них дети решат, к кому из пред­ставителей этих профессий они запишутся на годовой курс.

Понятно, что наш товарищ нервничал. Одно дело быть хорошим актером, даже хорошим преподавателем драмы (что, согласитесь, не всегда одно и то же!), а сов­сем другое - " уметь продать себя". Именно об этом с до­лей цинизма, но с полным пониманием законов рынка говорили выступавшие перед нами в дни курса лекторы:

- Хотите соперничать с компьютерными играми и телесериалами - учитесь быть привлекательными!

- Умейте подать себя!

- Добивайтесь, чтоб вас выбирали, а потом будете диктовать свои условия...

В общем, коллега изрядно комплексовал перед пред­стоящей встречей - ярмаркой. В душе он уже ругал себя за нерасторопность, за то, что, увлекшись лекцией, забыл попросить совета преподавателя, не поговорил с това­рищами по курсу, для которых опыт подобных встреч стал уже обычным. Сейчас все разойдутся по домам, и он останется наедине с собственной проблемой!

Но тут в дело вмешалась цеховая солидарность. Уже никто никуда не спешил. Поставили на пол сумки, рюкза­ки, портфели. Сгрудились в центре комнаты, и началось...


Каждый, наверное, увидел себя в этой неуютной ситу­ации " товара"... Вспомнил, как непросто всего за полтора часа встречи с шумными шестиклассниками влюбить де­тей в себя и в свой предмет настолько, чтобы встреча эта оказалась первой, но не последней.

Разговор естественно зашел о современной школе, театральной педагогике. А нужно ли вообще в школе преподавать драму? Может быть, изучение математики, экономики, основ менеджмента гораздо больше отвеча­ет проблемам, которые день за днем подбрасывает нам жизнь? Почему мы, профессионалы в педагогике и в теа­тре, решили, что именно занятия драмой хорошо вписы­ваются в педагогическую концепцию воспитания лично­сти в XXI веке?

Может быть, наша убежденность в собственной пра­воте, в том, что искусство театра должно быть полновес­но и ярко представлено в современном образовании, -это лишь банальнейшая забота о хлебе насущном? Как там было у М. Жванецкого: " Что охраняешь, то и име­ешь! "?

Нет, все дело в том, что " игра в поведение" - это серд­цевина театрального творчества. Дети - актеры от Бога. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С. Стани­славский, " детское " как будто бы" куда сильнее нашего магического " если бы". Вместо того чтобы заставлять ре­бенка " петь с чужого голоса", мы должны суметь " поста­вить" его собственный, детский голос!

Педагоги всего мира говорят о том, что театр для де­тей - это чудесная возможность присвоения себе изме­ненной действительности.

В середине восьмидесятых годов прошлого столетия прекрасный учитель Шалва Александрович Амонашвили писал в знаменитой книге " Как живете, дети? " о своем опыте раннего включения театра в школьную жизнь: " Шестилетки играли в Тома Сойера. Когда эти дети учи­лись в пятом классе, они играли в Пеппи. А когда они



учились в школе третий год... - Кому завтра быть Малень­ким Принцем? - спрашивает учитель. - Пусть будет Вах-танг! - Выходит Вахтанг. Он, конечно, счастлив. Завтра Вахтанг весь день будет играть Маленького Принца та­ким, каким он себе его представляет... Теперь я твердо следую той мысли, что духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства со­переживания, сорадости, гордости, через познаватель­ный интерес".*

Вот оно - учение с увлечением, постижение мира че­ловеческих отношений и характеров через игру, лице­действо, которое " поможет детям заселить свое уникаль­ное духовное царство великолепными образами челове­ческого творения, посеять там зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрения, моральные устои".**

В этом огромном воспитательном потенциале - сила театра как синтетического искусства перевоплощения. Занятия драмой - это воздействие на память, волю, вооб­ражение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, поверить в себя. Драма в школе - это не подготовка к вступлению на професси­ональную театральную стезю, но " проверка действием" множества межличностных взаимодействий: я и товари­щи, я и родители, враг и друг, сильный и слабый... Здесь, в классе, превращенном в репетиционную комнату, в зри­тельный зал, приобретаются навыки публичного поведе­ния и решения конфликтов...

Хотите от " зерен возвышенных идей" опуститься на грешную землю и проверить " практическую целесооб­разность" занятий драмой со школьной скамьи? Пожа-

* Амонашвили ША Как живете, дети? - М., 1985, с.116-117. ** Там же, с. 113.


луйста! В современном мире не столько фундаменталь­ные знания, сколько творческое мышление, способность к фильтрации информации, быстрота реакции, устойчи­вость к психологическим нагрузкам являются гарантией профессиональной карьеры. И что же? Театральная об­разность стимулирует творческое и прогностическое мышление, учит сводить многообразную информацию к сжатой и информационно емкой метафоре. Эмоцио­нальная подвижность, готовность к публичному выступ­лению - чем не тренинг психологической устойчивос­ти? А отработка быстроты и свежести реакций лежит в основе импровизаций и актерского тренинга.

А ведь мы еще ни слова не говорили о том, как уроки драмы воспитывают зрителя, знакомят ребенка с начала­ми эстетики...

- Чем раньше театр станет инструментом воспита­ния, тем больше выиграет и ребенок, и мы все, общество в целом!

Наверное, утверждение это грешит банальностью и не стоит ломиться в открытую дверь, однако именно на такой, вселяющей веру в лучшее будущее " мантре", мы все - участники того памятного семинара - решили по­кончить с теоретическими рассуждениями и перейти к практике.

Свободная обстановка " Гайд-парка" уступила место репетиционному полукругу, в котором коллеги начали предлагать свои варианты первой, а потому особенно серьезной встречи с лицеистами. Почти два часа общих усилий не прошли даром. Участники курса выдавали " на-гора" свои самые любимые, фирменные, проверенные на практике упражнения и задания. Коллеги выходили на репетиционную площадку, чтобы продемонстриро­вать вживую те или иные элементы планируемой встре­чи. Спорили о том, для какого возраста подходят теат­ральные игры, как методически верно объяснить зада­ние, сколько упражнений имеет смысл дать за одну



встречу, нужно ли добиваться качества или сделать упор на стопроцентном участии детей...

В конце этого импровизированного педагогического семинара кто-то бросил взгляд на исписанные нами с обеих сторон листки и сказал:

- Вот тот бензин, без которого ни один из нас не смо­жет добраться до школы. Это и есть наше творческое го­рючее...

Спасенный коллега рассыпался в благодарностях, хо­тя благодарить стоило как раз его: мы сами получили удо­вольствие от профессионального общения и неожидан­ной творческой тренировки. Перед расставанием дого­ворились приготовить к следующей встрече очередную партию " Избранного" и продолжить мозговой штурм.

Не помню, имела ли та давняя история продолжение. По моему, дебют нашего товарища в сфере маркетинга прошел весьма успешно. Решение собрать воедино " банк идей" то ли забылось, то ли показалось потерявшим акту­альность. Но именно с того памятного вечера началась история моей голубой папки - объемистого вместилища со множеством отделений для больших картонных кар­точек. В один из дней, сев к столу, я записал на цветных картонках пару десятков любимых мной этюдов и уп­ражнений. Записал и разложил по темам: " Задания на знакомство", " Работа над образом", " Бессловесное дейст­вие", " Мышечная разминка"...

Та голубая папка верой и правдой отслужила мне бо­лее пяти лет. Затем количество собранного в ней матери­ала увеличилось настолько, что потребовалось новое, го­раздо более объемистое хранилище. Затем - новая ос­мысленная классификация, чтобы без труда найти необ­ходимый материал.

Я вел молодежную театральную студию, преподавал драму в школе, работал с подростками в молодежных клу­бах, проводил семинары для родителей, коллег-режиссе­ров и всегда держал со своей голубой папкой обратную


связь. Даже превратившись со временем во внушительно­го черного кожаного монстра, она оставалась для меня все той же давней " голубой папкой", с которой все-все на­чиналось. Это была " заправочная станция", которая отпу­скала мне " творческое горючее" без очереди, в любое время. Отсюда выходили на свет подзабытые задания. В последнюю минуту здесь обнаруживались необходимые упражнения. С ее помощью обретали кровь и плоть са­мые отвлеченные идеи... Мои друзья и коллеги нашли с папкой общий язык, научились свободно ориентиро­ваться в многочисленных карточках и рубриках. Матери­алы перекочевывали в блокноты и записные книжки, ис­пользовались в самых неожиданных местах: от детских садов до студенческих семинаров и клубов пенсионеров. У заданий, которые постепенно, с миру по нитке, собира­лись в течение этих лет, исчезла даже национально-гео­графическая принадлежность. Апробировались они в разных странах во время моих семинаров: в России, в Молдавии, на Украине, в так называемом " дальнем зару­бежье" - на встречах с молодежью в США, Израиле.

Готовя это введение, я не переставал мучиться про­блемами классификации материала. Составлял списки, рисовал таблицы, обозначал разными цветами различ­ные темы и... терял терпение в безнадежных попытках однозначной систематизации всей этой радуги.

Каждый раз, исхитрившись поместить карточку в раз­ряд заданий определенного толка, я выяснял, что она на­чинает предательским образом тяготеть к абсолютно иным структурам. Из упражнений на концентрацию вдруг вылезали уши заданий на организацию партнерст­ва. Работа с текстом тащила за собой необходимость ре­чевой разминки, а попытка мизансценирования этюдов убеждала в важности физического тренинга... Устав воз­водить между заданиями тематические стены, я махнул рукой на столь свойственную нашей жизни эклектику и там, где это было возможно, присвоил части театраль-



ных этюдов имена, остальные же обозначил порядковым номером.

Опыт подтвердил предположение, что собранный в папке материал может использоваться при работе с раз­личными по возрасту и менталитету людьми, при реше­нии разнообразных профессиональных задач. Если в нем и нет теоретической новизны, то, безусловно, при­сутствует практическая целесообразность. Не без актив­ной поддержки тех, кто когда-то пользовался материала­ми моей " голубой папки", я в конце концов решился опубликовать ее часть на страницах этой книги.

Была и еще одна, чисто субъективная причина -страх однажды этого картонного сокровища лишиться. Мало ли: ураган, пожар, землетрясение... Выронил, забыл, украли... Шутки шутками, но сама мысль о возможности утраты бросает меня в дрожь. Это как потерять распух­ший от записочек, бумаг, адресов, телефонов, планов еженедельник! Кто терял, тот знает...

В общем, если эмоционального читателя уже обуял страх, если он разделяет со мной все мыслимые и немыс­лимые комплексы, то понимает, надеюсь, что эта книж­ка - не плод графомании. Скорее, она - результат здра­вого размышления автора над природой театральной педагогики и следствие врожденной любви к ближнему.

Я верю, что человек творческий (каким, без сомне­ния, являетесь вы, многоуважаемый читатель) среди приведенных здесь заданий и упражнений сможет найти те, которые созвучны его мыслям, идеям, его темпера­менту и вкусам. А дальше начнется ваша самостоятельная работа по адаптации найденного материала к конкрет­ным условиям работы с конкретными людьми. Без тако­го сотворчества собранные здесь идеи останутся пустым звуком, набором неуклюжего и ничего не выражающего текста, неизвестно к кому обращенного.

В принципе все, что собрано под этой обложкой, -это только оболочка. Превратить ее в упругий, яркий, ра-


дующий душу, желанный воздушный шарик можно, на­полнив идеи собственным теплым дыханием. Так и автор пытался и пытается делать: собирать и адаптировать чьи-то находки, бесконечно придумывать что-то свое, синте­зировать и анализировать, одновременно принимать и отдавать. Делиться и в то же время подпитываться энер­гией от тех, с кем выпадает встречаться в репетицион­ном зале...

НАЧАТЬ С НАЧАЛА,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.