Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция современной темы в кинематографе 50-60-х годов.






Углубление социально-нравственной проблематики, обращение к художественному анализу значительных, острых жизненных конфликтов. Активизация внимания к личности индивидуальности современника. Расширение типологии героев. Утверждение новых подходов к художественному постижению современности в борьбе с рецидивами дидактики, схематизма, бесконфликтности.

«Возвращение Василия Бортникова» (1953, по роману Г.Николаевой «Жатва», реж. В.Пудовкин, опер. С.Урусевский). Драматизм личных судеб героев. Образы Василия (С.Лукьянов), Авдотьи (Н.Медведева), Степана (Н.Тимофеев). Монтажно-пластическая выразительность фильма. Неубедительное, шаблонное решение навязанной фильму «производственной» сюжетной линии.

Кинотрилогия режиссера И.Хейфица: «Большая семья» (1954, по роману В.Кочетова «Семья Журбиных», авт. сцен. В.Кочетов и С.Кара), «Дело Румянцева» (1956, авт. сцен Ю.Герман, И.Хейфиц), «Дорогой мой человек» (1958, авт. сцен. Ю Герман, И.Хейфиц). Утверждение высоких моральных принципов, обличение гражданской пассивности, трусости. Образы молодых героев в исполнении А.Баталова.

«Урок жизни» (1955, авт. сцен. Е.Габрилович, реж. Ю.Райзман). Отражение общественных противоречий в «семейной» проблематике фильма. Нравственный смысл конфликта между Сергеем Ромашко (И.Переверзев) и Наташей (В.Калинина). Элементы дидактики в сюжете картины.

«Весна на Заречной улице» (1956, авт. сцен. Ф.Миронер, реж. М.Хуциев и Ф.Миронер). Лиричность, тонкий психологизм в развертывании этического конфликта Образы Саши Савченко (Н.Рыбников) и Тани Левченко (Н.Иванова). Обыденность житейских ситуаций и поэтический пафос фильма. Правдивый показ повседневного быта рядовых людей. Операторская работа П.Тодоровского и Р.Василевского.

Современная тема в фильмах М.Калатозова «Первый эшелон» (1956, авт. сцен. Н.Погодин) и «Неотправленное письмо» (1960, авт. сцен. Г.Колтунов, В.Осипов, В.Розов). Кинематографическая выразительность ряда режиссерских и операторских (опер. Ю.Екельчик, С.Урусевский) решений и шаблонность драматургии в «Первом эшелоне». Трагедийность основной коллизии и романтический пафос фильма «Неотправленное письмо». Патетический строй, повышенная экспрессия звуко-зрительной образности. Особенности типизации образов героев. Актерский ансамбль: И.Смоктуновский, Е.Урбанский, В.Ливанов, Т.Самойлова. Значение фильма в развитии живописно-поэтического направления.

«Высота» (1957, авт. сцен. М.Папава, по одноименному роману Е.Воробьева, реж. А.Зархи). Личные и общественные конфликты в драматургии фильма. Образы Николая Пасечника (Н.Рыбников) и Кати (И.Макарова). Поверхностное решение некоторых линий фильма.

«Чужая родня» (1956, по повести В.Тендрякова «Не ко двору», реж. М.Швейцер) Реалистическое изображение быта современной деревни. Образы Федора Соловейкова (Н.Рыбников) и Ряшкиных (Н.Сергеев и А.Денисова). Образ Стеши (Н.Мордюкова). Фильм М.Швейцера «Тугой узел» («Саша вступает в жизнь», 1957, ВЭ - 1989, по повести В.Тендрякова). Социальная острота конфликтов. Образы секретаря райкома Мансурова (В.Авдюшко) и председателя колхоза Гмызина (Н.Сергеев). Экранный дебют О.Табакова в роли Саши Комелева. Драматическая судьба фильма.

Фильмы С.Ростоцкого «Земля и люди» (1956, по очерковому циклу Г.Троепольского «Записки агронома»), «Дело было в Пенькове» (1958, по одноименной повести С.Антонова). Тематическое и жанровое различие фильмов. Тракторист Матвей («Дело было в Пенькове») в исполнении В.Тихонова.

Фильмы Л.Кулиджанова «Это начиналось так» (1956, совместно с Я.Сегелем, авт. сцен. С.Гарбузов, Л.Кулиджанов, Я.Сегель). «Отчий дом» (1959, авт. сцен. Б.Метальников), «Когда деревья были большими» (1962, авт. сцен. Н.Фигуровский). Общественная значимость морально-этических конфликтов, психологизм актерского исполнения, достоверность в показе среды и атмосферы действия.

«Поэма о море» (1958) А.Довженко, Ю.Солнцевой. История постановки. Сценарий А.Довженко и фильм, осуществленный Ю.Солнцевой. Жанровые и стилевые особенности. Принцип «внутреннего монолога» и субъективная образность. Образы Зарудного (Б.Андреев), генерала Федорченко (Б.Ливанов), Кравчины (Е.Бондаренко), Голика (Л.Тарабаринов) и др. Декларативность, ложный пафос ряда постановочных и изобразительных решений.

Фильмы режиссера В.Скуйбина «Жестокость» (1959, по одноименной повести и сценарию П.Нилина), «Чудотворная» (1960) и «Суд» (1962, сорежиссер А.Манасарова) по одноименным повестям В.Тендрякова. Проблемы нравственного выбора и гражданской совести.

Художественное осмысление на экране противоречий общественного развития страны, лоследствий культа личности. Выдающаяся роль в этом направлении фильмов «Чистое небо» (1961, авт. сцен. Д.Храбровицкий, реж. Г.Чухрай) и «Председатель» (1964, авт. сцен. Ю.Нагибин, реж. А.Салтыков). Активная гражданственность авторской позиции. Публицистический пафос фильмов. Психологическая разработка характеров и дра­матических судеб героев. Летчик-герой Астахов («Чистое небо») в исполнении Е.Урбанского и председатель колхоза Трубников («Председатель») в исполнении М.Ульянова. Фильмы С.Герасимова «Люди и звери» (1962) и «Журналист» (1967). Проблемы нравственной ответственности в «Людях и зверях», становления личности молодого человека в «Журналисте». Особенности сюжетосложения и композиции. Документальность фактуры. Образы современников в исполнении актеров: Н.Еременко-старшего, Т.Макаровой, Ж.Болотовой («Люди и звери»), Ю.Васильева, Г.Польских («Журналист»).

Фильм М.Хуциева «Мне 20 лет» («Застава Ильича», 1964, авт. сцен. Г.Шпаликов, М.Хуциев). История постановки. Тема становления гражданского и нравственного сознания молодых современников в пору «оттепели». Жанровые особенности фильма. Образы Сергея (В.Попов), Николая (Н.Губенко) и Славы (С.Любшин). Активность лирического авторского начала. Поэтичность документальной изобразительной стилисти­ки фильма (опер. М.Пилихина).

«Июльский дождь» М.Хуциева (1967, авт. сцен. А.Гребнев и М.Хуциев). Эволюция авторского мироощущения. Социальные проблемы и нравственный конфликт. Образы Лены (Е.Уралова) и Володи (А.Белявский). Образ времени в фильме. Своеобразие поэтики и стилистики. Особенности изобразительного решения (опер. Г.Лавров).

«Девять дней одного года» М.Ромма. (1962, авт. сцен. М.Ромм и Д.Храбровицкий). Тема судеб научного познания, нравственной позиции ученого в современном мире. Образы физиков Гусева (А.Баталов) и Куликова (И.Смоктуновский). Своеобразие драматургической композиции фильма. Особенности изобразительного решения (опер. Г.Лавров, худ. Г.Колганов). Черты нового в творческом стиле М.Ромма.

«Твой современник» Ю.Райзмана (1968, авт. сцен. Е.Габрилович, Ю.Райзман). «Производственный» конфликт и нравственная позиция героя. Образы Губанова (И.Владимиров) и Ниточкина (Н.Плотников). Документальная стилистика фильма (опер. И. Ардашников). Активность выражения гражданской позиции авторов.

Фильмы В.Шукшина (1929-1974) «Живет такой парень» (1964), «Ваш сын и брат» (1966), «Странные люди» (1970). Национальная самобытность творчества Шукшина -писателя, режиссера, актера. Актерские работы В.Шукшина в фильмах «Два Федора» М.Хуциева, «Простая история» Ю.Егорова, «Когда деревья были большими» Л.Кулиджанова и др. Русская деревня и ее люди в фильмах В.Шукшина. Проблема сохранения духовных и нравственных ценностей. Образы, созданные в фильмах В.Шукшина Л.Куравлевым, С.Никоненко, В.Санаевым и др. актерами. Характерные черты и способы выявления национального характера.

Фильмы Л.Шепитько (1938-1979). «Зной» (1963, по мотивам повести Ч.Айтматова «Верблюжий глаз», авт. сцен. И.Ольшанский). Нравственное противоборство Кемаля (Б.Шамшиев) и Абакира (Н.Жантурин). Документализм изобразительной манеры (опер. Ю.Сокол, В.Архангельской). «Крылья» (1966, авт. сцен. Н.Рязанцева). Драматизм образа героини фильма Надежды Петрухиной (М.Булгакова). Смысл метафорического финала фильма. Особенности режиссерского почерка Л.Шепитько.

Фильмы К.Муратовой. «Наш честный хлеб» (1965, авт. сцен. И.Бондин, реж. К. и А.Муратовы). Критика бюрократизма и волюнтаризма в руководстве сельским хозяйством. Острота драматического конфликта. «Короткие встречи» (1968, авт. сцен. Л.Жуховицкий и К.Муратова) и «Долгие проводы» (1970, ВЭ -1987, авт. сцен. Н.Рязанцева). Особенности драматургии. Психологические и нравственные конфликты. Принципы режиссуры и изобразительного решения. Современные женские характеры, созданные К.Муратовой, Н.Руслановой («Короткие встречи»), З.Шарко («Долгие проводы»). Драматическая судьба фильмов.

Фильм А.Михалкова-Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была» (1967, ВЭ -1988, авт. сцен. Ю.Клепиков, опер. Г.Рерберг). Современная деревня на экране. Документальное и игровое начала в образной структуре фильма. Образ Аси (И.Саввина) и образы, созданные «неактерами» Драматическая судьба фильма.

Фильм Т.Океева «Небо нашего детства» (1967, авт. сцен. Т.Омыркулов и Т.Океев). Проблема национальных традиций и научно-технического прогресса в фильме. Образ Бакая в исполнении М.Рыскулова. Поэтичность изобразительного строя (опер. К.Кыдыралиев).

Художественное исследование важных аспектов духовной жизни, нравственного становления молодого человека в фильмах «Нежность» (1967) и «Влюбленные» (1969) Э.Ишмухамедова по сценариям О.Агишева, «Листопад» О.Иоселиани (1968, авт. сцен. АТигнадзе). «Три дня Виктора Чернышева» М.Осепьяна (1968, авт. сцен. Е.Григорьев). Способы воплощения авторской гражданской позиции. Своеобразие жанровых и стиле­вых решений этих картин.

 

15. «Живописно-поэтическое» направление в киноискусстве 60-х
годов.

Борьба в киноискусстве 1950 - 1960-х годов идейно-художественных тенденций, рожденных атмосферой «оттепели», и рецидивов схематизма, парадности, бесконфликтности. Основные сюжетно-обраэные мотивы кинематографа периода «оттепели». Достижения всех видов многонационального советского кино на пути постижения жизненной правды, внутреннего мира личности. Обновление художественного языка киноискусства, расширение его жанровых и стилевых возможностей. Трудности и потери, связанные с идеологической регламентацией и цензурой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.