Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ХХ В.: З. ФРЕЙД, А. АДЛЕР, К. ХОРНИ, Э. ФРОММ 3 страница




- отсутствии у атомизированных масс устойчивых и общезначимых нравственных ценностей, и связанной с этим склонности к идеологическому фанатизму

- в неограниченных возможностях манипулирования атомизированными массами со стороны элит.

Массовое общество критиковалось с разных позиций. С консервативной (аристократический вариант концепции) - за угрозу утраты высокой культуры, опасности установления господства массы, преклоняющейся перед заурядным и рвущейся к власти, пытающейся вытеснить элиту из политики и культуры (Восстание масс Ортега-и-Гассет). С либерально-демократической и леворадикальной - за угрозу политической манипуляции массами, процессы обезличивания, атомизации, отчуждения. Это направление теорий массового общества использовалось для критики тоталитаризма и отождествляло тоталитарное и массовое общество (Аренд). В дальнейшем теория массового общества служила для критики процессов современного капитализма - бюрократизация общественной жизни и централизация власти, упадок автономных общественных организаций, возрастающий конформизм и отчуждение личности (Фромм, Рисмен, Миллс). В 1960-70е Белл Д. и Шилз попытались преодолеть критическую направленность теорий массового общества и превратить их в ещё 1 апологетическую модель описания современного индустриального общества, противоположного традиционному. Подчёркивалась интеграция масс в систему институтов массового общества, формирование единой культуры, чему способствовали массовые коммуникации, преодоление социальных антагонизмов и формирование более социально однородного общества.

Хосе Ортега-и-Гассет 1883-1955 - исп филос. В центре внимания - социальные проблемы. В работах «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс» впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины массового общества, под которым понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Складывается система общественных связей, внутри которой каждый чувствует себя исполнителем навязанной роли, частицей безличного начала - толпы. Такая многолюдность является 1м и внешним проявлением массового общества, которое оформилось в XX. Суть явления - в полном захвате массами общественной власти - свидетельствует о кризисе европейских народов и культур - восстании масс. Ключевым моментом для понимания массового общества - фраза солистов больше нет - один хор.Ортега называет обстоятельства становления массового общества:

-причины демографического характера: население Европы не превышало 180 млн человек, но с 1800 по 1914 - выросло до 460 млн.



- экономические возможности, материальная обеспеченность средних и низших слоев возросли.

Массовость проявляется в обществе различным образом. Эпоха масс - эпоха гигантомании - в архитектуре, общественных и политических мероприятиях, в господстве вкуса ко всему крупномасштабному.

Ортега критикует данную духовную ситуацию, считая ее неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты - людей, способных на произвольный выбор, руководствующихся жизненным порывом (категория, близкая ницшеанской воле к власти). Рационализм считает своеобразным интеллектуальным стилем массового общества, призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, не расчлененной любви к мудрости.

Психологический портрет сегодняшнего массового человека составляют 2 черты - беспрепятственный рост жизненных запросов и безудержная экспансия собственной натуры, с 1 стороны, и врожденная неблагодарность ко всему, что облегчает жизнь. Инфантилизм - основное качество социального характера и культуры массового общества. Власть в обществе захватил новый тип человека, равнодушный к основам цивилизации.

В строительстве Европы как великого национального государства видит единственное, что может противостоять национализму, коммунизму, нацизму, фашизму - явлениям, в которые отливается массовое общество.

Дэвид Рисмен 1909-2002 амер социолог. «Одинокая толпа: изучение изменения американского характера» 1950, «Лица в толпе» 1952. Основатель концепции социального характера (наряду с Фроммом). Под социальным характером понимает постоянную, социально и исторически обусловленную организацию стремлений индивида и его возможностей реализовать эти стремления. Социальный характер - организованная совокупность компонентов, отличают группы, классы, нации, культуры и исторические периоды.



3 типа характера, соответствующие 3м типам общества. 1 консервативный, ориентированный на традиции, образцы поведения в клане, касте, сословии. Присущ доиндустриальному обществу

2 изнутри ориентированная личность, свойственная периоду развития раннеиндустриального общества с ослабленными традициями, отсутствием или неразвитыми СМИ. Личность сильная, целеустремленная, предприимчивая, склонна к нововведениям и переменам

3рождается в условиях перехода к развитому индустриальному обществу - извне ориентированная личность -поведение обусловлено влиянием бюрократии, СМИ, моды, господствующей системы связей и отношений, не традициями. Отсутствует самостоятельное Я, это стандартизированная и обезличенная фигура, объект манипулирования и результат отчуждения. Есть стремление к проявлению чувств (любовь, правдивость, страсть), но вся система внешнего воздействия мешает ей в этом.

Все типы характера сосуществуют в современном обществе. 3й тип характеризует одиночество в толпе, но рождает стремление к позитивному социальному характеру - автономной личности, имеющей ясные, рациональные цели, личности независимой от влияния потребительского общества, культурной среды. Его работы сыграли большую роль в духовной подготовке событий 1968, связанных с бунтарскими выступлениями молодежи.

Эдвард Шилз 1911-1995 амер социолог, представитель структурного функционализма. Статья Теория массового общества. Признаки массового общества:

- Правящая элита осуществляет постоянное взаимодействие с большинством населения через систему единого законодательства, администрации, образования

- Экономика массового общества интегрирована по горизонтали на основе территориальных и отраслевых связей и по вертикали корпоративными или государственными системами управления

- Города и столицы уже не являются местом жизни знати и высших слоев населения, открыты

- Растет уровень образования населения. Общедоступность книг, библиотек, периодики, радио и телевидения служат широкому распространению и повышению уровня культуры масс

- Уровень вертикальной политической интеграции массовых обществ колеблется от плюралистической политической системы до тоталитарной. Горизонтальная интеграция неодинакова и зависит от территориальных размеров общества.

Термином массовое общество обозначают нечто новое в истории - новый общественный строй, складывавшийся между 2мя мировыми войнами и по окончании 2й мировой войны ставший осязаемой реальностью, новизну явления Шилз видел в более тесной интеграции масс в систему институтов и ценностей общества. Подходил к этой проблеме не с критической точки зрения.

Массовое общество - гражданское (принцип его интеграции - общее гражданство на основе единого языка), индустриальное, развитое, интегрированное, когерентное, эгалитарное (основанное на равенстве). Вместе с тем остается и будет оставаться дифференцированным и конкурентным, основу - индивиды, обладающие различными способностями и стремящиеся к их реализации, общество создает для этого условия. Массовое общество - генезис которого связан с устремлением к реализации идеалов Просвещения.

Герберт Блумер 1900-1987 амер социолог. Разрабатывает теорию массового общества, опираясь не на разбор его структурных образующих, а на анализ индивидуальных человеческих взаимодействий. Его задачей является исследование поведенческих типов, существующих в массовом обществе. Фундаментальный момент теории - отрицание тезиса Шилза, касающегося уровня внутренней интеграции массового общества. В социологическом смысле Блумер предлагает теорию массового общества, альтернативную теории Шилза.

4 главные свойства массового общества: массовость; гетерогенность структурных элементов общества; неограниченный доступ к сферам публичной деятельности; беспрерывно меняющийся облик.

Массовость. Для массового общества характерно огромное население и большая его концентрация. В крупных городах проявляется в размерах социальных институтов, в многообразии возможностей для жизни и деятельности. Мы наблюдаем массовую торговлю, коммуникации

Гетерогенность- громадное количество профессий, региональных объединений в институциональных сферах формальных и неформальных объединений.

С социологической точки зрения массовое общество нельзя рассматривать как общество, находящееся в стадии аномии или упадка. Массовое общество - определенный тип социальной организации, не представляет систему - состоит из множества подвижно связанных частей, каждая из которых развивается самостоятельно. Движение в разных частях массового общества неравномерно, то быстрее, то медленнее, степень влияния различных частей друг на друга различна.

1а из центральных категорий в работах - коллективное поведение. 1951 «Коллективное поведение». Групповая активность = кол. поведение. - индивиды действуют вместе определенным образом, между ними - разделение труда и взаимное приспособление различных линий индивидуального поведения. Основа группового поведения - общие значения, экспектации (ожидания), которые разделяются группой.

Элементарные и организованные формы группового поведения. Элементарное: не находится под влиянием правил (возбужденная толпа, биржевая паника, состояние военной истерии). Организованное: обычаи, условности, организация, социальные институты - формы, которые претерпевают развитие, представленное переходом от расплывчатого и неорганизованного состояния к устоявшемуся и организованному статусу.

4 типа элементарных коллективных групп: действующая толпа, экспрессивная толпа, масса и общественность.

Отличительные признаки массы: различное общественное положение участников (по профессиональным признакам, культурному уровню и материальному); анонимность индивидов; отсутствие взаимодействия и обмена переживаниями; рыхлая организация, неспособность действовать с согласованностью и единством. Массовое поведение не определяется правилами или ожиданиями, является спонтанным, самобытным и элементарным.

Блумер дает характеристику массовой рекламе, в ней призыв должен быть адресован анонимным индивидам, каждый действует на основании собственного выбора. Рассматривает общие и специфические социальные движения.

Вывод: при различии анализируемого социального опыта, идей, понятий и теоретических позиций, с которых осуществлялся анализ от Ортеги до Блумера, можно выделить основные, фиксируемые всеми авторами черты массового общества: возникает в первой половине XX, численно и территориально большое, характеризуется массовым крупномасштабным производством, управляемым гигантскими бюрократическими аппаратами; массовым потреблением; массовой культурой и господствующими в ней СМИ; массовым доступом ко всем сферам социальной жизни; отчужденным и изолированным индивидом.

 

35. ТЕОРИИ ПОЗДНЕГО, ИЛИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИОЛОГИИ ХХ В.: М. ХОРКХАЙМЕР, Т. АДОРНО, Г. МАРКУЗЕ, ДЖ. ГЕЛБРЕЙТ, Р. АРОНПолякова, Зборовский

Франкфуртская школа - критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Адорно, Хоркхаймер, Маркузе, Фромм, Беньямин, Нейман, Поллок, из 2го поколения - Хабермас, Негт. Термин Франкфуртская школа - собирательное название, применяемое к мыслителям, связанным с Институтом социальных исследований во Франкфурте-на-Майне; представители не объединяли себя под таким наименованием.

Считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную Систему, в которой революционная роль преобразования переходит маргинальным интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счет распространения ложного сознания посредством СМИ, популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм - практика стирания грани между приватным и публичным существованием.

В середине XX получила новую жизнь теория индустриального общества. Исторические трансформации XX, новые социальные, культурные и экономические реалии сделали неадекватными многие положения теории классической социологии. Неконтролируемость научно-технического прогресса породила опасения и страх, присутствует в большинстве теорий индустриального общества. Все сферы производственной, социальной, культурной, бытовой жизни получили новое технологическое оснащение, которое стало определять новое качество жизни, цивилизационный уровень. Символ этого процесса технизации жизни - запуск 1го искусственного спутника Земли в 1957 и последовавший полет человека в космос.

Макс Хоркхаймер 1895-1973 - нем философ и социолог, один из основателей Франкфуртской школы.

Теодор Адорно 1903-1969 - нем философ, радикальный левый социолог. Работа Хоркхаймера и Адорно «Диалектика Просвещения» 1947- теоретический манифест, в котором нашли отражение основные положения новой концепции индустриального общества. Главным моментом теории - критика практики и теории научно-технического прогресса.

Бесконечный научно-технический прогресс обернулся для человека бесконечным регрессом, выхолащивая его самость и превращая его в манипулируемый внешними силами и организациями автомат.

Главное в понимании культуры индустриального общества - существует как культуриндустрия, основной целью является подчинение человека и контроль над индивидуальным сознанием и обществом.

Развитое индустриальное общество середины XX - в котором возможность стать свободным социальным и экономическим субъектом, ликвидирована. Это индустриальное общество в буквальном смысле, его экономика представляет высоко развитую автоматизированную систему производства товаров. При этом наука и техника определяют не только производственную, но и социальную, политическую и культурную сферу, вырабатывая технологии принятия решения и действия и сплавляя эти сферы в единый тоталитарный универсум.

Развитое индустриальное общество - капиталистическое с присущими ему формами собственности, насилия и эксплуатации. Однако это общество, в котором возникает новая социальная структура, сформированная через противостояние единичного человека тотальному социальному целому. 2 фактора - стандартизирующее влияние техники и технологии на индивида, с 1 стороны, и утрата индивидом истинных типов солидарности, с другой - превращают его в одинокого и изолированного человека массы. Это явление, специфическая форма культуриндустрии, в которую вылилась культура, и позволяет говорить о позднем индустриальном обществе еще и как о массовом.

Маркузе 1898-1979, ключом к пониманию того, что такое развитое индустриальное общество, каковы процессы, которые определяют его экономику, социальную организацию, культуру, - научно-технический прогресс. Развитое индустриальное общество и его системы распределения требуют всецело подчиненного индивида и сами формируют его.

Рабочий класс под влиянием технологического процесса автоматизации производства трансформируется: 1 механизация и автоматизация уменьшают количество и интенсивность затрачиваемой в труде физической энергии, механизация и автоматизация трудового процесса облегчают труд в физическом смысле, но его изматывающее, отупляющее, нечеловеческое порабощение усиливается благодаря увеличению скорости трудовых операций, машинному контролю, не посредством готового произведенного продукта, а посредством жесткого алгоритма операций, изоляции рабочих; 2 машинная технология все больше порабощает рабочего, сводя на нет социально-профессиональную автономию рабочего класса и интегрируя его с другими профессиональными группами; 3уже невозможно измерить вклад отдельного рабочего, измерению поддается только использование оборудования.

С 1 стороны, налицо негативные черты автоматизации: интенсификация труда, технологическая безработица, усиление позиций управленческого аппарата, увеличивающееся бессилие и смирение части рабочих, уменьшение возможностей вертикальной мобильности. С другой - та же технологическая организация создает общность в труде (трудовое сообщество, коллектив), генерирует еще взаимозависимость, которая интегрирует рабочих с заводом. Рабочие заинтересованы в том, чтобы участвовать в принятии решения по различным проблемам производства и технологического процесса, готовы отдавать свое умение, навык, умственную и психическую энергию, демонстрируют включенный интерес и заинтересованность в делах предприятия.

Надежды на освобождение и построение новой цивилизации Маркузе связывает с сексуальной революцией, авангардистским искусством, с группами - молодежь, люмпены, национальные меньшинства, не включенные в современное общество и еще не ставшие жертвой репрессивной структуры влечений.

Отрицал идею, согласно которой технология в современном мире нейтральна, рассматривал ее как способ господства над людьми. Технология эффективна, так как представляется нейтральной, в то время как на самом деле порабощает, служит для подавления индивидуальности. Современ­ная технология «поглотила и свела на нет» внутреннюю свободу субъекта. Ре­зультатом стало одномерное общество, как его называл Маркузе, в котором индивидуумы теряют способность мыслить об обществе критически и негатив­но. Губительна не технология сама по себе, а то, как она применяется в современном капиталистическом обществе.

Маркузе поставлен 1 из центральных социоло­гических вопросов: «Как возможна революция в позднекапиталистическом обществе?»

Джон Гелбрейт 1908-2006 - амер экономист. Сторонник концепции, отстаивавшей тезис о сближении капиталистического и социалистического типов индустриального общества и даже об оформлении единого развитого индустриального общества (конвергенция) через процессы либерализации социалистического и социализации капиталистического.

Раймон Арон 1905-1983 - государство обязано создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм и равенство граждан, обеспечить их выполнение. Является 1 из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ.

Тезис о конце идеологической эпохи - «Опиум для интеллектуалов», о конце идеологий поставил в качестве актуальной задачу <деидеологизации> социальной науки - отказ от интерпретаций социальной реальности и развитых промышленных обществ в идеологических терминах. Необходимо ответить на вопрос, в чем проявлялись различия между капиталистической и социалистической системамии насколько существенны в условиях, когда речь о технологически одинаково высоко развитых обществах.

Анализ и критика технологического детерминизма и возникающей на основе этого методологического подхода теории конвергенции: индустриальное общество - аналитическая характеристика, идеальная модель, отражающая только частичный характер реальных исторических обществ - капиталистического и социалистического. Общие черты этих обществ очевидны и их много - речь идет о технических и социальных аспектах. Различаются системными и рыночными характеристиками, а эти характеристики имеют более фундаментальный характер.

Идеальный тип развитого индустриального общества определяет следующим образом: характеризуется специализацией, определением социальной функции в зависимости от способностей, разделением производственной и индивидуальной деятельности, атомизацией устойчивых, сохраняющихся от поколения к поколению образований, которые называются классами. Развитое индустриальное общество обладает сложной системой стратификации, не содержащей деления на классы, являющиеся образованиями, обладающими коллективным сознанием.

Определения из энциклопедии:

- Индустриальное общество - определяется уровнем технического развития; сословные перегородки исчезают, начинает преобладать равенство возможностей, интенсивно развиваются обрабатывающая промышленность и банковское дело, господствующими силами являются промышленный и финансовый капитал. Производство продукции приобретает массовый и стандартизированный характер и ориентировано на рынок. Формируется система национальных государств. Быстрая урбанизация. Формирование массовой культуры

- Постиндустриальное -основные ресурсы - знание и информация. Развивается производство, основанное на микроэлектронных и компьютерных технологиях. Изменяется структура хозяйства. Сокращаются масштабы производства в добывающих отраслях, металлургии и сельском хозяйстве. Растет сфера услуг. Обратный отток жителей из крупных городов, рассредоточение в пригородах и сельской местности. Уменьшается численность пролетариата и возрастает число специалистов с высшим образованием. Постиндустриальное- в экономике которого в результате научно-технической революции и роста доходов населения приоритет перешёл от производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом - информация и знания. Научные разработки - главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами - уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

 

36. ЛЕВОРАДИКАЛЬНАЯ АМЕРИКАНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ СЕРЕДИНЫ ХХ В.: Ч.Р. МИЛЛЗПолякова ХХ век в социологических теориях, Ритцер Современные социологические теории

Чарльз Райт Миллз 1916-1962 амер социолог, в серии книг в 50е описал общества середины XX «Белые воротнички: американские средние классы», «Властвующая элита».

Начало XX - эпоха трансформации частной собственности и условий ее функционирования, появления акционерного капитала, крупномасштабных корпораций и организаций. Результат - бюрократизация частной собственности, оформление ее как классовой, корпоративной собственности класса, что приводит к усилению частной собственности и ее власти над обществом.

Указанные процессы привели к становлению крупномасштабных корпораций и организаций с иерархизированной бюрократической структурой, которые предстают как главная форма социальной организации в обществах XX.

По мнению Миллза, американское общество середины XX - общество, описываемое как корпоративный капитализм - сложилось под воздействием процессов централизации в сферах экономики, политики и информации, имевших место в начале XX. Социальная система этого общества - совокупность крупномасштабных иерархических институтов и организаций, среди которых определяющими являются иерархические институты государства, экономики и армии - образуют орудия власти и имеют значение, какого эти институты никогда не имели на протяжении истории. На вершинах военной, экономической и политической иерархий - пункты управления обществом, выявление которых и дает социологический ключ к пониманию функционирования общества.

Все другие социальные институты оказались на задворках современной истории и вынуждены подчиняться 3 первым. Религиозные, просветительские и семейные институты не представляют собой самостоятельных центров национальной власти, напротив, специфика этих децентрализованных сфер социальной жизни все в большей мере формируется большой тройкой. Семья, церковь и школа приспосабливаются к современной жизни; правительство, армия и корпорации формируют ее. И в процессе формирования современной жизни превращают эти более слабые институты в орудия осуществления своих целей.

Внутри каждого из главенствующих институтов структурная единица - корпорация, организация - имеет громадные размеры, управление ею носит централизованный и авторитарный характер. Эти особенности современных организаций и корпораций обусловлены современной техникой и технологией: корпорации явились во многом результатом развития техники и технологии, а оформившись в качестве основных организаций, стали использовать ее как средство осуществления власти.

Государство вмешивается в экономику, в которой господствуют корпорации, которые вмешиваются в вопросы управления государством. Такими связями образуется система социального господства, определяет лицо обществ середины XX. Руководящие деятели каждой из 3 областей - военные, менеджеры корпораций, руководители государства - сплачиваются воедино, образуя властвующую элиту - является таковой потому, что занимает высшие позиции в важнейших социальных институтах.

Появление новой массовой социальной группы, новых средних классов - классов белых воротничков - образуют основание и срединную часть социальной пирамиды, иерархических структур, которые наполняют собою современные корпорации и крупномасштабные организации. - типичные представители урбанистической массы, демонстрирующей типичные условия жизни в обществах XX в. Белые воротнички приносят многие из тех психологических проблем, которые характеризуют эти общества и эпоху в целом. Уход с исторической сцены свободного предпринимателя и появление зависимого наемного работника - уход со сцены независимого индивида и появление индивида с психологией и мышлением маленького человека. В мире, который определяется действием мощных и опасных сил, белый воротничок становится обладателем всех сомнительных достоинств маленького человека. - жертва, объект действий других людей, пассивен. Этаизолированная позиция делает белых воротничков легкой добычей в руках СМИ.Их социальная среда - контекст утраченного доверия к внешнему миру и манипулирования со стороны массовой культуры и СМИ; отчуждены от своего труда, своей личности, индивидуальной рациональности; политически апатичны.

 

37. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА В АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ХХ В.: ДЖ. ХОМАНС, П. БЛАУЗборовский Г.Е.

Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене различными социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок.

Стремление (на психологическом уровне) человека к обмену - фундаментальное начало его деятельности и поведения. Благода­ря обмену в обществе имеют место не только структурные образования, но механизмы отношений - призна­ние, уважение, одобрение, успех, дружба, любовь. На ос­нове обмена можно интерпретировать и объяснять любые проявления социальной жизни.

Но при этом необходимо соблюдать важное условие: должны рассматриваться в тесной связи с социальным взаимодействием и поведе­нием индивидов. Абстрактные процессы и отношения не рассматривают­ся сторонниками теории обмена под углом зрения социологического (а отчасти и психологического) подхода на том основании, что они (про­цессы и отношения) «лишены» конкретного человека.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.018 сек.)Пожаловаться на материал