Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование во времена монголо-татарского ига






Упадок культурной жизни Древней Руси в результате монголо-татарского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским).

Татарское нашествие уничтожило материальное довольство рус­ского народа, истребило первые успехи образованности и хрис­тианского общежития, повсеместно принизило дух русских людей. В поучениях Владимирского епископа Серапиона[14], современника нашествия татар, рисуется ужасная картина разрушения на Руси: «Сие уже к 40 лѢ т приближаеть томление и мука, и дано тяжькыя на ны не престануть, глади, моровое животъ нашихъ, и в сласгь хлѢ ба своего изъѢ сти не можемъ, и въздыхание наше и печаль сушат кости наша.» Той же теме - отображению современных ему событий посвящённое и третье «слово» Серапиона, но всякий раз он находит всё новые и новые краски, изображая трагическую судьбу разорённой нашествием Русской земли: кровью родителей и братьев земля пропитана как водой в наводнение, исчезли крепости и сила наших князей и воевод, города опустели, заросли сорняковой травой сёла, наши богатства в настоящее время стали сокровищами иноплеменников.

Та­тарское иго имело самое, печальное влияние на русскую жизнь во­обще и на просвещение в частности.

Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но даже в духовенстве и среди князей и бояр. В XV веке, если бы и захотелось кому выучиться грамоте, осуществить это желание было бы негде, за недостатком училищ. Приходилось почти безграмотных людей ставить в священники.

Очень большую роль в развитии образования в это время играли монастыри. Они фактически представляли собой бой крупнейшие центры образования того времени. Зачинате­лем таких монастырских центров считается русский просвети­тель и религиозный деятель Сергий Радонежский (ныне считающийся покровителем российского студенчества). В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духов­ного звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских людей.

Опираясь на документы того времени, Боханов А. Н. и

Горинов М.М[15]., отмечают, что Русь отнюдь не была сплошь неграмотной. Знание письма, счета требовалось во многих отраслях хозяйственной и иной деятельности, грамотные люди никогда не переводились на Руси, причем не только в среде монахов, но и ремесленников, купцов.

К тому же, по мнению учёных, в этот период накапливались практические наблюдения, знания по строительной технике (необходимы были при возведении зданий), динамике (расчеты дальности полета камней, ядер из стенобитных и прочих приспособлений; из пушек, которые появились в конце XIV в.), прикладной физике (чеканка монеты, литье пушек, сборка и починка часовых механизмов), прикладной химии (изготовление красок, чернил), арифметике и геометрии (описание земель, торговые дела и пр.).

Круг географических знаний расширяли русские путешественники. Они оставили описания своих странствий. Таковы дьякон Троице-Сергиева монастыря Зосима, посетивший Константинополь, Палестину в 1420 году; суздальский инок Симеон - Флоренцию в 1439 году; знаменитый Афанасий Никитин, тверской купец, открывший для русичей Индию - 1466 – 1472 гг.. Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли описания, «чертежи» увиденных земель; послы - статейные списки со сведениями о зарубежных государствах.

Описания явлений природы (затмения, землетрясения и т.д.) довольно часты в летописях. Пользовались популярностью переводные сочинения -«Христианская топография» Козьмы Индикоплова (путешественника VI в.), «Шестоднев» Иоанна, экзарха болгарского.

В русских рукописных сборниках приводятся наблюдения по медицине, в основном, описание болезней. А сборник XV века, вышедший из Кирилло-Белозерского монастыря, включил комментарии Галена, римского ученого II в. н.э., к сочинению Гиппократа.

Выдающееся для своего времени значение имела «Книга сошному письму» (середина XIV века) – в ней описаны способы исчисления земельных площадей и налогов с них.

Н. М. Карамзин [16]отмечал, что сверх церковного наставления и мудрых изречений Св. Писания, которые врезались в память людей, Россия имела собственную систему нравоучений в своих народных пословицах. Многие из них несомненно относятся к монгольскому периоду: Где царь, там и орда; Такали, такали новгородцы, да и протакали. (такать – льстить, потакать, пресмыкаться перед кем-либо.

Подводя общий итог образованию того времени, обратимся к словам

Н. М. Карамзина[17]: «Ещё не время было для россиян дать языку ту силу, гибкость, приятность, тонкость, которые соединяются с богатством мыслей и знаний, с образованием вкуса или чувства изящности. Не ослепляясь народным самолюбием, скажем, что россияне сих веков в сравнении с другими европейцами могли по справедливости казаться невеждами; однако ж не утратили всех признаков гражданского образования и доказали, сколь оно живуче под самыми сильными ударами варварства».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.