Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Открытие школ. Развитию образования на Руси способствовало введение христианства






Развитию образования на Руси способствовало введение христианства. Оно приобщило Русь к античной культуре и науке, сблизило ее с многими странами Европы. Первое официальное свидетельство о появлении школ на Руси в 988 г. и связано оно с крещением Руси. В «Повести временных лет» указывается, что князь Владимир открыл в Киеве при Десятинной церкви школу «книжного учения». Об открытии первых школ упоминает

Н. М. Карамзин[5]: «Чтобы утвердить Веру на знании книг Божественных, еще в IX веке переведенных на Славянский язык Кириллом и Мефодием и без сомнения уже давно известных Киевским Христианам, Великий Князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшною новостию, и жены знаменитые, у коих неволей брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством».

На Руси учебные заведения именовались училищами: слово «школа» вошло в обиход начиная с XIV века. А. А. Леонтьев[6] называет семь свободных искусств, которые изучались в училищах: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум).

Первоначальные русские школы имели две цели:

· приготовить для церкви сведущих служителей;

· научить русских людей догмам веры и христианской нравственности.

В первые века христианства на Руси в этих школах обучались дети не исключительно духовных лиц, но вообще – всяких званий, даже вовсе неизвестного зва­ния, пленники; вместе с детьми могли учиться и взрослые. По окончании «учения книжного» не все поступали непременно на службу церкви, но шли также и на другие поприща. Призвание, способности и успехи в учении всякому ученику обеспечивали даль­нейшую служебную карьеру.

Кроме того, с самого начала христианства на Руси при церквах и монастырях содержались на церковный счет сироты и дети бед­ных родителей. Они получали в этих приютах содержание, христи­анское воспитание и «книжное обучение». Таким образом, цер­ковь для русского народа являлась источником умственного света и добра. Школы получили значение как христианские, педагоги­ческие и благотворительные учреждения. Духовенство, естествен­но, имело в народе высокий нравственный авторитет.

Интересны наблюдения доктора русской словесности

Н. О. Лавровского[7]:

· вся училищная дисциплина древнерусских школ была основана на евангельской кротости и любви, с положительным запрещением действовать строгими мерами, яростью;

· первоначальные наши училища, а по всей вероятности и позднейшие, не имели исключительно целью образование умственных способностей, обучение одной грамоте, но вместе — внушение и установление начал нравственности, на основании учения веры, т. Е. были учебно-воспитательными заведениями;

· учебно-воспитательный характер училища приводит к предположению, что они были интернатами, что во все время обучения дети неотлучно содержались в самих зданиях училищ, устроенных при церквах.

Из учебных предметов псалтырь, церковное пение и письмо с древних времен были наиболее распространены в школе и привле­кали особое внимание учителей. Псалтырь в старину была первой настольной книгой для всякого грамотного человека, и простолю­дина, и князя. Книга эта, полная религиозного вдохновения и по­эзии, имела в старину у нас, как и на западе, глубоко воспита­тельное и образовательное значение. Пение в старину употребля­лось не только в церкви, но и в собраниях, на княжеских и бояр­ских пирах и служило удовлетворением живой общественной потребности, присущей всем людям, не стесняемым в своем есте­ственном духовном развитии. Поэтому и школа была внимательна к этой потребности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.