Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неоромантизм и неосентиментализм в поэзии и прозе 1930-х годов.






 

Маргинальные тенденции в литературе 30-х годов, их отношения с соцреализмом.

Романтическое видение обыденной, ''глухоманной'' России (К. Паустовский ''Мещерская сторона''). Мир детства и отрочества как способ сохранения высоких романтических идеалов (проза А.Гайдара, повесть Р. Фраермана ''Дикая собака Динго'').

Суровый романтизм в поэзии (К. Симонов, П. Коган, М. Кульчицкий) и прозе (С. Диковский, Л. Канторович, Ю.Герман). Драматизм коллизий, аскетическая доминанта в характерах героев, мужественный пафос. Поэтика скупого жеста, строгого ритма, неброских красок.

''Неосентиментализм'': создание образа частного, приватного человека (пьеса А. Афиногенова ''Машенька'').

Сказочная дидактика Е.Шварца (пьесы ''Тень'', Дракон'').

 

11.Роман-эпопея М.Шолохова ''Тихий Дон'': углубление реалистической традиции.

 

История создания романа ''Тихий Дон''.

''Тихий Дон'' как роман эпопея. Жанровое содержание романа-эпопеи: ''мысль о границах свободы и зависимости'' (Л. Толстой). Поэтика романа-эпопеи (синтез всех основных типов романа).

''Мысль народная'' в романе. ''Немирный'' характер народного бытия, тотальное неблагополучие в мироустройстве - источник исторических катаклизмов. Революция как всеобщая катастрофа, крушение семейных ''очагов''.

Образ Григория Мелехова как квинтэссенция народного характера и народных исканий всемирного лада. Социальное и общечеловеческое в герое, ''обаяние личности''. Трагизм образа Григория Мелехова.

Эпическая аура романа. Эмоциональный полифонизм ''Тихого Дона''. Образы Вечности (круговорот природы, мотив детства, мотив любви) как мера эстетической оценки мира и человека.

 

Второй раздел.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941 – 1945 гг.)

 

1. Духовная атмосфера военных лет. Основные жанры публицистики.

Духовная атмосфера времени. Ситуация Отечественной войны: угроза гибели страны и нации и духовное единение народа. Расцвет публицистики (''лирика в прозе'') как одной из самых отзывчивых форм художественного сознания.

Публицистика А. Толстого (''Родина'', ''Что мы защищаем? ''), ее одический пафос. Обращение к историческим, фольклорным и легендарным корням нации. Война советского народа против фашизма как защита национального достоинства и самобытности России. Влияние публицистики А.Толстого на восстановление связей между советским обществом и дореволюционным прошлым страны.

Публицистика И. Эренбурга. Война советского народа против фашизма как отстаивание ценностей мировой цивилизации. Жанр памфлета в публицистике И. Эренбурга: гротеск и сарказм - отличительные черты стиля.

 

2.Основные мотивы лирики и прозы 1941 –1945 годов.

 

Подъем лирической поэзии: два крыла (одическое и элегическое) и их взаимопроникновение.

Монументальные образы Родины и Народа в одической лирике. Патетические жанры: призыв (''Священная война'' В. Лебедева-Кумача), клятва (А.Ахматова), заклинание (К.Симонов ''Убей его'').

Элегическая тенденция: значимость для человека, идущего на смертный бой, святынь интимно-личностных. Образы любимой, матери, отчего дома, семьи в произведениях А.Суркова, К. Симонова, М.Исаковского.

Формы художественной прозы в годы войны: оживление романтической традиции, героико-романтическая повесть, романтическая эпопея А.Фадеева ''Молодая гвардия''.

Поэма А. Твардовского ''Василий Теркин'' как вершинное явление литературы периода войны. Образ Василия Теркина: принципы типизации. Взаимосвязь ''сказочного'' и ''романного'' начал в структуре поэмы. Диалогическая связь образов автора и героя.

 

 

3.Пьеса Л.Леонова ''Нашествие''

Основные тенденции в драматургии военных лет, формирование жанра ''народной драмы''.

Пьеса Л. Леонова ''Нашествие''. Драма разобщенности советского общества – через разобщенность внутри семьи доктора Таланова.

Федор Таланов: чувство оскорбленного достоинства и возвышение перед лицом всенародной беды, его подвиг.

Особенности поэтики драмы ''Нашествие'': монументальность образов, ''зеркальность'' ключевых сцен, символический подтекст.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Художественный мир романа Андрея Платонова " Чевенгур"

Задание: на основе сравнения двух – трех критических работ о концепции романа А. Платонова попытаться определить возможные подходы к анализу художественного мира в романе ''Чевенгур''.

Вопросы:

1.Особенности архитектоники " Чевенгура". Сколько частей можно выделить в его составе? Каково содержательное наполнение каждой части? Какие закономерности проступают в соотношении этих частей?

2. Типы героев в романе. Какой смысл вкладывает А. Платонов в понятие ''мастерства''? Кто из героев первой части вправе претендовать на звание мастера? Каковы способы создания человеческого характера в романе? Особое внимание обратить на семантику имени (''говорящие фамилии'') и на литературных прототипов главных героев. Какова система отношений меж­ду персонажами? Мотив отцов и сыновей в романе.

3. Образ чевенгурской коммуны и его эстетическая оценка. Каково содержательное наполнение пейзажа в заключительной части романа? Насколько мотивирована гибель коммуны? Какое событие и почему послужило настоящим толчком для ее разрушения? Какой смысл заложен в открытом финале романа?

4. Стилевые особенности прозы А. Платонова. Понятие ''речевого гротеска'' (см. статью С.Г. Бочарова)

 

 

Литература

Платонов А.П. Чевенгур/ Сост., вступ. ст и коммент. Е.А. Яблокова. Серия «Библиотека студента-словесника», М.: Высш. шк., 1991 (см. в этом издании также ст. Л.А.Шубина; С.Г.Бочарова; С.Г. Семеновой.) М..1991.

Золотоносов М. Усомнившийся Платонов//Нева. 1990. №4.

Золотусский И. Крушение абстракций// Новый мир. 1989. №1.

Парамонов Б. Чевенгур и окрестности//Искусство кино. 1991. №12.

Семенова С.Г. Мытарства идеала//Новый мир. 1988. №5.

Дополнительная литература

Чалмаев В. Утонувший колокол // Вопросы лит. 1988. № 7.

Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования. М.. 1987. Гл.3-7.

 

Тема 2. Проблема историзма в романе А.Толстого " Петр I"

Задание: по материалам критических статей определить причины обращения А. Толстого к образу Петра I, с учетом этих наблюдений и анализа отдельных эпизодов сделать вывод о характере историзма романа А. Толстого.

Вопросы:

1.Как достигается конкретность в изображении исторической эпохи:

- проанализировать образ допетровской Руси, каково его значение в общей концепции романа;

- выделите основные сюжетные линии, отражающие противоречия внутри пра­вящих сил, между верхами и народными массами.

2. Как воссоздается колорит эпохи в романе: через речевой строй (повествование автора и речь персонажей), через предметные детали и подробности?

3. Как изображаются народные массы? Как раскрывается их роль в истории? (Сопоставьте три массовые сцены: кн. 1, гл.1, подглавки 16, 18; кн. 2, гл. 1, подглавка 2; кн. 2, гл. 5, подглавка 4),

4. Образ Петра Первого:

- как показан процесс " становления личности в исторической эпохе";

- как соотнесены образы Петра и князя Василия Голицына, Петра и короля Карла XII;

- в чем проявилась идеализация личности Петра?

5. Какие отступления от принципов историзма обнаруживаются в изображении динамики исторического процесса в России?

Литература

Алпатов А.В. Алексей-Толстой - мастер исторического романа. М., 1971.

Поляк Л.М. Алексей Толстой - художник. М., 1964.С. 382- 445. (гл. «Петр Первый»)

Крестинский Ю.А. А.Н. Толстой: Жизнь и творчество: (Краткий очерк). М., 1960. С. 172- 193.

Демидова Н.А. Роман А.Н. Толстого «Петр I» в школьном изучении. М., 1971.

Дополнительная литература

Матвеев Б.И. Языковой колорит эпохи в романе А.Н.Толстого «Петр I » //Рус. речь. 1976. № 4. С. 128 - 134.

Боярский Е.И. О мастерстве создания массовых сцен в романе «Петр I» А.Толстого//Вопросы поэтики художественного произведения. Алма-Ата, 1980. С. 150-159.

Корюкова А. Тема Петра I в контексте литературы и творчества А.Н. Толстого// Корюкова А.М. А.Н. Толстой и русская литература: (Творческая индивидуальность в литературном процессе), М.: Наука, 1990, С. 183-210

Тема 3. Лики лирического героя в поэзии О. Мандельштама 1930-х годов

Задание: ознакомиться с одной из работ, охватывающих весь творческий путь О.Мандельштама. Изучить циклы " Новые стихи" (1930 - 1934), " Воронежские тетради" (1935 - 1937) с целью выявления наиболее характерных " ликов" лирического героя, под­готовить обстоятельный ответ на один из вопросов плана с анализом стихотворений.

Вопросы:

1. Критика о лирическом субъекте в поэзии Мандельштама: чем, по мнению большинства исследователей, отличается лирический субъект стихов 1930-х годов от субъекта лирики 1910-1920-х годов (''Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…'' (1931) и др.)?

2. " Конвенционален" или " неконвенционален'' " человек эпохи Москвошвея" в сти­хах Мандельштама 1930-х годов?

3. В каких литературных и речевых " масках" выступает лирический герой? Каких " двойников" себе он находит? Проанализируйте эстетический смысл этих " масок" и " двойников". (''Я скажу тебе с последней / Прямотой…'' (1931), ''Жил Александр Герцевич…'' (1931), ''Утро 10 января 1934'' < Памяти Андрея Белого> и др.)

4. В чем выражалась попытка лирического героя " большеветь"? Удалась ли она творчески? (''Стансы'' (1935), ''Когда б я уголь взял для высшей похвалы'' < Ода> (1937) и др.)

5. Лирическое " Я" и надличные ценности – земля и небо в " Воронежских тетрадях":

- раскрыть разные грани образа земли в мировосприятии лирического героя:

- установить отличия семантики образа неба в стихах 1930-х годов от семантики образа неба в ранних стихах поэта.

6. Сделать общий вывод об образе лирического героя в поэзии Мандельштама 1930-х годов; о его отношениях с действительностью, о поисках путей преодоления гне­та жесткого Века. Нашел ли он такие пути?

Литература

Гинзбург Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама// Гинзбург Л. О старом и новом (статьи и очерки). Л., 1982.

Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама// Мандельштам О. Сочине­ния: В 2 т. М., 1990. Т. 1.

Левин Ю.И. О некоторых особенностях поэтики позднего Мандельштама //Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Воспоминания. Материалы к биографии. Новые сти­хи. Комментарии. Исследования. Воронеж, 1990. Его же. Осип Мандельштам: тридцатые годы // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 97- 142.

Слово и судьба. Осип Мандельштам: Исследования и материалы. М., 1992.

Гаспаров М.Л. Осип Мандельштам // Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб., 2001.

Лейдерман Н.Л. Феномен Осипа Мандельштама// Лейдерман Н.Л. Русская литера­турная классика XX века. Монографические очерки. Екатеринбург, 1996. С.169-182.

 

Дополнительная литература

Семенко И. Поэтика позднего Мандельштама. М., 1997.

Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992.

Тема 4. Драматическая сказка: Е.Шварца " Дракон'': интеллектуальный конфликт и проблема народа

Задание: освоить навыки анализа жанра интеллектуальной драмы, акцентируя внимание на поэтике многослойного развертывания центральной коллизии; выявить семантический потенциал этой формы, охарактеризовать ее актуализацию в пьесе Е. Щварца.

Вопросы:

1. Определите конфликт и центральную художественную проблему пьесы. В чем состоит несогласие Ланцелота с горожанами: в 1-м действии, в 3-м действии?

2. Проанализируйте образ горожан. Особое внимание обратите на характеры Шарлеманя, Эльзы, Генриха, Бургомистра. Каковы отношения каждого из них с режи­мом Дракона? Что объединяет мироощущение различных горожан?

3. Раскройте символический смысл образа Дракона, проанализируйте хронотоп Драконьего города. Какие модификации претерпевает режим дракона после его гибе­ли? Что остается неизменным? Почему? Как развивается во второй половине действия интеллектуальная интрига, связанная с посмертными метаморфозами Дракона, как она разрешается?

4. Как меняется самосознание горожан по мере развития действия? Какова логика этих изменений? Благотворны ли они? С помощью каких приемов воплощается автором эсте­тическая оценка? (Особое внимание обратите на подтекстные связи, рефрены.)

5. Характер Ланцелота. Насколько он условен, насколько убедителен? Как мета­морфозы народа отражаются на эволюции позиции Ланцелота?

6. Зачем Е. Шварц использует сказочную традицию? Какие жанровые традиции сочетаются в этой пьесе? Какова их взаимодействие? Сопоставьте " Дракон" с известными вам интеллектуальными драмами западноевропейских авторов 1920 - 1930-х годов (Б. Шоу, Б. Брехт, Л. Пиранделло, Ж. Ануй, Жироду): что у них общего и в чем состоят различия?

Литература

Л иповецкий М. Поэтика литературной сказки. Свердловск, 1992. С. 110 - 120.

Калмановский Е.Е. Шварц // Очерки истории русской советской драматургии: 1945-1967, Т.3. Л., 1968. С. 135 –161.

Дополнительная литература

Липовецкий М. Тень дракона//Липовецкий М. " Свободы черная работа". Сверд­ловск, 1991.С.6-35.

Головчинер В. Принципы художественного исследования действительности в пье­се Е.Шварца " Дракон". Образ горожан //Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1979. Вып. 2.

 

Тема 5. Трагедия Григория Мелехова: по материалам дискуссий

Задание:

1.Ознакомьтесь с двумя из указанных в списке литературы монографиями. Изучи­те и сопоставьте концепции, объясняющие истоки и сущность трагедии Григория Ме­лехова. (Сделайте тезисные конспекты аргументации исследователей.)

2. Проанализируйте основные вехи судьбы Григория Мелехова: «мысль о границах свободы и зависимости» и ее воплощение в метаниях героя.

3. Какие специальные и исторические закономерности переломной эпохи, по ва­шему мнению, художественно сконцентрированы в характере и судьбе Григория Меле­хова? (Определяя меру и степень масштабности образа главного героя романа, соотне­сите его метания с жизнью других персонажей,)

 

Литература

Якименко Л. Творчество М. Шолохова. 2-е изд. М., 1970.(гл. «Трагическая судьба Григория Мелехова», С. 119-235; «История разрушения семьи Мелеховых», С. 309-352).

Бритиков А.Ф. Старое и новое в трактовке трагедии Григория Мелехова// Рус. лит. 1968, №4.

Хватов А.И. Художественный мир Шолохова. М., 1978 (гл. «Мир уходящий», «Род Мелеховых», «На грани двух начал»).

Палиевский П.В. Мировое значение М. Шолохова// Палиевский П.В. Литература и теория. М., 1979.

Тамарченко Е. Идея правды в «Тихом Доне»//Новый мир, 1990, №6.

 

Тема 6. Образ Василия Теркина в поэме А. Твардовского " Василий Теркин'': проблема типизации

Задание: подготовить реферативное сообщение по спорам в критике об исторических кор­нях и масштабности образа Василия Теркина, попытаться определить значение поэмы А. Твардовского в литературе военных лет.

Вопросы:

1. Проведите анализ образа Теркина.

- личная судьба героя как концентрированное воплощение солдатской доли на войне;

- место Теркина в солдатской массе;

- проследите за тем, как соотносятся поведение и переживания героя с эпическим сюжетом (ходом войны).

2. Выявите наиболее существенные способы типизации образа Теркина:

- роль фольклорных мотивов;

- значение " двойников" героя.

3. Проанализируйте в свете проблемы типизации взаимоотношения между обра­зом Теркина и образом автора-повествователя (на анализе глав " От автора").

4. Сделайте вывод о значении образа Василия Теркина в эволюции концепции советского человека.

Литература

Выходцев П.С. Твардовский и народная художественная культура «Василий Тер­кин») //Творчество Александра Твардовского. Исследования и материалы. Л., 1989. С, 5 -42.

Турков А. Александр Твардовский. М., 1980. С. 63 - 96.

Кондратович А. Александр Твардовский. Поэзия и личность. М., 1978. Гл. «Теркин и его автор». С. 134- 191.

Гришунин А.Л. «Василий Теркин» А.Твардовского// Твардовский А. Василий-Тер­кин. М., 1978. С. 406 - 488. (Сер. " Литературные памятники").

Дополнительная литература

Любарева Е.П. Эпос А.Твардовского. М., 1982. Гл. 2. " Ради жизни на земле".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.