Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Драматургическая постановка






Когда кто-либо выступает на житейской сцене, он рассчитывает на восприятие окружающих. Это касается даже тех, кто скромно держится в тени или даже готов умереть от скромности. Природе человека (conditio humana) присуща потребность быть воспринятыми другими людьми, чтобы вооб­ще подтвердить свою самость перед самим собой.

1 Mills С. Situated actions and vocabularies of motive. P. 473.

2 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 28.


 

222 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

Бесспорно, что своими действиями человек влияет не только на окружающую природу, но и на других людей. Как продемонстрировал Альфред Шюц, даже простое восприятие социального действия, а тем более восприятие восприятия социального действия другими людьми, также является социальным дей­ствием. Наблюдение за действиями других людей и знание о том, что за тобой наблюдают со стороны, является импульсом определенных действий. При­мерно так можно обрисовать правомерность допу­щения о драматической постановке действия в тео­рии Гофмана. «Примерно так» в данном случае озна­чает, что соответствующая глава в книге Гофмана имеет весьма расплывчатое содержание. Это отчас­ти связано с примерами Гофмана для иллюстрации своих мыслей, которые являются слишком абстракт­ными.

Аргументацию Гофмана можно подытожить сле­дующим образом: когда человек действует на гла­зах другого, то он выражает при этом еще и нечто иное, а именно, то, что придает действию вполне определенное значение. Гофман называет это «дра­матической постановкой». Он пишет: «Отдельный человек обычно сопровождает свои действия наме­ками, которые хорошо подтверждают публике важ­ные для него факты и освещают такие, которые иначе могли бы быть не замечены или остаться в тени».1 Подтверждения тем самым означают под­черкивание определенного образа, который действу­ющее лицо желает создать о себе. Иногда речь идет даже о создании вполне определенного образа, ко­торый желает иметь индивид. Здесь речь идет не о


 

 

Ирвинг Гофман: Техники презентации

каких-то таинственных действиях, а, наоборот, о действиях, которым мы обычно не уделяем ника­кого внимания в силу их сугубой обычности. Это можно проиллюстрировать на примере слесаря-сан­техника. Часть того, что он выполняет по роду свой деятельности, известно любому, и любой может выполнить часть его работы. Однако чтобы не со­здавалось впечатления, что его работу может вы­полнить любой, сантехник, прежде чем приступить к делу, сначала морщит лоб, начинает комменти­ровать заявку с разных точек зрения и т. п. Другая стратегия сантехника заключается в критике рабо­ты, выполненной другой фирмой. Тем самым про­фессиональная квалификация подтверждается с помощью «драматических» средств выражения, что оправдывает высокую стоимость ремонта сантехни­ки и обеспечивает дистанцию по отношению к до­морощенным сантехникам.

Драматическая постановка позволяет «превра­тить невидимые затраты в видимые».1 Гофман по­ясняет эту стратегию на примере могильщика. Его работа не видна. Тем не менее мы знаем, что работа эта совершенно непривлекательна. Мы наверняка не хотели бы ею заниматься. Конечно, это знает и могильщик, и он постоянно подкрепляет эту нашу установку демонстрацией своих неявных затрат, назначая, например, высокую цену на гробы. На самом деле высокая цена на гробы возникает не за счет затрат материала или расходов на заработную плату, а включает в себя некоторые услуги, кото­рые из уважения к близким покойного просто не называют. Проблема трансформации невидимых


1 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 31.


Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 32.


224 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация

затрат в видимые существует и для профессий, ко­торые, несмотря на престиж в обществе, плохо из­вестны публике, и неясно, в чем конкретно они за­ключаются. Политики решают эту проблему, ука­зывая публике на свою публичную ответственность, а некоторые ученые — тем, что говорят на непо­нятном для обычных людей языке науки.

Третью форму драматической постановки мож­но назвать «замещающим спектаклем». Гофман констатирует, что у многих людей, которые хоро­шо исполняют свои обязанности, не хватает време­ни или способностей, чтобы продемонстрировать другим, как хорошо они исполняют свои обязаннос­ти.1 В случае некоторых профессий это обеспечива­ется высоким гонораром или ставками. На многих предприятиях существуют специальные должности для показа работы тех, у кого она не видна. Именно такую функцию выполняют пресс-службы, которые должны демонстрировать невидимые усилия фир­мы, чтобы общественность смогла их оценить.

Понятно, что драматическая постановка пред­назначена для выражения того особенного, что со­держится в социальной роли. Таким образом, речь идет об особенном содержании социальной роли. Однако бывает, что все поведение стилизовано опре­деленным образом. Стилизация понимается здесь в смысле Макса Вебера, который писал о стилизации жизни сословий.2 Гофман называет такое поведе­ние габитусом.3 Габитус представляет собой куль-


Ирвинг Гофман: Техники презентации 225

тивирование деятельности, посредством которой устанавливается социальная дистанция.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.