Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысловое строение социального мира




Единственная книга, которую Шюц опублико­вал при жизни, называется «Смысловое строение социального мира». Она вышла в 1932 году и имеет подзаголовок «Введение в понимающую социоло­гию». Она представляет собой нечто большее, чем просто введение, и является попыткой философского обоснования социологии Макса Вебера ради разви­тия «понимающей» методологии.

В начале предисловия Шюц поясняет мотивы написания книги. Он пишет: «Предлагаемая книга восходит к многолетним интенсивным исследова­ниям теоретико-методологических сочинений Мак­са Вебера. В ходе длительной работы над ними я все больше укрепился в убеждении в том, что под­ход Макса Вебера хотя и представляет собой исход­ное положение всякой подлинной теории в соци­альных науках, однако его анализ еще не доведен до той глубины, на которой только и могут быть решены многие важнейшие вопросы, возникающие в самой методологии социальных наук. Необходимо, прежде всего, глубоко осмыслить центральное поня­тие социологии Макса Вебера — понятие субъек­тивного смысла, что, однако, является лишь частью других важнейших проблем социологии, которые Вебер вообще не анализировал, хотя они и не были чужды ему».1


1 Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt.

S. 9.


70 X Абельс Интеракция, идентичность презентация

По мнению Шюца, Вебер недостаточно ясно сфор­мулировал основную проблематику социальных наук и «понимающую» методологию, так как недостаточ­но глубоко изучил «прафеномены общественного бытия». Шюц намеревался устранить эти научные пробелы и предпринял попытку «найти истоки со­циально-научной проблематики в фундаментальных фактах деятельности сознания».1

Шюц исходит из знаменитого теоретического положения Макса Вебера, согласно которому соци­альным мы называем «такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом (или действу­ющими лицами) смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».2 Возника­ет вопрос: что такое смысл социального действия? Макс Вебер просто постулирует его наличие и отож­дествляет его с целью социального действия. Шюц критикует в этой связи Макса Вебера, поскольку он лишь «с трудом и с видимыми противоречиями... приближается к теоретическим основам свой науки». Это замечание касается как веберовской теории на­уки, так и его теории познания: «Вебер является видным представителем методологии, взгляды ко­торого на проблему образования понятий в соци­альных науках считаются бесспорными. Тем более удивительно, что философское чутье не обеспечило ему корректную критическую теоретико-познава­тельную позицию. Он недостаточно подкрепил свои теоретико-познавательные результаты надежными философскими основаниями и недостаточно прояс-



1 SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 9.

2 Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М., 1990. С. 602-603.


Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 71

нил глубинные основы предложенных им основных социологических понятий».1 Сказанное относится прежде всего к понятию смысла. По мнению Шюца, Вебер слишком рано завершает анализ социального мира и не ставит вопрос о конституировании смыс­ла в пассивных процессах памятй7~в"ходе которых мы накапливаем результаты социальных действий и посредством работы сознания превращаем их в свой социальный опыт, на основе которого и кон­струируем затем социальную реальность.

В свое время книга Шюца, вышедшая в 1932 го­ду, была известна лишь узкому кругу философов. Фундаментальный вопрос, адресованный Шюцем социологии, вообще не дошел до адресата, что от­части объясняется иной направленностью немецкой социологии в 30-е годы. Однако и в других обще­ственных условиях социологическая проблематика, сформулированная Шюцем, не вызвала понимания. Это видно хотя бы из письма, которое Т. Парсонс написал Шюцу в начале 1941 года. В этом письме, как и в предыдущих, он пишет Шюцу, что не по­нял его, но еще раз подытоживает всю полемику и полагает, что по сути дела они даже не обменялись критическими замечаниями, так как фактически имеют в виду разные предметы науки. В целях при­мирения научных позиций Парсонс делает в пись­ме неожиданное заключение и пишет: «У нас есть еще одна последняя возможность: Ваши аргумен­ты могли бы быть использованы в тех сферах, ко­торыми я не занимался, но которые, не знаю поче­му, все-таки расшатывают основы моей теоретиче-



1 Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Frankfurt am Mam, 1974. S. 15.


72 X Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

ской системы. Научная добросовестность требует от меня считаться с ними. Однако все, что я могу ска­зать по этому поводу, сводится к тому, что я не верю в эти аргументы, и самое лучшее, что могу сделать с ними — это попытаться понять каждый Ваш новый аргумент».1 Получается, что даже такой глубокий мыслитель, как Парсонс, испытывает некоторые за­труднения в понимании теории Шюца.

Тем не менее если попытаться выразить значе­ние сложных теоретических рассуждений Альфре­да Шюца для современной социологии в одном вы­сказывании (о чем уже шла речь в начале главы), то можно сформулировать следующее положение: в феноменологии А. Шюца содержатся ответы на принципиальные вопросы социологии об обраще­нии людей с социальной действительностью, в ко­торой они живут вместе с другими. Рассмотрим, в чем конкретно заключается вклад феноменологи­ческой социологии в решение этих вопросов.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал