Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сюжетно-ролевые игры






Ролевые игры используются нами как средство для осмысления ребенком человеческой деятельности, человеческих отношений, необходимости выработки собственной позиции.

 

«Планета людей»

Цель игры: обучение приемам общения детей и подростков, стимулирования у них коммуникативной культуры. Иг­ра может проводиться в период сборов и слетов детских организаций, в лагере, школе и центрах детского творчества. Одно­временно при включении в структуру методики игры этапа самоанализа игра становится обучающей.

Сюжет игры. Все участники игры разбиваются на группы, которые отправляются жить на одну из «планет». Каж­дая группа разрабатывает правила общения и сленг, при помощи которого общаются люди на выбранной «планете», которую они выбрали (например, правила общения и сленг из фильма «Кин-дза-дза»).

Одновременно с этим существуют общие правила, по которым общаются между собой жители всех планет на «Пла­нете людей». Но, посещая ту или иную «планету», необходимо руководствоваться правилами общения хозяев. В случае нару­шения правил на планету, представители которой нарушают эти правила, налагается штраф в условных денежных единицах (например, «галантах» от слова «галантный»).

Основные этапы игры: разбивка детей на группы по желанию, разработка «языка» планет, презентация планет, по­сещение планет, подведение итогов.

«Живое кольцо»

По жребию кто-то из членов группы оказывается «пленником», остальные окружают его кольцом, крепко взявшись за руки. Игра начинается с попыток «пленника» прорвать кольцо силой – этому всячески препятствовать. Теперь он должен, обращаясь к кому-то одному, найти волшебное слово, чтобы тот пропустил его. Имеется в виду такое обращение, которое было бы приятно данному лицу и по­будило бы его уступить «пленнику». Если он не уступает, приходится обратиться к другому.

В роли «пленника» обязан побывать каждый из играющих. Игра делает явными скрытые конфликты и обучает искать компромиссное решение для их разрешения.

 

«Слепые»

Комната освобождается от мебели. По сигналу ведущего все участники группы закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, также по сигналу открывают и фиксируют свое место нахождение, где и с кем рядом оказался.

Задача ведущего – вести наблюдение за участниками игры. По характеру невербального общения нетрудно опреде­лить, что некоторые участники испытывают при выполнении упражнения чувство тревожности, иногда растерянность. Лю­ди общительные двигаются по кругу, держатся рядом. Ведущему следует отметить тех, кто испытывает чувство тревожности (ходят с закрытыми глазами отдельно от всех, двигается по периферии).

 

«Видение других»

Один участник садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид одного из присутствующих – детали костюма, прическу, обувь и т.д.

Называется один из участков. Все вместе должны восстановить его поведение, настроение, высказывая с самого начала занятия до полного момента.

«Мафия»

Все играющие сидят в кругу. Ведущий предлагает перевоплотиться в жителей одного из городов мира. Придумать себе профессию и представиться. После этого устраивается жеребьевка (из коробки вытягивают жетончики). Игроки, вытянувшие жетоны с крестом, становятся мафией. Тот, кто получил жетон с буквой «К», комиссар. Чистые жетоны достаются мирным жителям. Начинается игра. Ведущий сообщает о наступлении ночи, все жители закрывают глаза. Со словами ведущего «мафия выходит на тропу войны» открывают глаза игроки, получившие роль мафии. Глазами находят друг друга, знакомятся, выбирают жертву и показывают на нее рукой. После чего закрывают глаза. Далее со словами ведущего «только не спит комиссар» просыпается комиссар. Он открывает глаза и показывает рукой, на того, кого он защищал этой ночью (этот игрок не может быть убит мафией в эту ночь) и кого подозревает (если он прав, то с утра не проснется один мафиози; если не прав, то о его подозрениях никто не узнает), после чего закрывает глаза. Ведущий сообщает о наступлении утра, о событиях ночи (был ли кто-то убит мафией, как удачно работал комиссар). После этого мирные жители выдвигают версии, кто является мафией. Выдвигается не более трех кандидатур. Все они обсуждаются, после чего устраивается голосование. Житель, за которого проголосует больше всего игроков, выбывает из игры. Ведущий сообщает о том, кем был этот игрок (мафиози, комиссар, мирный житель). Вновь наступает ночь. Задача мирных жителей и комиссара – уничтожить мафию, а мафии – победить всех.

 

«Стратегия в диалоге»

Эти игровые упражнения направлены на тренировку вербального общения – умение говорить и слушать другого. Например:

1) двое вызываются ведущим. Каждый из них получает втайне от группы и друг от друга задание. У первого – это поддерживать диалог в своей обычной манере. У второго – во что бы то не стало удержать «лидерство» в процессе диалога. Тема задается педагогом, группой или выбирается самими участниками (обсуждение свежей конфликтной ситуации, телепе­редачи, возможность контакта с инопланетянами и т.д.). Стратегия диалога затем обсуждается всеми;

2) все то же самое, но второй партнер получает противоположное задание: заставить напарника стать лидером разго­вора;

3) оба получают задание вести диалог определенным образом. Один утверждает какое-то мнение, второй должен сначала дословно повторить, как он понял мнение первого, а затем высказать свое. Первый, соответственно должен повто­рить высказанное партнером, затем продолжить обсуждение темы. Такой диалог идет 5 – 7 минут. Желательно остальным фиксировать искажения, вносимые партнерами при обсуждении. Через это упражнение должны пройти все участники. Ве­дущий должен анализировать, как меняется манера разговора.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.