Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава V. (У истоков западной цивилизации)






Золотое детство

(У истоков западной цивилизации)

 

 

Кто не помнит романтический миф древних греков о страшном лабиринте царя Миноса, о Минотавре – кровожадном чудовище с головой быка, пожирающем юношей и девушек, которых афиняне поставляли в качестве дани Миносу, о герое Тесее, который убил чудовище, а затем с помощью царской дочери Ариадны и ее вошедшей теперь в поговорку нити выбрался из считавшегося непроходимым лабиринта и увез с собой Ариадну!

В другом мифе рассказывается, как искусный мастер Дедал, который по заказу царя Миноса построил лабиринт, слепил из перьев и воска чудесные крылья себе и своему сыну Икару, чтобы совершить перелет через море. Все эти события якобы разыгрались в городе Кноссе – столице древнего царства на большом средиземноморском острове Крите, где жил неведомый народ, создавший богатую, своеобразную культуру и неожиданно таинственно исчезнувший с лица земли за полторы тысячи лет до нашей эры.

Долгие годы никто не принимал содержание античных мифоввсерьез. Но вот в середине XIX столетия археолог Генрих Шлиман задался целью отыскать воспетую Гомером в «Илиаде» легендарную Трою и отыскал ее! Сенсационный успех этого события дал мощный толчок и своего рода путеводную нить другим пытливым умам, вознамерившимся в буквальном смысле слова откопать исторические корни античных мифов. Наибольший успех выпал на долю отличного знатока истории и культуры балканских народов англичанина Артура Эванса.

Пять археологических экспедиций, снаряженных Эвансом в 1893–1920 гг. на остров Крит на поиски легендарного лабиринта мифического царя Миноса, дали блестящие результаты!

В Кноссе археологи откопали царский дворец, который занимал площадь в 16 тысяч квадратных метров и состоял из нескольких сотен покоев разной величины и назначения, закоулков, коридоров, подвалов, складов, темниц, бассейнов, ванных, туалетов. В этом дворце, построенном в конце третьего тысячелетия и беспрерывно расширявшемся вплоть до середины второго тысячелетия до нашей эры, уже имелись водопровод и канализация, что, бесспорно, как и прекрасные мощенные дороги, пересекавшие весь остров, свидетельствует о чрезвычайно высоком для того времени уровне критской цивилизации.

Стены дворца были покрыты великолепными фресками, своеобразной формы вазы – тончайшей росписью. Очень ценно, что на них изображены, главным образом, бытовые сцены, торжественные процессии. Критские художники писали и на религиозные сюжеты, но все же в значительно большей степени их творчество носило светский характер, что позволяет историкам и археологам по этим рисункам восстановить облик и быт жителей удивительного островного государства.

Раскопки Артура Эванса в Кноссе положили начало новому археологическому открытию Крита, помогли разгадать многие тайны прошлого и поставили немало новых загадок. На острове были обнаружены еще три царских дворца: в Фесте, в Маллии и в Като Закро около города Сития. По архитектуре и внутреннему устройству они напоминают кносский, но уступают ему по величине.

Интереснейшая находка кносского дворца-лабиринта – глиняные таблички, одни из которых покрыты иероглифическими, другие – линейными, доселе неразгаданными письменами.

Такой же загадкой до самого последнего времени оставалась и причина неожиданной гибели где-то в середине второго тысячелетия до нашей эры высокой крито-минойской цивилизации. Как случилось, что государство отличных мореплавателей, державших в своих руках всю торговлю и судоходство на востоке Средиземноморья, вдруг бесследно сгинуло с лица земли? Кто разрушил великолепные дворцы, храмы, прекрасные виадуки? Почему позарастали многочисленные мощеные дороги? Где, наконец, объяснение тому, что начиная с загадочного рубежа – середины второй тысячелетия до нашей эры (об этом говорят раскопки и химико-физический анализ возраста найденных вещей), – заметно упала культура островитян, равно как и их численность?

В 1966 году на конференции археологов в городе Кания (Крит) профессор С. Маринатос, прокомментировав результаты, полученные американскими геологами, и опираясь на них, нарисовал следующую картину гибели минойской цивилизации.

До середины второго тысячелетия до нашей эры остров Фера, именуемый иногда по-итальянски Санторин, имел овальную форму, а в центре его возвышался вулкан. Первое извержение (примерно в 1520 году до н. э.) уничтожило все живое на Фере, но нанесло лишь незначительный ущерб лежащему от него в 75 милях к югу Криту. Приблизительно полстолетия спустя Феру потряс второй, на этот раз небывалой силы вулканический взрыв. Большая часть острова погрузилась в море, вытеснив собой громадную массу воды. Из этой чудовищной подводной могилы на Крит хлынула стена воды высотой 30–50 метров, или, как мы называем это стихийное бедствие, – цунами. Минут через 20 эти волны со страшной яростью обрушились на побережье Крита, разрушая все на своем пути.

«Потопу» сопутствовал многодневный дождь вулканического пепла, смешанного с мелкими камнями. Он довершил опустошения, причиненные неожиданным чудовищным наводнением: засыпал посевы и сады, реки и каналы, дома и дороги. Ядовитые испарения, принесенные из кратера вулкана ветром, удушили тех, кто еще уцелел от воды и пепла. Немногие случайно спасшиеся минойцы нашли убежища на островах Средиземного моря и в материковой Греции.

После катастрофы от древнего острова Фера над поверхностью моря остались только кратер громадного вулкана, причинившего столько бед, да несколько мелких островков вокруг него: Фера, Феразиа, Аспрописи, Камени – остатки высокой прибрежной части некогда довольно большого овального острова.

Археологов озадачила одна любопытная подробность: в погребенном под лавой и пеплом городе среди многочисленных каменных орудий труда, домашней утвари изделий из глины не обнаружено ни человеческих останков, ни драгоценных предметов.

Маринатос объясняет это тем, что бедствие обрушилось на столицу Феры не так стремительно и неожиданно, как на Помпею. Пока нарастали подземные толчки, предполагает он, горожане успели захватить самое ценное, погрузиться на суда и отплыть от острова. Лишь после этого страшный взрыв вулкана потряс до основания весь остров и засыпал его вместе с городом густым, многодневным дождем камней и пепла. Островитяне же – и те, которые успели доплыть до своей метрополии Крита, и те, кого этот взрыв застал в пути, – погибли под волнами цунами...

Гипотезу Маринатоса о гибели критской цивилизации под волнами цунами и вулканическими осадками, вызванными страшным извержением на острове Фера в XV веке до н. э., подтвердили также недавние раскопки на самом Крите. Экспедиция греческого археологического общества, проводившая в последние годы работы по раскопкам минойского дворца в Като Закро под Ситией, обнаружила на всей исследуемой территории многочисленные куски пемзы и других вулканических пород, смешанных с серой. Это привело руководителя экспедиции Н. Платона к выводу, что как открытый им дворец в Като Закро, так и дворцы в Кноссе, Фесте, Маллии и иные сооружения минойской эпохи на побережье Крита погибли в результате стихийных бедствий, обрушившихся на Крит около 1450 года до н. э. после сейсмической катастрофы на расположенном в 75 милях к северу древнем острове Фера.

Вот какую печальную историю поведал затонувший остров, увлекший вслед за собой в небытие высокую по тем временам крито-минойскую цивилизацию.

Открытие Маринатоса заставило несколько иначе, чем раньше, отнестись не только к мифам, связанным с минойским Критом, но и к библейским сказаниям.

Сейсмическая катастрофа на островеФера нарушила режим рек и водоемов Восточного Средиземноморья. Заболоченная, как и везде в жарком климате, кишащая заразными насекомыми и бациллами вода затопила поля, селения. Появились тучи мошек, комаров, вспыхнули эпидемии.

Вода и вызванные нарушением нормальных метеорологических условий ураганные ветры выгнали из прибрежных зарослей полчища жаб. За гибелью посевов, садов, лугов и пастбищ последовал массовый голод. Ослабленный недоеданием организм не сопротивлялся заразным болезням. Смерть косила людей и животных. Их трупы убирать было некому. На падаль слетались мириады «песьих» мух. Были затронуты и другие регионы. Память о стихийных бедствиях, обрушившихся на Египет в XV веке до н. э., по всей вероятности, долго жила в народе. А уж жрецы, писавшие Ветхий завет, увязали «казни египетские» с религиозным сюжетом, дабы возвеличить пророка Моисея и продемонстрировать могущество библейского бога Иеговы.

А. Тойнби, характеризуя подобные события, отмечал: «Физическое материальное будущее мало зависит от нас. Могут налететь штормы, землетрясения, разрушив до основания дорогое нашему сердцу здание, не оставив камня на камне. Однако, пусть камни рушатся, но свет, который освещает наш путь, не угаснет».

 

Таблица 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.